Представления о созерцательной и деятельной жизни в ранней эллинистической философии
Ключевые слова:
созерцательная жизнь, деятельная жизнь, ранний эллинизм, полис, Аристотель, перипатетики, ранние стоики, Эпикур.Аннотация
В статье рассматривается вопрос о предпочтительном образе жизни в ранней эллинистической философии. Установлено, что для многих философов созерцательная и деятельная жизни были равноценны. Данной позиции придерживались Деметрий Фалерский, ранние стоики, вероятно Ксенократ и Менедем из Эретрии. Дикеарх отдавал предпочтение деятельной жизни. Предпочтение созерцательной жизни отдавали Аристотель, Теофраст и Эпикур. При том, в отличие от Аристотеля и Теофраста, Эпикур рассматривал созерцательную жизнь не как цель, а только как средство достижения безмятежности. Также было установлено, что высокий ценностный статус деятельной жизни в ранней эллинистической философии был обусловлен сохранением полисной системы и образованием эллинистических монархий, в которых открылись широкие возможности для участия философов в политической деятельности. Стремление к созерцательной жизни было связано с кризисом полисной системы.
Библиографические ссылки
Аристотель. (1976). Сочинения в четырех томах. Том 1. Ред. В. Ф. Асмус. М.
Aristotle. (1976). Essays in 4 vol. Vol. 1. In V. F. Asmus (ed.). Moscow. (In Russ.)
Аристотель. (1983). Сочинения в четырех томах. Том 4. Под ред. А. И. Доватура. М.
Aristotle. (1983). Aristotle. Essays in 4 vols. Vol. 4. A. I. Dovatur (ed.). Moscow. (In Russ.)
Биркин, М. Ю. (2016). Представления о деятельной и созерцательной жизни: от Платона к христианской патристике. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 11. С. 38-46. DOI: 10.28995/2686-7249-2016-11-38-46
Birkin, M. (2016). Notion about active and contemplative life. From Plato to Christian patristics. Bulletin RSUH/RGGU. “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies Series”. no. 11. pp. 38-46. (In Russ.) DOI: 10.28995/2686-7249-2016-11-38-46 (In Russ.)
Гегель, Г. В. Ф. (1932). Лекции по истории философии. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Кн. 2. Т. X. М.
Hegel, G. W. F. (1932). Lectures on the History of Philosophy. Moscow. (In Russ)
Диоген Лаэртский. (1986). О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд. М.
Diogenes Laertius. (1986). About the life, teachings and sayings of famous philosophers. M. L. Gasparov (transl.). 2nd ed. Moscow. (In Russ.)
Лукреций (1947). О природе вещей. Под ред. Ф. А. Петровского. Ленинград. Т. 2.
Lucretius (1947). On the Nature of Things. F. A. Petrovskiy (ed.). Leningrad. Vol. 2.
Фрагменты ранних стоиков. Т. I: Зенон и его ученики. (1998). Пер. и ком. А. А. Столярова. М.
Excerpts of Early Stoics. Vol. 1. Zeno and His Apprentices. (1998). Transl. and comment. A. A. Stolyarov. Moscow. (In Russ.)
Фрагменты ранних стоиков. Т. III: Хрисипп из Сол. Ч. 1: Этические фрагменты. (2007). Пер. и ком. А. А. Столярова. М.
Excerpts of Early Stoics. Vol. III Chrysippus of Soli. Ch. 1. Ethical fragments. (2007). Transl. and comment. A. A. Stolyarov. Moscow. (In Russ.)
Цицерон, М. Т. (1949). Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Пер. В. О. Горенштейна. М.–Л. Т. 1.
Cicero, M. T. (1949). Letters to Friends. V. O. Gorenshtein (transl.). Moscow-Leningrad. Vol. 1. (In Russ.)
Цицерон, М. Т. (1966). О законах. Пер. В. О. Горенштейна. Цицерон М. Т. Диалоги. О государстве. О законах. М. С. 89-150.
Cicero, M. T. (1966). On the Laws. V. O. Gorenshtein (transl.). Moscow. pp. 89-150. (In Russ.)
Цицерон, М. Т. (1975). Тускуланские беседы. Пер. М. Л. Гаспарова. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. М. С. 207-357.
Cicero, M. T. (1975). Tusculan Disputations. M. L. Gasparov (transl.). Moscow. pp. 207-357. (In Russ.)
Bénatouïl, T. (2012). Théophraste: les limites éthiques, psychologiques et cosmologiques de la contemplation. In: Theoria, Praxis and the Contemplative Life after Plato and Aristotle. Philosophia Antiqua. T. Bénatouïl, M. Bonazzi (eds.). Leiden, Boston. Brill. pp.17-39.
Bénatouïl, T. & Bonazzi, V. (2012). Θεωρία and βίος θεωρητικός from the Presocratics to the End of Antiquity: An Overview. In: Theoria, Praxis and the Contemplative Life after Plato and Aristotle. Philosophia Antiqua. T. Bénatouïl, M. Bonazzi (eds.). Leiden, Boston. Brill. pp.1-14.
Bevan, E. (1923). Hellenistic Popular Philosophy. In: J. B. Bury, E. A. Barber, Edwyn Bevan, and W. W. Tarn. The Hellenistic Age: Aspects of Hellenistic Civilization. Cambridge University Press. pp. 79-107.
Brown, E. (2008). Contemplative withdrawal in the Hellenistic age. Philosophical Studies. no. 137(1). pp. 79-89.
van Nijf, O. M. & R. Alston (2011). Political culture in the Greek city after the classical age: introduction and preview. In Onno M. van Nijf & Richard Alston (eds.). Political Culture in the Greek City After the Classical Age. Publisher: Leuven: Peeters. pp. 1-26.
Strootman, R. (2011). Kings and Cities in the Hellenistic Age. In Onno M. van Nijf & R. Alston (eds.). Political Culture in the Greek City After the Classical Age. Publisher: Leuven: Peeters. pp. 141-153.
Zeller, E. (1880). Stoics, Epicureans and Sceptics. London. Longmans, Green, and co.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc