Respublica literaria https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl <p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement/view/6">Прием статей в 3 номер 2023 года до 20 августа</a></p> <p>25.04.2023 года журнал включен в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:</p> <p>5.4.3. Демография (социологические науки)<br />5.4.6. Социология культуры (социологические науки)<br />5.4.7. Социология управления (социологические науки)<br />5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки),<br />5.7.2. История философии (философские науки)<br />5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки)</p> <p><a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=17883" target="_blank" rel="noopener">Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 25.04.2023 г.)</a> https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=17883</p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом. Аннотации опубликованных статей можно посмотреть по ссылке <a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations">https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations</a></p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии. Редакция журнала не принимает к публикации материалы не соответствующие общей тематической направленности, способствующие усилению межнациональной и межконфессиональной розни, имеющие конфронтационный характер и подстрекающие к дегармонизации общественных отношений, размытию этических границ, в том числе допустимости насилия и жестокости. При поступлении статей подобного рода, редакционный совет оставляет за собой права отказать в приеме материалов.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 апреля</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p> ru-RU <p>https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc</p> respubliteraria@gmail.com (Мария Алексеевна Абрамова) respubliteraria@yandex.ru (Ольга Алексеевна Персидская) Wed, 11 Oct 2023 11:14:17 +0700 OJS 3.3.0.10 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Два подхода к кросс-мировой предикации https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/204 <p>Феномен кросс-мировой предикации широко распространен в естественном языке. Однако средства стандартной модальной логики и семантики возможных миров не позволяют отображать этот феномен; это мотивирует разработку нестандартных модальных логик, пригодных для отображения кросс-мировой предикации. В статье сравниваются два подхода к решению этой задачи: подход, основанный на&nbsp;использовании гибридных формальных языков (представленный в работах Вемайера, Коцурека и&nbsp;др.) и&nbsp;подход, основанный на использовании стандартных языков (он представлен в работах Баттерфилда и&nbsp;Стерлинга, а также в работах автора). Показано, что преимуществом первого подхода является широта выразительных возможностей гибридной логики, тогда как преимущество второго подхода состоит в полном лексическом соответствии используемого формального языка естественному языку.</p> Евгений Васильевич Борисов Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/204 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Эмпедокл и политическое развитие Греции в классический период https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/205 <p>В статье рассматривается вопрос о влиянии социально-исторического развития Греции в&nbsp;ранний классический период на политические и философские представления Эмпедокла. Установлено, что&nbsp;политические взгляды и государственная деятельность Эмпедокла полностью соответствуют основным тенденциям политического развития Греции в V&nbsp;в. до н.&nbsp;э.: защите демократии, борьбе с тиранией и&nbsp;олигархией. Победы греков над персами и карфагенянами способствовали усилению у Эмпедокла приверженности полисному патриотизму и политической активности. В то же время в творчестве Эмпедокла проявилась антивоенная тенденция, которая была связана с разрушительными последствиями многочисленных конфликтов. Также высказано предположение о том, что представление Эмпедокла о Раздоре как одной из&nbsp;движущих сил мироздания было частично обусловлено наблюдением за враждой в человеческом мире.</p> Владимир Викторович Бровкин Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/205 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Что должна изучать философия литургии? https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/206 <p>Согласно Николасу Уолтерсторфу, христианская философия должна заниматься «важными вопросами, продиктованными христианской верой», а одной из центральных областей ее исследований должна быть литургия. Благодаря идеям Уолтерсторфа в последние годы в аналитической философии религии произошел литургический поворот и возникла новая область исследований – философия литургии. В данной статье я рассматриваю исторические и идейные основания требования, предъявляемого Уолтерсторфом к&nbsp;христианской философии, и нахожу его справедливым. Проанализировав современную литературу по&nbsp;философии литургии, я прихожу к выводу, что она не соответствует требованию Уолтерсторфа, предъявляемому к христианской философии. Большинство работ по философии литургии, по сути, являются исследованиями стандартных философских проблем эпистемологии, антропологии, метафизики и т.&nbsp;д., разве что проводимых на материале практики христианского богослужения. Я предлагаю собственное видение проблемного поля исследований по философии литургии, которое удовлетворяет требованию Уолтерсторфа – обсуждение вопросов взаимодействия человека с Богом в литургии.</p> Павел Анатольевич Бутаков Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/206 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 «Русский Аристотель» в контексте вопроса о рецепции аристотелизма (замечания переводчика к статье Я. Воленьского «Рецепция Аристотеля в Польше с 1900 г.») https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/207 <p>Публикация представляет русский перевод статьи Я.&nbsp;Воленьского, посвященной истории логики в Польше с 1900&nbsp;г. в контексте рецепции логического учения Аристотеля и предваряется комментарием переводчика. В вводных замечаниях к переводу обсуждается вопрос о рецепции Аристотеля в России, предлагается проводить различие между рецепцией собственно Аристотеля и его схоластической интерпретацией. Подчеркивается, что&nbsp;именно такой подход предлагается Я.&nbsp;Воленьским. Проблематизируется понятие рецепции, указываются возможные варианты ее понимания. На основании статьи Воленьского эксплицируются условия, которые могут служить критериями для понимания степени рецепции Аристотеля в любой национальной культуре. Далее дается краткий обзор литературы, дающий общее представление об изучении рецепции Аристотеля в России. Также&nbsp;в&nbsp;дополнение к польской линии развития логики в Варшавском университете, представленной Воленьским, прочерчивается еще одна линия изучения логики в Императорских университетах Юрьева и Варшавы, а именно Юрьевская философская школа (Г.&nbsp;Тейхмюллер и Е.&nbsp;В.&nbsp;Бобров), чью деятельность также можно интерпретировать как рецепцию Аристотеля, инспирированную его логическим учением.</p> <p>В статье Воленьского представлена рецепция логического учения Аристотеля в Польше, а именно представителями Львовско-Варшавской школы, т.&nbsp;е. вне его схоластических интерпретаций. Рассматривается роль В.&nbsp;Татаркевича, К.&nbsp;Твардовского и ряда других польских логиков в распространении логического учения Аристотеля, подробно излагается логическое учение Я.&nbsp;Лукасевича в контексте его интеллектуальной биографии и рецепции им&nbsp;аристотелевской логики, ставится вопрос о классической теории истины и роли, которую сыграли для&nbsp;ее&nbsp;формирования философы Львовско-Варшавской школы.</p> Марина Николаевна Вольф Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/207 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Ян Воленьский. «Рецепция Аристотеля в Польше с 1900 г.». (перевод М. Н. Вольф) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/208 <p>Публикация представляет русский перевод статьи Я. Воленьского, посвященной истории логики в Польше с 1900 г. в контексте рецепции логического учения Аристотеля.</p> <p>В статье Воленьского представлена рецепция логического учения Аристотеля в Польше, а именно представителями Львовско-Варшавской школы, т.&nbsp;е. вне его схоластических интерпретаций. Рассматривается роль В.&nbsp;Татаркевича, К.&nbsp;Твардовского и ряда других польских логиков в распространении логического учения Аристотеля, подробно излагается логическое учение Я.&nbsp;Лукасевича в контексте его интеллектуальной биографии и рецепции им&nbsp;аристотелевской логики, ставится вопрос о классической теории истины и роли, которую сыграли для&nbsp;ее&nbsp;формирования философы Львовско-Варшавской школы.</p> Марина Николаевна Вольф Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/208 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Концептуальные основы евразийского дискурса https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/209 <p>В статье показано, что изначальный посыл основателей евразийского учения соответствовал парадигмальным основаниям неклассической науки, но не соответствует современной парадигме социогуманитарного знания. Авторы евразийской концепции, научное мышление которых формировалось в&nbsp;контексте становления неклассических подходов в социальном и гуманитарном знании, развили идею культурно-исторических типов Н.&nbsp;Я.&nbsp;Данилевского. Но некоторые категории, положенные ими в основу своей теории, имели истоки в классической парадигме, методологические ограничения которой уже в то время были очевидны. Если категория Запада до сих пор используется в науке, то понятие Востока оказалось дискутируемым и поэтому всегда требует пояснений. Состояние социального знания того времени (20-е – <br>30-е гг. ХХ в.) требовало пересмотра классических представлений о месте России в геополитическом процессе как догоняющей страны, оно оказалось не способным ответить на основные вопросы, которые задает политическая элита на рубеже каждого века. Неадекватность категориального аппарата не позволила построить жизнеспособную социальную теорию.</p> Ольга Васильевна Плебанек Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/209 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Адаптация науки к новым условиям деятельности: стратегии и оценки научным сообществом (1990-е – первая половина 2000-х гг.) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/210 <p>Статья посвящена драматичному периоду в истории российской науки, связанному с&nbsp;переходом к постсоветскому этапу ее существования. Эмпирической базой проведенного анализа стали два вида источников. Первый – официальные материалы (выступления руководителей Сибирского отделения РАН, концепции и программы развития, отчеты о деятельности Отделения). Такого рода материалы представляют основные тренды разработки официальной стратегии Отделения для работы в новых условиях. Второй – результаты массовых социологических исследований, проведенных среди научных сотрудников Новосибирского научного центра в 1996 и 2004&nbsp;гг., которые позволили выявить динамику адаптационных процессов на личностном, повседневном, рутинном уровне. Сделан вывод, что: несмотря на относительную стабилизацию, в том числе рост финансирования и закрепление численности исследователей, говорить об&nbsp;успешной адаптации науки к рынку не приходится, академическая наука в лице руководства СО&nbsp;РАН и&nbsp;«рядовых» исследователей по-прежнему рассчитывала в первую очередь на государственную поддержку. В&nbsp;подобных условиях радикальное реформирование способов управления академической наукой, прежде всего ее имущественным комплексом, становилось лишь вопросом времени.</p> Анатолий Михайлович Аблажей Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/210 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Влияние динамики изменения количества семей на сохранность демографического потенциала России https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/211 <p>Вторая статья в цикле работ авторов о факторах, детерминирующих сохранение демографического потенциала в регионах России, затрагивает достаточно сложную тему семьи, а точнее семейной ячейки. Термин «семья» на бытовом уровне воспринимается традиционно как полноценная ячейка общества, со всеми поколениями, начиная от прадедушек и прабабушек с обеих сторон. Но социология в отношении сбора данных для статистического анализа более строга, и под семьей подразумевает четыре элементарных множества, условно неделимых на момент проведения переписи населения: брачные пары без детей, брачные пары с детьми, матери с детьми, отцы с детьми. Авторы оценили динамику изменений данных множеств по 39 регионам, сгруппированным по году перехода к отрицательной динамике прироста населения. В результате была выявлена зависимость между уменьшением количества семейных ячеек и сокращением численности населения. Анализ также показал, что, несмотря на общемировую тенденцию к сокращению населения в целом, в России есть регионы, сохранившие положительную динамику прироста. И даже сильнейший урон, нанесенный сохранности семейных союзов изоляцией населения во время COVID-19, не смог ослабить демографический потенциал в данных регионах. Сопоставление динамики изменения численности населения и различных типов семейных ячеек показало, что сокращение численности традиционной полной семьи не является решающим фактором сохранности демографического потенциала. Данный вывод позволяет заключить, что наблюдаемая положительная динамика прироста населения в регионах не может быть объяснена только сильными этнокультурными традициями.</p> Мария Алексеевна Абрамова, Галина Савитовна Гончарова Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/211 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Этнокультурные факторы в условиях больших вызовов (по материалам социологических исследований Республики Саха (Якутия)) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/212 <p>В представленном материале автор поднимает вопрос о роли этнокультурных факторов в&nbsp;комплексе с социально-экономическими детерминантами как определяющими адаптационный потенциал индивидов&nbsp;/&nbsp;групп в условиях прогрессирующих сегодня больших вызовов при курсирующим политическом дискурсе о многонациональности России. В полиэтнической среде при государственной поддержке этнокультурного многообразия растет потребность в этнокультурных ресурсах разных групп народов, уровень функционирования которых и колеблется, и различен. На материалах социологических исследований прослеживается взаимосвязь между восприятием этнических ресурсов, психологическим состоянием и&nbsp;оценкой удовлетворенности социальной реальностью населением в условиях пандемии и полиэтнической специфики Республики Саха (Якутия).</p> Елена Гавриловна Маклашова Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/212 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Преодоление социально-эволюционного парадокса насилия как «точка роста» современных обществ https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/215 <p>В статье обсуждаются проблемы социальной эволюции организованного насилия. Сформулирован парадокс: барьер применения насилия, а также представления о моральном прогрессе в&nbsp;истории и продвижении к более гуманным порядкам трудно соотносимы с неуклонным ростом масштабов и&nbsp;эффективности силовых структур. Представлены основные аргументы против тезисов о глобальном тренде снижения насилия и уменьшении числа военных жертв. Одна сторона парадокса объясняется через развитие приемов и средств снижения барьера применения насилия. Другая сторона, представляющая противоречие между трендами эволюции насилия и гуманистическим пониманием смысла истории, требует практического преодоления, более сложного и глубокого научного и философского анализа. Соответствующий интеллектуальный и практический вызов стоит перед современными обществами, в том числе российским. Успешный ответ на него способен стать «точкой роста» социального, правового и нравственного развития, роста авторитета и влияния на международной арене.</p> Николай Сергеевич Розов Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/215 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Тенденции трансформации социокультурного пространства Евразии https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/216 <p>В статье рассматриваются тенденции развития евразийского социокультурного пространства в условиях глобализации. Эволюция социокультурного пространства происходит как результат взаимодействия, взаимовлияния локальности и глобальности, порождая противоречия, создавая условия кризиса культуры и социальности. Изменения традиционных хозяйственных укладов, слабая приспособляемость к процессам модернизации способствуют архаизации структуры производства и социокультурных отношений. Основу модификации социокультурного развития составляют две системы ценностей: либеральная и традиционная, включая архаизированные структуры, сохраняющие определенную социокультурную надстройку, объединяющую локальные сообщества на основе языка, территории, религии, норм и практик жизнедеятельности. Глобальность усиливает воздействие либерально-модернистских ценностных установок. Локальность благоприятствует сохранению влияния традиционных и консервативных ценностей.</p> Владимир Сергеевич Шмаков Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/216 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Буддизм и тюркская цивилизация: межкультурный и социально-политический дискурс https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/217 <p>В статье рассматриваются историко-культурные аспекты взаимодействия буддизма и&nbsp;тюркской цивилизации. Свидетельства распространения буддизма среди тюркских народов прослеживаются в мифологии, фольклоре, петроглифах, памятниках письменности, сообщениях и сведениях путешественников, античных и средневековых трактатах, хрониках, археологических данных, изобразительном искусстве и&nbsp;архитектуре.</p> <p>Появление буддизма на территории Центральной Азии обусловлено идеологическими, политическими, экономическими, социокультурными факторами. Динамика и масштабы его распространения в Древнем мире и&nbsp;Средневековье могут быть объяснимы тем, что буддизм оказался достаточно близкой тюркским народам религией, поскольку и в тенгрианстве, являющемся древней и исконной религией кочевых народов Евразии, и&nbsp;в&nbsp;буддизме совпадают ряд центральных идей, показывающих схожие принципы мировоззрения и&nbsp;мировосприятия.</p> Скандарбек Абуевич Аязбеков Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/217 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700 Миссионерский опыт Русской Православной Церкви в Монголии (конец 1990-х – начало 2000-х гг.) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/218 <p>В статье на основании классификации по формам деятельности, предложенной в&nbsp;официальных документах Русской Православной Церкви (РПЦ), рассматривается новейшая история православной миссии в Монголии. Автором представлены результаты включенного наблюдения относительно разнообразия религиозной ситуации в стране. Раскрыто содержание воспитательной, апологетической, информационной и внешней форм миссии. Показана ценность воспитательной роли миссии в период локдауна пандемии Covid-19. В качестве заключения автор дискутирует на тему критериев результативности миссии и&nbsp;самой возможности постановки такого вопроса.</p> Владислав Игоревич Терентьев Copyright (c) 2023 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/218 Mon, 09 Oct 2023 00:00:00 +0700