Respublica literaria https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl <p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement">Прием статей в 4 номер до 15 октября</a><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement">. </a></p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом.</p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 мая</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p> ru-RU <p>https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc</p> respubliteraria@gmail.com (Мария Алексеевна Абрамова) respubliteraria@yandex.ru (Ольга Алексеевна Персидская) Ср, 15 сен 2021 18:14:04 +0700 OJS 3.2.1.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Филодем о скептической Академии («История академических философов», col. XVII–XXXVI) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/83 <p>В статье предлагается русский перевод части «Истории философов» Филодема, доступной в&nbsp;двух Геркуланских папирусах (PHerc. 1021 и PHerc. 164) и посвященной истории Скептической Академии (col.&nbsp;XVII–XXXVI, и дополнения). Этот важный источник, переведенный и прокомментированный в статье, содержит интересные биографические подробности, позволяющие лучше понять историю так называемой Новой (скептической) Академии от Аркесилая из Питаны до Филона из Ларисы (ок. 268/64 – ок. 88&nbsp;гг. до н.&nbsp;э.). Текст завершается важной биографией Антиоха Аскалонского (268–84 до н.&nbsp;э.).</p> Евгений Васильевич Афонасин Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/83 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Сокрытость Бога и сознание человека https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/84 <p>В статье предлагается новая стратегия опровержения атеистического Аргумента от&nbsp;сокрытости. Для этого данный претендующий на универсальность аргумент редуцируется до положения дел в&nbsp;актуальном мире. В результате удается выявить его наиболее слабую сторону: предположение о том, что отношения любви между Богом и человеком зависят от того, испытал ли человек индивидуальный религиозный опыт, и может ли он на основании осмысления этого опыта осознать свое участие в отношениях с Богом. Далее показано, что данное предположение не имеет достаточного обоснования и поэтому не может быть принято, как правдоподобное. Кроме этого, согласно данному предположению многие люди, не имеющие соответствующих когнитивных и интеллектуальных способностей, оказываются непригодными для отношений любви с Богом, что противоречит самой идее всеобъемлющей божественной любви. Дискредитация данного предположения приводит к тому, что Аргумент от сокрытости оказывается неубедительным.</p> Павел Анатольевич Бутаков Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/84 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 К теоретико-типовой формализации ситуационной семантики https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/85 <p>Ситуационная семантика является эффективным инструментом анализа семантических аспектов<br>естественного языка с явной зависимостью от контекста, таких как референциальная непрозрачность доксических<br>контекстов и пр. Использование в ней теоретико-типовых подходов не только во многих случаях делает её формализм<br>более удобным, но и упрощает её перенос в компьютерные системы, более конкретно — формализацию в функ-<br>циональных языках программирования. В статье представлен прототип теоретико-типового языка ситуационной<br>семантики, реализованного в языке Racket. Описаны основные подходы, способы разрешения некоторых проблем<br>формальной семантики, а также проблемы, требующие решения.</p> Олег Анатольевич Доманов Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/85 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Достоевский Бахтина и Достоевский Рене Жирара: сравнительный анализ https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/88 <p>В статье проводится критическое сравнение двух независимых интерпретаций творческого наследия Ф.&nbsp;М. Достоевского: со стороны М. Бахтина и со стороны Рене Жирара. Оба автора создали цельные способы понимания и прочтения литературного наследия писателя в перспективе собственного понимания истории литературы и, с некоторыми оговорками, интеллектуальной истории человечества как таковой. Достоевский значим для Бахтина не просто как иллюстрация применимости некоторых собственных идей в&nbsp;рамках литературной критики. В Достоевском Бахтин видит новатора в развитии жанра мениппеи и небывалой диалогизации литературы. Одновременно без Достоевского постулируемое Жираром движение литературы в&nbsp;сторону воплощения евангельского откровения было бы неполным. Неполнота «истории» Жирара или Бахтина без Достоевского, со всеми оговорками, непринципиальна. Без Достоевского по-разному принципиально изменяется для Жирара и для Бахтина история как таковая. Кажущаяся несопоставимость авторов позволяет прочесть Достоевского иначе. Из контекста Жирара значение работ Бахтина и с неизбежностью значение смеха и диалога (полифонии) в истории существенно трансформируются. А способы включения Достоевского в&nbsp;созданный Жираром образ истории, независимо от Бахтина, наталкиваются на трудности.</p> Кирилл Александрович Родин Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/88 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Этика стоиков глазами скептиков https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/89 <p>В статье проводится оценка скептической критики этики стоиков. Отмечаются некоторые слабые места аргументации скептиков. В частности, скептики подвергли сомнению, что стоики верным образом идентифицировали благо по природе. В качестве доказательства указывается на разногласие среди догматиков по этому вопросу. Показано, что такой аргумент не является решающим и не может дискредитировать позицию стоиков. В качестве сильного критического замечания скептики могли бы предложить процедуру верификации блага по природе, но тогда они бы перешли на позицию догматиков. Другая линия критики связана с тезисом о&nbsp;высшем благе как таком предмете выбора, который избирается ради него самого. Скептики утверждают, что если такой предмет выбора и существует, то он в самом себе содержит противоречие. Поскольку мы выбираем благо ради него самого, постольку нас интересует не предмет, а выбор сам по себе, а это значит мы должны избегать блага, ведь получив его, мы лишимся возможности его выбирать. Данное противоречие сглаживается энергийным подходом Аристотеля, который в полной мере был унаследован стоиками. Наиболее явно противоборство стоиков и скептиков проявляется в их дискуссии о теории действия, из чего ясно, что разногласия между этими школами существуют не только на теоретическом уровне, но и на мировоззренческом.</p> Александр Афанасьевич Санженаков Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/89 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Профессиональная идентичность ученого: факторы и закономерности трансформации https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/90 <p>Статья посвящена анализу факторов и закономерностей трансформации профессиональной идентичности ученых на примере современной российской науки. Анализ проведен на основе как вторичных, так и первичных социологических данных. В качестве первичных социологических данных использованы материалы количественных и качественных исследований, выполненных в научных центрах СО РАН в период с&nbsp;конца 1990 до конца 2010-х гг. Сделан вывод, что ведущим фактором трансформации профессиональной идентичности российских ученых явилось в первую очередь резкое изменение отношения к науке со стороны общества и государства. Налицо кризисное состояние этих отношений, что выразилось в резком падении экономического и социального статуса науки. Кроме того, усиливается тенденция ослабления когнитивной роли науки в культуре. Три постсоветских десятилетия показали, что наука, как правило, находила способы успешной адаптации к постоянно менявшейся ситуации, прежде всего смене курса государственной научной политики.</p> Анатолий Михайлович Аблажей Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/90 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Куда и зачем едут дальневосточники (на материалах Приморского края) https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/91 <p>В работе представлены основные аспекты формирования миграционных настроений и&nbsp;реализации миграционных стратегий жителей Приморского края. Исследование выполнено с использованием количественных и качественных социологических методов. Анализ данных официальной статистики дополнен результатами интервьюирования. Основной метод сбора данных – неформализованное интервью, полевые работы проведены весной 2021&nbsp;г. Предпринятое нами исследование показало, что миграционный отток из&nbsp;Приморья продолжается. Основными центрами притяжения выступают крупные города центральной России, способные обеспечить более высокий уровень и качество жизни, имеющие более развитую инфраструктуру. Дальнейшее развитие Приморья, которое могло бы стимулировать возвратную миграцию, должно быть связано с функционированием крупных предприятий, наличием рабочих мест с достойной оплатой труда, развитием рекреационного комплекса.</p> Анна Викторовна Винокурова , Анна Юрьевна Ардальянова Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/91 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Формы этнической идентичности и стратегии межэтнической интеграции юношества в городском сообществе. Анализ результатов исследования https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/92 <p>В статье приведен анализ результатов социологического исследования, проведенного в форме интервью с новосибирцами в возрасте 14–19 лет. Исследование было направлено на выявление форм этнической идентичности у современного юношества и их связь с предпочитаемыми молодыми людьми стратегиями межэтнической интеграции. Продемонстрировано, что разные сочетания показателей определенности и&nbsp;валентности этнической идентичности формируют набор ее форм. На основе анализа результатов исследования описаны три формы этнической идентичности: выраженная, номинальная и дистанцированная. Выявленные формы этнической идентичности отличаются по содержанию того, что вкладывается в понимание собственной идентичности, а также влияют на выбор стратегий межэтнического взаимодействия. Показано, что выраженной форме этнической идентичности соответствуют интеркультуралистская и культурно ориентированная стратегии межэтнического взаимодействия, а дистанцированной форме&nbsp;– омникультуралистская.</p> Ольга Алексеевна Персидская Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/92 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Эвристические возможности модели периферизации обществ И. Валлерстайна: обобщение результатов критики https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/93 <p>В статье обобщаются результаты критики модели периферизации И.&nbsp;Валлерстайна, осуществленной в разное время зарубежными исследователями, использовавшими данную модель для интерпретации процессов в докапиталистических системах и обществах. На этой основе авторы формулируют ряд требований для последующего развития теоретической модели отношений ядра и периферии миросистемного подхода И.&nbsp;Валлерстайна. Авторы считают, что результаты исследования могут быть актуальными для анализа обществ, претерпевающих процесс периферизации на постсоветском пространстве и, в частности, России.</p> Анна Анатольевна Изгарская, Станислав Сергеевич Лысенко Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/93 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Человек в норме и патологии: к вопросу об экспертизе в медицине https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/94 <p>В статье обсуждается проблема изменения привычных парадигм понимания человека в&nbsp;медицине в связи с прогрессом медицинской науки и технологий. Доминирование принципов естественнонаучной парадигмы познания в медицинской экспертизе становится не эффективным, медицина теряет свой предмет – человека в норме и патологии. Осознание последствий объектного отношения к человеку способствовало формированию новых представлений о предмете медицины, зафиксированных в&nbsp;социокультурном, а позднее личностно-ориентированном подходах в научном понимании человека в норме и&nbsp;патологии, а также развитию практик, направленных на защиту человека от вмешательства. В результате в&nbsp;медицине формируется новая формы экспертизы – этическая, призванная защитить человека. Однако в&nbsp;процессе ее развития, как будет показано, в этической экспертизе произошел сдвиг в сторону бюрократического управления, ориентированного на процедурализм и достижение эффективности. Кроме того, этическая экспертиза продолжает в качестве своей методологической базы использовать социокультурный подход, что не соответствует новой ситуации пульсирующей границы нормы и патологии человека. Сам же человек как объект экспертизы исчезает.</p> Наталья Алексеевна Синюкова Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/94 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Университет: генезис и трансформация идеи https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/95 <p>Статья посвящена рождению и трансформации Идеи Университета как институциональной формы в рамках немецкой духовной культуры XIX–XX&nbsp;вв. Автор прослеживает историю Идеи Университета, начиная с работ И.&nbsp;Канта (через призму его идеи Просвещения), далее в работах В.&nbsp;фон&nbsp;Гумбольдта, попытку возрождения Идеи в работах К.&nbsp;Ясперса, и ее гибель во времена нацизма на примере «случая Хайдеггера», претендовавшего короткое время на роль университетского фюрера. В статье специально рассматриваются базовые принципы Университета В.&nbsp;фон&nbsp;Гумбольдта – академической свободы и единства науки и образования. Последнее рассматривается не в узко учебном смысле, а в классическом – как формирование образа человека, чеканка его облика. В модели университета В.&nbsp;фон&nbsp;Гумбольдта предполагалось единство трех универсумов: универсума человека, универсума знаний и университета как институции, создающей условия для «уединения и&nbsp;свободы».</p> <p>Далее автор показывает трансформацию университета в современном мире в связи со сменой временнόго вектора, переориентации образовательной парадигмы с прошлого на будущее и поиска в связи с этим новой идентичности для университетов. Несмотря на фактическую гибель классической идеи университета, автор показывает, что эта идея может возродиться в новой модели университета предпринимательского типа, в&nbsp;котором также заложен основной принцип В.&nbsp;фон&nbsp;Гумбольдта, предполагающий постоянный научный поиск и&nbsp;формирование человека, для которого личностное развитие остается ценностью</p> Сергей Алевтинович Смирнов Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/95 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700 Culture is a Process! https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/96 <p>Cultures change and are not static, so culture can be regarded as a <em>process</em>, not a state. Change can be produced by either internal or external factors, or a combination of both, so assumptions about cultures being in&nbsp;equilibrium are probably unrealistic. This paper considers ways in which ethnicity is commonly defined in terms of&nbsp;cultural markers: these overlap with one another within a culture or else, over time, can diverge from one another to&nbsp;such an extent that a new culture can be born.</p> Давид Льюис Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/96 Ср, 15 сен 2021 00:00:00 +0700