https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feedRespublica literaria2024-10-12T21:21:05+07:00Мария Алексеевна Абрамоваrespubliteraria@gmail.comOpen Journal Systems<p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement/view/6">Прием статей в 4 номер 2024 года до 15 октября</a></p> <p>25.04.2023 года журнал включен в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:</p> <p>5.4.3. Демография (социологические науки)<br />5.4.6. Социология культуры (социологические науки)<br />5.4.7. Социология управления (социологические науки)<br />5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки),<br />5.7.2. История философии (философские науки)<br />5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки)</p> <p><a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883" target="_blank" rel="noopener">Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 25.04.2023 г.)</a> https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883</p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом. Аннотации опубликованных статей можно посмотреть по ссылке <a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations">https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations</a></p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии. Редакция журнала не принимает к публикации материалы содержащие менее 70% оригинального текста, не соответствующие общей тематической направленности, способствующие усилению межнациональной и межконфессиональной розни, имеющие конфронтационный характер и подстрекающие к дегармонизации общественных отношений, размытию этических границ, в том числе допустимости насилия и жестокости. При поступлении статей подобного рода, редакционный совет оставляет за собой права отказать в приеме материалов.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 апреля</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p>https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/276Проблемы обеспечения когнитивной безопасности информационного общества2024-10-12T19:14:51+07:00Игорь Федорович Кефелиgeokefeli@mail.ruОльга Васильевна Плебанекplebanek@mail.ru<p>Предметом философской рефлексии и междисциплинарной аналитики являются когнитивная наука (когнитология) и когнитивные технологии, интенсивное развитие которых позволяет раскрыть тайны сознания на наноуровне и, соответственно, реализовать широкий спектр возможностей управления когнитивными процессами. Наступление когнитивной революции в середине XX века ознаменовало начало междисциплинарных исследований, объединивших кибернетику, психологию, биологию человека и социально-гуманитарные науки.</p> <p>В последнее десятилетие свои претензии на овладение когнитивными знаниями и технологиями заявили военные специалисты (в первую очередь, представляющие НАТО), провозгласившие появление нового, шестого домена военных конфликтов – когнитивной войны.</p> <p>Складывающаяся ситуация вызывает настоятельную потребность в масштабных научных исследованиях, разработке методов и технологий, подготовке кадров, эффективных организационных мер по обеспечению когнитивной безопасности в современном информационном обществе.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/277Воспроизводство этничности в миросистемном анализе и теории капиталов П. Бурдье2024-10-12T20:27:40+07:00Ольга Алексеевна Персидскаяolga_alekseevna@mail.ru<p>Предпринята попытка расширения теоретической рамки интерпретации процесса воспроизводства этничности с помощью миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Миросистемный анализ показывает, что этнические сообщества объединены общим экономическим укладом, а теория капиталов П. Бурдье расширяет понятие капитала, позволяя рассматривать социальные, культурные и политико-символические системы с точки зрения этничности. Предложенная интерпретация подчеркивает актуальность этничности за пределами ее сугубо примордиалистского или инструменталистского понимания, позволяя дать многозначный и полный ответ на вопрос о том, зачем и как этничность воспроизводится в современном мире.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/278Проблема социального неравенства в свете миросистемного подхода2024-10-12T20:34:01+07:00Софья Александровна Хлыновскаяs.khlynovskaia@alumni.nsu.ruАнна Анатольевна Изгарскаяaizgarskaya@gmail.com<p>В статье предпринята попытка обобщения результатов исследования проблемы социального неравенства в миросистемном подходе. Показано, что механизмы периферизации обществ могут иметь существенные различия, обуславливающие уровни социального неравенства внутри обществ и сокращение / увеличение разрыва неравенства с обществами ядра. На основе исследований А. Дж. Бергесена и М. Бата были описаны типы взаимосвязей глобального неравенства и неравенства внутри стран, построена модель, иллюстрирующая зависимость динамики глобального и локального неравенств от направлений движения капитала в миросистеме. Полученные теоретические конструкции позволили осуществить краткую интерпретацию ситуации сложившуейся в современной России.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/279Устойчивое социокультурное развитие Евразии: интеграционный аспект2024-10-12T20:55:27+07:00Владимир Сергеевич Шмаковvsshmakov@gmail.com<p>В статье рассматривается проблема устойчивого социокультурного развития локальных сообществ как формирующаяся парадигма трансформации евразийского социокультурного пространства с учетом особенностей формирования процессов интеграции / дезинтеграции. К основным детерминантам, обусловливающим устойчивое социокультурное развитие, относим усиление давления глобализации, стимулирующее проявление универсализации и локализации социокультуры, нарушение равновесия, гармонии сочетания традиционных ценностей и инноваций. Проблема устойчивого развития социокультуры, социокультурной идентичности, заключается, прежде всего, в необходимости учитывать интересы локальных сообществ в решении социально-экономических проблем соотносительно с «большим миром», в целях предотвращения социокультурных дисфункций, потери социокультурной идентичности, конвергенции социокультурных смыслов, маркеров, генерирующих жизненные мотивации.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/272Факторы геостратегического самоопределения стран Центральной Азии в 2022 году2024-10-12T16:31:01+07:00Мария Алексеевна Абрамоваmarika24@yandex.ruГалина Савитовна Гончароваsocis24@yandex.ruВсеволод Григорьевич Костюкdemosros2017@gmail.com<p>На основе анализа документов пяти специальных секций Ассамблеи ООН, результатов социологических опросов, проведенных в странах Центральной Азии в 2022 г., и публикаций о ситуации в государствах, сделана попытка обобщения факторов, обусловивших геостратегический выбор стран после начала СВО. Показана многоплановость факторов, разновекторность их направления и возможность влияния на настроение населения различных интерпретаций происходящего, в том числе и посредством публикации пресс-релизов социологических опросов.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/273Взаимодействие языков в якутском социуме: опыт фокус-группового интервью2024-10-12T16:41:35+07:00Ирина Ивановна Подойницынаirena_ivan@mail.ru<p>Статья посвящена взаимодействию двух государственных языков в Республике Саха (Якутия) (якутский, русский), а также функционированию языков малочисленных народов Севера, проживающих на ее территории. Основной задачей исследователей было ответить на вопросы: удалось ли реализовать идею двуязычия в республике (по отношению к возможности использования русского и якутского языков и обучения на них); каково качество преподавания языков в общеобразовательных и образовательных учреждениях РС(Я). Метод исследования: фокус-групповые интервью, проведенные в 6 районах (улусах) Республики Саха (Якутия) и в столице республики г. Якутске. Особое внимание уделено методике обработки транскриптов фокус-группового интервью, упор сделан на методе формирования семантического ядра и выявлении позиций экспертов фокус-групп. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что феномен двуязычия, билингвизм присутствует в 6 изученных районах и в г. Якутске. В то же время ситуация с двуязычием в РС (Я) трактуется некоторыми экспертами как ассиметричный процесс, как «несбалансированное явление», поскольку преподавание якутского языка и языков КМНС в школах РС (Я) ухудшилось, и почти везде ощущается нехватка квалифицированных кадров. Одним из главных результатов исследования стало то, что билингвы рассматриваются как культурные брокеры, а паттерны их поведения в обществе можно классифицировать как этнокультурный неотрадиционализм.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/274Языковое пространство как поле межкультурных дискуссий2024-10-12T17:52:51+07:00Галина Сергеевна Солодоваgsolodova@gmail.com<p>В основе статьи тезисы теоретического характера, предложенные П. Бурдье, в том числе о сопряженности процесса становления государства и появления единого официального языка. Другим информационным источником стали нормативно-правовые положения и данные переписей. Третья, но, возможно, наиболее важная часть статьи – материалы экспертного интервьюирования. Несмотря на разноплановость, географическую и историческую удаленность источников, показана общность их ключевых положений.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/275Индекс социального исключения как показатель социально-пространственной сегрегации в Монголии2024-10-12T18:10:17+07:00Ёндон Ундралundralyondon@gmail.com<p>В данной статье рассматриваются процессы социально-пространственной сегрегации в столице Монголии. Индекс социальной исключенности является основным показателем сегрегации городского пространства Улан-Батора. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на концепции, представленные в русле городской социологии такими авторами, как М. Вебер, Г. Зиммель, учеными Чикагской школы социологии. Индекс социального исключения является комплексным показателем, отражающим социально-экономическое положение домохозяйств, трудовой статус столичных жителей, возможности сохранения и увеличения человеческого капитала, потребления и свободного времени. Эти индикаторы, в свою очередь, определяют социальное положение уланбаторцев в пространственном измерении.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/280Использование объектов авторского права в машинном обучении: в поисках баланса интересов правообладателей и общества2024-10-12T21:21:05+07:00Анастасия Николаевна Артемоваartemova-an-1991@yandex.ru<p>Внедрение искусственного интеллекта открывает большие возможности, но вместе с тем ставит новые задачи перед законотворцами и правоприменителями. Одной из таких задач является поиск баланса между интересами правообладателей произведений, используемых в машинном обучении, и общества, заинтересованного в развитии технологии искусственного интеллекта. В статье автор анализирует состояние действующего законодательства в сфере авторского права и правоприменительную практику. Предметом исследования выступает судебное дело о нарушении авторских прав по иску группы писателей (Пол Тремблей и др.) к компании-разработчику искусственного интеллекта OpenAI, которое находится в производстве Окружного суда США (Северный округ Калифорнии): автор оценивает использование произведений в машинном обучении на предмет соответствия условиям применения доктрины добросовестного использования (fair use). В заключении автор приходит к выводу о необходимости дополнения случаев свободного использования произведений посредством использования в системах машинного обучения.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/267Прист о теоретико-множественных парадоксах2024-10-12T14:21:40+07:00Евгений Васильевич Борисовborisov.evgeny@gmail.com<p>В статье рассматриваются два теоретико-множественных парадокса – парадокс Бурали-Форти и парадокс Кенига – в трактовке Приста. Показано, что парадокс Кенига не является строго теоретико-множественным, потому что базируется на некоторых метатеоретических представлениях и формулируется на метаязыке. Прист считает, что парадокс Бурали-Форти не устраняется в аксиоматических теориях множеств, но воспроизводится при их интерпретации. В статье показано, что этот тезис не имеет под собой достаточного основания. Кроме того, показано, что даже если этот тезис верен, он (как и парадокс Кенига) формулируется на метаязыке и базируется на метатеоретических основаниях.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/268Платон и традиционные религиозные представления2024-10-12T14:30:43+07:00Владимир Викторович Бровкинvbrovkin1980@gmail.com<p>Установлено, что у Платона просматривается двойственное отношение к традиционным религиозным представлениям. С одной стороны, он выступает с защитой церемониально-обрядовой стороны олимпийской религии и положительных мифов о богах. С другой стороны, Платон выступает с критикой ложных мифов, изображающих порочные деяния богов. Учение Платона о переселении душ также свидетельствует о расхождении с традиционными религиозными представлениями. Во взглядах Платона проявилось стремление к реформированию олимпийской религии с целью ее укрепления. Данное стремление явилось реакцией на ослабление религиозных и моральных норм в греческом обществе в период поздней классики. В то же время представление Платона о том, что боги не являются источником зла для человека, могло сыграть определенную роль в развитии античного атеизма.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/269К вопросу о преемственности между неогегельянством Ж. Ипполита и интерпретацией «Феноменологии духа» в философии Ж. Валя2024-10-12T14:49:11+07:00Олег Александрович Лунев-Коробскийsickrrett@gmail.com<p>В статье решается проблема аутентичности интерпретации гегелевского понятия «несчастное сознание» в философии Ж. Ипполита. Исследование строится на рассмотрении двух аспектов данного вопроса. Первый связан с анализом отнесения философии Ипполита к «французскому неогегельянству». Показано, что рассмотрение философии Ипполита преимущественно через взаимосвязь с предшествующими интерпретациями гегелевской мысли во Франции является неполным. Второй аспект связан с определением степени влияния работы Ж. Валя о «несчастном сознании» на неогегельянство Ипполита. Содержательная реконструкция философского проекта Ипполита и сравнительный анализ с предшествующей интерпретацией Валя показали, что у Ипполита элементы валевского прочтения философии Гегеля содержатся лишь в качестве частных решений, которые не определяют проект Ипполита в целом. В частности, понятие «несчастное сознание» играет в философии Ипполита вторичную роль в контексте более общей установки на актуализирующее прочтение гегелевских идей. Интерпретация философии Гегеля, осуществленная Ипполитом, раскрывается как сравнительно самостоятельный проект, если не рассматривать его во взаимосвязи с «французским неогегельянством». Более того, содержание этой самостоятельной части во многом определило дальнейшее развитие структурализма во Франции.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/270 Какой Сократ? «Послесловие к “Достопамятностям” блаженного Сократа» И. Г. Гамана2024-10-12T16:00:08+07:00Алексей Михайлович Стрельцовstreltsov@mail.ru<p>Представлен перевод на русский язык и комментарий трактата Иоганна Георга Гамана «Послесловие к “Достопамятностям” блаженного Сократа» (Beylage zun Denkwürdigkeiten des seligen Sokrates) 1773 г., который до настоящего времени практически не освещался в историко-философской среде. Данное сочинение представляет собой завершающую часть своеобразной трилогии Гамана (первыми частями которой были «Сократические достопамятности» и «Облака», написанные, соответственно, в 1759 и 1760 гг.), посвященной сократической проблематике и интерпретации образа Сократа в контексте проекта Просвещения. В этом сочинении Гаман выступает против рационалистической трактовки Сократа деятелем немецкого Просвещения Иоганном Августом Эберхардом, отстаивая теологическую ортодоксию предшествующей эпохи.</p>2024-10-12T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024