https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feed Respublica literaria 2020-12-20T21:15:10+07:00 Мария Алексеевна Абрамова respubliteraria@gmail.com Open Journal Systems <p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement">Прием статей в 1 номер до 15 февраля 2021 года. </a></p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом.</p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 мая</p> <p>3 номер до 20 августа</p> <p>4 номер до 15 ноября</p> https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/27 Аникина А. Б. Функционирование миметического круга П. Рикёра в различных нарративных репрезентациях прошлого 2020-12-20T17:45:49+07:00 Александра Борисовна Аникина lieda27@gmail.com <p><strong>Аннотация. </strong>Научный исторический и мифологический нарративы о прошлом сосуществуют независимо друг от друг, однако в последнее время они все чаще смешиваются. Чтобы найти способы выделить те свойства, которые позволят различать их, мы обращаемся к концепции тройственного мимесиса П. Рикёра. Нарративы представляют собой когнитивные инструменты, поэтому они практически вездесущи. Поскольку в нарративе как таковом не содержится ничего, что позволило бы отличить один тип от другого, необходимо обратить внимание на то, как они функционируют, на способы репрезентации реальности, которые используют разные типы нарративов. Для этого в статье используется концепция миметического круга П.&nbsp;Рикёра, которая позволяет учитывать не только собственно нарративное измерение, но и его «глубину», степень приближения к&nbsp;реальности.</p> <p>&nbsp;</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/28 Бердаус С. В. Первая философия Э. Гуссерля в контексте феноменологии как науки 2020-12-20T17:56:22+07:00 Светлана Владимировна Бердаус s.berdaus@yandex.ru <p>В статье рассмотрена проблема соотношения критического и догматического типов мышления в контексте проекта научной философии Гуссерля. Высказана точка зрения, согласно которой программа наукоучения Гуссерля не была свернута на момент завершения дескриптивного этапа, а, напротив, была продолжена и расширена на этапе трансцендентальной феноменологии. На материале первой части лекций «Первая философия», принадлежащих этому этапу, продемонстрировано, как с помощью историко-эйдетической редукции и концепта единства мотивации основатель феноменологии намечает путь освоения «начинающим» философом принципов критического мышления. Эти принципы, вкупе с феноменологической редукцией, формируют особую диспозицию догматического и критического в проекте феноменологии как строгой науки, где догматическое и критическое сливаются в фундаментальное требование саморефлексии и&nbsp;ответственности философа.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 Светлана Владимировна Бердаус https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/29 Берестов И. В. Специфика преемственности концепций в элейской философской школе 2020-12-20T18:08:21+07:00 Игорь Владимирович Берестов berestoviv@yandex.ru <p>Цель статьи состоит в выявлении общих тезисов, предположительно разделяемых Парменидом и Зеноном Элейским. Для достижения этой цели мы показываем, что возможна альтернативная трактовка апории из 29 B 1 DK, в которой речь идёт не о бесконечном делении протяжённого сущего, а&nbsp;о&nbsp;регрессе отношений произвольного типа, связывающих произвольного типа конституенты сложного объекта. В этом случае апория доказывает невозможность сложного объекта любого типа, не только протяжённого объекта. Наконец, мы показываем, что как проинтерпретированное указанным способом рассуждение Зенона, так и соответствующие доказательства единства сущего Парменидом в 28 B 8 DK могут трактоваться как основывающиеся на холистическом допущении. Это даёт нам возможность утверждать, что Зенон был преемником Парменида не только в том смысле, что он косвенно доказывал тезис Парменида о&nbsp;единстве сущего, но также и в том смысле, что он использовал положение, которое мог подразумевать Парменид</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/30 Доманов, О. А. Форма и формальные подходы в истории философии и современности 2020-12-20T18:17:17+07:00 Олег Анатольевич Доманов odomanov@gmail.com <p>Понятие формы и связанные с ним относятся к важнейшим онтологическим понятиям Античности и Средневековья. Современные формальные подходы в логике, семантике и др. зависят от этой проблематики, но редко делают её специальным предметом исследования. В статье описывается, как средневековые дискуссии о понятии формы и сущности отражаются в современных подходах к формализации, выражаясь в противостоянии<br>субстанциалистской и конструктивистской парадигм.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/31 Зайкова, А. С. В защиту аналитической феноменологии времени. 2020-12-20T18:25:21+07:00 Алина Сергеевна Зайкова zaykova.a.s@gmail.com <p>Статья посвящена аналитической феноменологии времени как наиболее перспективному направлению для изучения темпоральных структур сознания. Для того, чтобы продемонстрировать преимущество указанного подхода, мы кратко обозначим основные методы исследования восприятия и&nbsp;сознания времени, покажем глубинную связь аналитической философии и феноменологии и обратимся к&nbsp;современным исследованиям темпоральной структуры сознания. Так, можно выделить Ф.&nbsp;Варелу, Ш.&nbsp;Галлахера, Э.&nbsp;Пёппеля, У.&nbsp;Матурану и Е.&nbsp;Князеву как явных или неявных приверженцев аналитической феноменологии, которые уже показали значительные результаты. Таким образом, именно благодаря аналитической феноменологии времени мы можем изучать темпоральную структуру сознания в целом, используя логические методы, системный и аналитический подходы, но не исключая при этом феноменологические и нейрофеноменологические исследования.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/32 Ковальчук К. С. «Двойные речи» (Dissoi logoi) 2020-12-20T18:32:15+07:00 Ксения Сергеевна Ковальчук k.kovalchuk@g.nsu.ru <p>В статье публикуется перевод с древнегреческого языка первых трех глав софистического текста, получившего название «Двойные речи» (Dissoi logoi). Дошедшее до нас в качестве приложения к&nbsp;рукописям сочинений Секста Эмпирика, это собрание кратких трактатов призвано продемонстрировать характерный для софистов способ аргументации (в духе Протагора). В них рассматриваются различные подходы к таким понятиям, как зло и добро, безобразное и прекрасное, несправедливое и справедливое, и&nbsp;исследуются возможности аргументации за и против той или иной позиции.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/33 Косарев А. В. Основания релятивизма Дж. Марголиса в споре Р. Рорти и Х. Патнэма 2020-12-20T19:18:53+07:00 Андрей Викторович Косарев andrkw88@gmail.com <p>Спор о реализме Х. Патнема и Р. Рорти является примечательным событием XX в. по ряду причин. Возникнув внутри аналитической философии и привлекая в качестве аргументов наиболее актуальные концепции и идеи этого направления, этот спор в течение почти трех десятков лет своего существования балансировал на границе с релятивизмом, наименее популярным и признаваемым направлением философии XX в. Аргументы Патнэма против метафизического реализма отвергают любую «точку зрения Бога», влекут «интернализм», принимают концепцию несоизмеримости концептуальных схем и релятивизацю реальности, описываемой эпистемическим агентом, к его опыту. Аргументы Рорти отвергают не только релятивизм, но и реализм, однако концепции этноцентризма и солидарности также принимают точку зрения, согласно которой стандарты истины соотносятся с концептуальной схемой, «социологизируются» и отвечают интересам большинства. Дж. Марголис увидел в этом споре не только уход в релятивизм, но и распознал его прагматистский потенциал, что дало ему возможность защитить релятивизм, предложив его надежную версию, и построить на развитии аргументов обеих сторон неопрагматистскую философию.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/34 Родин К. А. Витгенштейн о намерении и теориях действия 2020-12-20T19:32:46+07:00 Кирилл Александрович Родин rodin.kir@gmail.com <p>В статье рассматриваются заметки Витгенштейна относительно «теорий» действия в более общем контексте проблемы интенциональных состояний. На примере статей Майкла Скотта (автор описывает исторический контекст некоторых теорий действия – кинестетической теории действия и теорий иннервации – выступивших объектом критики Витгенштейна) показано незначительное влияние историко-философской реконструкции на понимание соответствующих заметок Витгенштейна. Тексты позднего Витгенштейна направлены против сравнительно универсальных методологических и метафизических принципов. И поэтому критика отдельных теорий действия может выступать только в качестве факультативной иллюстрации и&nbsp;необязательным предварительным условием интерпретации и понимания.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/35 Cанженаков А. А. Институализация философской школы: истоки неостоицизма Юста Липсия 2020-12-20T19:40:06+07:00 Александр Афанасьевич Санженаков sanzhenakov@gmail.com <p>В статье на примере неостоицизма Юста Липсия (1547-1606) показано, что существует целый набор причин реновации и институализации философской школы: исторический контекст, образовательная среда, окружение, личность и биография ее лидера. В случае с Юстом Липсием – филологом и издателем античных текстов (Тацит, Сенека) – следующие факторы оказали влияние. Поскольку Липсий жил в неспокойное время (весь XVI век был ознаменован Реформацией и религиозными войнами), постольку он не мог не обратить внимание на стоическую философию, призванную дать душевное спокойствие в неустроенном мире. Свою роль сыграло и блестящее образование, которое он получал сначала в иезуитском колледже, затем в двух университетах – Кельнском и Лувенском. В ходе обучения ему была привита любовь к античной словесности, которая предопределила его работу. Его личность от природы незаурядного человека сформировалась в&nbsp;университетском окружении и в интеллектуальных кругах того времени. Например, он был членом религиозной секты фамилистов, основатель которой учил помимо всего прочего о допустимости смены конфессии. Интерпретация стоической доктрины Липсием говорит о том, что среди античных философов стоики ближе всего подошли к христианству. Все эти факторы определили возрождение стоицизма в XVI в.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/36 Суворкина Т. М., Афонасин Е. В. Продик Кеосский. Фрагменты и свидетельства 2020-12-20T19:46:17+07:00 Евгений Васильевич Афонасин afonasin@gmail.com Татьяна Михайловна Суворкина afonasin@gmail.com <p>Продик Кеосский по праву считался одним из самых знаменитых софистов своего времени. Его интерес к изучению языка, результатом которого стал метод сопоставления синонимичных слов для определения их точного значения и выявления различий, возможно, был вызван скептическим отношением современников к тому, что можно считать реальным, равно и к моральному релятивизму, проистекавшему из подобных воззрений. Можно предположить, что Продик оказал глубокое влияние на Сократа. Настойчивое требование Продика выявлять различия между почти идентичными по значению словами, вероятно, подтолкнуло Сократа к собственному подходу к философии и точному определению моральных аспектов. Данная публикация включает в себя доксографические сообщения о жизни Продика и его сочинениях.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/37 Зазулина М. Р. Формирование систем жизнеобеспечения сельских этнолокальных сообществ в условиях модернизации 2020-12-20T19:57:01+07:00 Мария Рудольфовна Зазулина zamashka@yandex.ru <p>На материалах полевых исследований этнолокальных сообществ татар, компактно проживающих в сельских районах Новосибирской области, рассмотрены особенности их экономической адаптации к процессам социальной модернизации. Дана характеристика основных элементов современной системы жизнеобеспечения, выявлены закономерности ее трансформации. Сделан вывод о том, что базовым принципом формирования систем жизнеобеспечения в сельских этнолокальных сообществах татар в настоящее время выступает диверсификация экономических практик. Она проявляется как сочетание максимального количества доступных современных и традиционных практик, что позволяет сообществу адаптироваться в&nbsp;регулярно изменяющихся условиях. При этом вся структура экономических видов деятельности находится в&nbsp;процессе непрерывной трансформации</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/38 Лбова Е. М. Настоящее и будущее российской высшей школы через призму типологии университетов 2020-12-20T20:04:05+07:00 Екатерина Михайловна Лбова kate.lbova@gmail.com <p>В статье, через изучение разных вариантов типологии университетов, оцениваются актуальное состояние и перспективы развития российской высшей школы. Выделены различные подходы к&nbsp;классификации учреждений высшего образования: классический, рассматривающий университет через призму истории; подход, систематизирующий учреждения высшего образования по принадлежности к определенной культурной традиции; экономический. Показано, что существуют две противоположные точки зрения относительно будущего российских университетов. Сторонники первой точки зрения предлагают радикальное реформирование. Их оппоненты предлагают подстраивать существующую систему под требования современного общества. На основе проведенного анализа сделан вывод, что для России предпочтительнее второй, гибридный вариант, который позволяет сохранить преимущества российского образования и нивелировать недостатки.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/39 Подойницына И. И. Частные вузы и формирование элиты в России: якутский кейс 2020-12-20T20:10:04+07:00 Ирина Ивановна Подойницына irena_ivan@mail.ru <p>Статья посвящена проблеме функционирования в обществе частных вузов, определению их места в образовательном процессе. Проводится параллель с работой частных учебных заведений в США, имеющих славную историю развития, берущую отсчет с XVII&nbsp;в. Автор статьи опирается на анализ специальной литературы по данной проблеме, выявляет факторы успеха американских вузов и «факторы неуспеха» частных вузов в Якутии, а также ссылается на масштабное социологическое исследование выпускников Северо-Восточного федерального университета им.&nbsp;М.&nbsp;К.&nbsp;Аммосова и Якутского института экономики, проведенное под его руководством (Якутск, 469 респондентов, 2016, 2017, 2018&nbsp;гг.). Автор статьи приходит к выводу, что в&nbsp;России история частных вузов, начавшаяся с 90-х годов ХХ века, имеет достаточно драматичный характер. В&nbsp;самом невыгодном положении находятся сегодня филиалы столичных частных вузов, работающие в&nbsp;провинции. Сложившаяся ситуация требует детального социологического анализа, проведения сравнительного анализа результатов деятельности государственных и частных вузов и выявления на этой основе плюсов и минусов негосударственных вузов для разработки рекомендаций по исправлению ситуации.</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/40 Аязбека С. Ш. Феномен двоеверия в тюркской цивилизации 2020-12-20T20:17:38+07:00 Сабина Шариповна Аязбекова ayazbekova@mail.ru <p>Статья посвящена анализу распространения буддизма, христианства и ислама среди тюрко-монгольских народов, изначально исповедовавших тенгрианство. Возрождение тенгрианства, наблюдаемое в&nbsp;современный период, проявляется как институционально, с участием государственной и общественной поддержки, так и в повседневной практике – как продолжение той живой культурной традиции, которая на протяжении тысячелетий передавалась из поколения в поколение – как мировоззрение, способ жизнедеятельности и как жизненный ориентир. В заключении делается вывод, что в феномене двоеверия тенгрианство обеспечивает сохранение идентичности, устойчивости и целостности всего тюрко-монгольского мира и каждого отдельного народа, а распространение буддизма, христианства и ислама задают динамику его развития на основе межцивилизационного взаимодействия</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/41 Ким И. Е., Ильина Д. В. Незримый оппонент: скрытая дискуссия в научно-популярной статье лингвистической тематики 2020-12-20T20:55:05+07:00 Игорь Ефимович Ким kim@philology.nsc.ru Дарья Владимировна Ильина dviljina@gmail.com <p>Данная статья посвящена описанию языковых средств, с помощью которых автор научно-популярной статьи вводит в нее позицию «неискушенного читателя». В качестве источника материала для исследования использованы шесть научно-популярных статей лингвистической тематики. Используя методы, применяемые в исследованиях референции, семантическом синтаксисе и поэтике художественного текста, были проанализированы приемы введения обыденной картины мира «незримого оппонента» автора-ученого (или сведущего журналиста), в качестве которого автор представляет потенциального неискушенного читателя статьи. В результате исследования обнаружено, что авторы используют различные средства имплицитности, включающие пресуппозиции, неявную смену точки зрения, игры с референцией местоимений и&nbsp;существительных, чтобы решить сложную коллизию «фактора адресата»: критикуя взгляды, образующие обыденную картину мира читателя, не представлять в явной форме самого читателя своим оппонентом</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/42 Для авторов. Требования к оформлению 2020-12-20T21:15:10+07:00 Мария Абрамова respubliteraria@gmail.com <p>Для авторов. Требования к оформлению</p> <p>&nbsp;</p> 2020-12-10T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2020