https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feed Respublica literaria 2022-07-13T20:43:23+07:00 Мария Алексеевна Абрамова respubliteraria@gmail.com Open Journal Systems <p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement/view/6">Прием статей в 3 номер 2022 года до 15 августа</a></p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом.</p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 мая</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p> https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/141 Междисциплинарное взаимодействие в условиях цифровизации научно-образовательного пространства 2022-07-13T19:55:41+07:00 Владимир Валерьевич Петров vvpetrov@mail.nsu.ru Екатерина Михайловна Лбова kate.lbova@gmail.com Ольга Алексеевна Персидская olga_alekseevna@mail.ru <p>В статье представлен обзор актуальных выступлений участников II Всероссийской научной конференции с международным участием «От идеи – к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде», которая состоялась в Новосибирском Академгородке 28–29 марта 2022 г. Показано, что цифровизация затрагивает все сферы социального пространства, создавая предпосылки для развития междисциплинарного взаимодействия в рамках естественно-научных и социогуманитарных исследований</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/139 Монгольские мигранты в США: основные социально-демографические характеристики 2022-07-13T18:47:25+07:00 Анна Викторовна Винокурова vinokurova77@mail.ru Иннокентий Галималаевич Актамов aktamov13@gmail.com Мунхбат Оролмаа munkhbat@num.edu.mn Мунгунчимэг Санжаа mungunchimeg0319@gmail.com <p>В статье рассмотрены основные социально-демографические характеристики монгольских мигрантов, проживающих в США. Представлены основные показатели, определяющие динамику их&nbsp;численности: средний возраст, уровень образования, уровни доходов и бедности. В качестве основного исследовательского инструментария использованы данные международной и национальной статистики Организации Объединенных Наций, Международной организации по миграции, американского исследовательского центра Pew Research Center, Национального статистического комитета Монголии и&nbsp;пр. В&nbsp;целом, Соединенные Штаты Америки являются одной из самых популярных среди монгольских мигрантов страной назначения. Основные миграционные стратегии монголов в США связаны с трудовой и&nbsp;образовательной миграцией</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/140 Является ли этническая культура социальным институтом? 2022-07-13T19:49:40+07:00 Светлана Александровна Мадюкова sveiv7@mail.ru <p>В статье проанализированы подходы к исследованию социальных институтов в широком и&nbsp;узком их понимании, с фокусом на социологической интерпретации институтов и институционализации. Определены значимые функции социального института и условия его формирования в ответ на социальный запрос. Зафиксировано понимание культуры как родового понятия для этнической культуры и дано обоснование институциональной интерпретации культуры. Автор приходит к выводу, что этнокультуру можно рассматривать как социальный институт в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле этнокультура как институт раскрывается в совокупности норм, правил, традиций и ритуалов, регламентирующих жизнь и&nbsp;поведение людей. Понимание этнокультуры как института в узком смысле особенно актуально на&nbsp;современном этапе развития. Оно включает институционализацию в конкретных политических (министерства культуры), социальных (общественные организации), культурных (театры, библиотеки), образовательных (школы, колледжи, ВУЗы) структурах, осуществляющих функцию культурной трансмиссии, которая ранее реализовывалась преимущественно институтом семьи, а в настоящее время диверсифицирована в различные организации. Институциональное понимание этнокультуры позволяет вскрыть культурные дилеммы, отследить структурные и функциональные трансформации этнических культур и специфики их&nbsp;взаимодействия с другими социальными институтами современности.</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/133 Анализ «зеноновской причинности» Дж. Хоторна и ее критика 2022-07-13T15:42:27+07:00 Игорь Владимирович Берестов berestoviv@yandex.ru <p>В настоящей статье мы намерены указать на слабые места в том способе преодоления парадоксальности мысленных экспериментов, имеющих форму <em>Дихотомии</em> Х.&nbsp;Бенардете, который предлагает Дж.&nbsp;Хоторн. Сначала мы укажем на способ так изменить решение Дж.&nbsp;Хоторна, чтобы учесть критику Е.&nbsp;В.&nbsp;Борисова, а затем приведём контрпример, показывающий неприемлемость как оригинального решения Дж.&nbsp;Хоторна, так и исправленного решения. Мы приходим к выводу, что универсальный способ решения парадоксов, родственных <em>Дихотомии</em> Х.&nbsp;Бенардете, до сих пор отсутствует.</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/134 Семантический и прагматический аспекты индексикальных выражений 2022-07-13T16:11:19+07:00 Евгений Васильевич Борисов borisov.evgeny@gmail.com <p>В одной из статей Ромден-Ромлук следующие два тезиса атрибутированы семантике индексикалов Каплана: 1)&nbsp;каждый токен слова «я» указывает на говорящего; 2)&nbsp;контекст, определяющий референцию, – это контекст высказывания. Ромден-Ромлук считает эти тезисы ложными, приводит примеры употребления индексикалов, которые, по ее мнению, являются контрпримерами к этим тезисам, и предлагает концепцию, свободную от этих тезисов. В данной статье представлена критика ее концепции. Я показываю, что&nbsp;эти тезисы некорректно сформулированы, что они не могут быть атрибутированы капланианской семантике, и что Ромден-Ромлук допускает смешение семантики и прагматики. Это смешение проявляется в&nbsp;том, что она рассматривает коммуникативно-релевантные контексты (контексты, обеспечивающие успех коммуникации в данной ситуации) как семантический феномен, тогда как они представляют собой прагматический феномен.</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/135 Об упадочном характере эллинистической философии 2022-07-13T16:16:16+07:00 Владимир Викторович Бровкин vbrovkin1980@gmail.com <p>Цель статьи заключается в выявлении факторов, оказавших влияние на формирование представления об упадочном характере эллинистической философии. Установлено, что в формировании данного представления важнейшую роль сыграли Гегель и Э.&nbsp;Целлер. Выявлены факторы, обусловившие появление и устойчивость представления о неполноценности эллинистической философии. Серьезные пробелы в источниках привели к искаженному представлению о философии эллинизма. Репутация философских учений эллинизма пострадала от представления о ее морально-практической направленности и низком уровне спекулятивности и научности. Невысокой оценке философии стоиков, эпикурейцев и скептиков способствовало представление о господстве в этих учениях индивидуализма. Последним фактором является тезис об упадочном характере эпохи эллинизма, вызванным потерей греками политической свободы</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/136 Временные формы и B-теории 2022-07-13T17:37:53+07:00 Алина Сергеевна Зайкова zaykova.a.s@gmail.com <p>Существенность языковых временных форм для выбора теории времени сейчас находится в&nbsp;центре дискурса о времени и его восприятии. В первую очередь, дискуссия ведется между сторонниками A‑теории и сторонниками B-теории. Приверженцы «старой B-теории» отстаивали точку зрения, согласно которой от темпоральной нагруженности высказываний можно отказаться. Однако попытки построения идеального языка без временных форм не увенчались успехом. В результате сторонники «новой B-теории» предположили, что существенность временных форм не влечет за собой существенность временных модусов, поскольку грамматические категории существенны только для человека и его своевременных действий. В&nbsp;некоторой степени такое утверждение ослабляет сильную версию B-теории, отрицающую существенность A‑свойств, но и усиливает ту ее версию, которая принимает во внимание человеческий опыт.</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/137 «Парадокс Синглетона» в деонтической логике: Максим Исповедник и не только 2022-07-13T17:49:47+07:00 Вадим Миронович Лурье hieromonk@gmail.com <p>В деонтических логиках, начиная с Аристотеля, подразумевается, что свободная воля агента возможна лишь там, где есть возможность выбора, т.&nbsp;е. присутствие не менее двух альтернатив. В византийском богословии это не является обязательным условием, поскольку оно рассматривает также и такую свободную волю, свобода которой не требует альтернативных возможностей. Ситуация «выбора из одного», когда множество альтернатив представляет собой синглетон, отличается в нем от ситуации полного отсутствия выбора, когда множество альтернатив является пустым. Подразумеваемая при этом деонтическая логика является паракомплектной</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/138 Аристотель о действиях и их причинах 2022-07-13T18:15:23+07:00 Александр Афанасьевич Санженаков sanzhenakov@gmail.com <p>Статья призвана ответить на вопрос о правомерности отнесения теории действия Аристотеля к разряду стандартного каузализма по типу теории действия Д.&nbsp;Дэвидсона. Как полагает Дэвидсон, Аристотель мог бы согласиться с базовыми тезисами стандартной теории действия о том, что психологические установки агента (желания и верования) выступают как основаниями для действий, так и причинами таковых. Однако анализ текстов Аристотеля и обзор историко-философских интерпретаций показали, что между подходами Аристотеля и Дэвидсона существуют серьезные концептуальные разночтения. Мы&nbsp;продемонстрировали, что аристотелевской теории действия свойственен холизм – стремление дать всестороннее описание действия с помощью четырех причин, поместить его в телеологический контекст функционирования организма в целом, а также вписать его в структуру мироустройства. Все это не&nbsp;свойственно партикуляризму стандартного каузализма, согласно которому не цели играют первоочередную роль, а желания и верования агента, действия же рассматриваются как локальные события. В заключительной части статьи автор высказывает гипотезу, что истинным правопреемником Аристотеля следует считать скорее М.&nbsp;Братмана, разработавшего теорию намерения как планирования</p> 2022-07-12T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022