https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feed Respublica literaria 2021-11-29T09:12:02+07:00 Мария Алексеевна Абрамова respubliteraria@gmail.com Open Journal Systems <p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement">Прием статей в 1 номер 2022 года до 15 февраля</a><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement">. </a></p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом.</p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 мая</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p> https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/99 Монотеизм в поздней античности. Theos Hypsistos и оракул Аполлона Кларосского 2021-11-29T06:38:52+07:00 Евгений Васильевич Афонасин afonasin@gmail.com <p>Монотеизм в поздней античности – тема многоплановая. Статья касается лишь одного аспекта формирования монотеистических тенденций в греко-римских религиозных представлениях, как традиционных языческих, так и иудео-христианских, включая «иудействующее» язычество и гностицизм. Рассматриваются как народные культы (эпиграфически засвидетельствованный культ Всевышнего Бога, Theos Hypsistos), так и новая монотеистическая религия возрожденных оракулов (на примере надписи из Эноанды и Тюбингенской теософии 13). Мы видим также, как характерные для монотеистических религий эсхатологические и сотериологические мотивы раскрываются в контексте своего рода философской онтологии.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/98 Концепт Kunstlehre в феноменологии Гуссерля 2021-11-29T06:38:29+07:00 Светлана Владимировна Бердаус s.berdaus@yandex.ru <p>Предложена реконструкция концепта Kunstlehre, занимающего важное место в структурно-дисциплинарном срезе феноменологии Гуссерля. Ключевым моментом представленной реконструкции выступает ее сепарация от критикуемой Гуссерлем традиционной трактовки Kunstlehre и выдвижение нового проекта, согласующего в себе три уровня – теоретический, нормативный и практический. Теоретический уровень (чистая логика), будучи комплементарно сопряженным с нормативным уровнем (чистые нормы разума), составляет основу дисциплин, представленных программой наукоучения (Wissenschaftslehre). Программа наукоучения приходится на период так называемого логицизма Гуссерля, относительно которого в исследовательской литературе есть мнение, что она была прервана основателем феноменологии сразу после написания первого тома «Логических исследований». Однако на основании текстовых аргументов мы показываем, что эта программа расширялась Гуссерлем вплоть до его последних работ. Характер этого расширения связан с практическим уровнем Kunstlehre (трансцендентальная феноменология). Главной задачей этого уровня было обеспечение науки и ее представителей ноэтическими условиями, т. е. навыками трансцендентальной критики сознания. Высказано предположение, что представленная реконструкция Kunstlehre показывает перманентное развитие Гуссерлем программы логицизма, а также демонстрирует связь этой программы с трансцендентальной феноменологией.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/101 Анализ действенности Дихотомии Зенона Элейского 2021-11-29T06:54:50+07:00 Игорь Владимирович Берестов berestoviv@yandex.ru <p>Мы исследуем три базовые интерпретации апории Дихотомия, в которой Зенон пытается доказать невозможность движения. Во всех этих трактовках ключевым допущением является сомнительное утверждение о невозможности выполнить бесконечную последовательность действий за конечное время. Однако нам удалось показать, что в двух интерпретациях Дихотомии можно избавиться от сомнительного ключевого допущения, заменив его на кажущееся гораздо более достоверным допущение о том, что преодоление дистанции представимо как последовательность перемещений. Наш подход основывается на доказанном П. Бенацеррафом тезисе, что выполнения бесконечной последовательности перемещений в одной из интерпретаций Дихотомии недостаточно для достижения конца дистанции.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 Игорь Владимирович Берестов https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/102 О формализации принципа познаваемости у Эджингтон 2021-11-29T07:05:38+07:00 Евгений Васильевич Борисов borisov.evgeny@gmail.com <p>В статье рассматривается формализация принципа познаваемости в терминах эпистемической логики, предложенная Дороти Эджингтон в качестве решения проблемы Фитча. Данная формализация интересна тем, что она блокирует парадокс Фитча и при этом – в неформальном понимании – имеет ясный и интуитивно привлекательный смысл. Однако, как показано в статье, формально-семантическая теория, лежащая в основе этой формализации, содержит два существенных пробела: 1) в ней не определена интерпретация оператора актуальности; 2) в ней не определен формально-семантический способ репрезентации знаний агента. Главный тезис статьи имеет критический характер и состоит в том, что пока не восполнены эти пробелы, предложенная Эджингтон концепция не может считаться решением проблемы Фитча.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 Евгений Васильевич Борисов https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/103 Влияние социально-исторического развития на греческую философию в период раннего эллинизма: постановка проблемы и основные подходы к ее решению 2021-11-29T07:27:01+07:00 Владимир Викторович Бровкин v.brovkin@g.nsu.ru <p>В статье рассматривается проблема влияния политического развития Греции на раннюю эллинистическую философию. Показаны основные подходы к решению данной проблемы. Традиционный подход восходит к Г. В. Ф. Гегелю и Э. Целлеру. В его основе лежит представление об изменении характера греческой философии в условиях образования эллинистических монархий и упадка полиса в период раннего эллинизма. На первый план в философских учениях эллинизма выходит тенденция к отчуждению индивида от общества. Другой подход, представленный в работах П. Адо и Э. Брауна, основан на положении о сохранении в период раннего эллинизма полиса и, как следствие, тенденции к политической активности в греческой философии. Установлено, что оба подхода отличаются односторонностью в рассмотрении данной проблемы.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/104 Понятие пользы в прагматизме Чарльза Сандерса Пирса 2021-11-29T07:40:14+07:00 Искендер Абдурашидович Гапаров sarov-1@mail.ru <p>Актуальность темы исследования определяется многообразием умозрительных трактовок понятия пользы, как правило, не связанных со сферой представлений об их практическом применении. В контексте разрешения проблемы взаимосвязи теоретических и практических аспектов понятия пользы дается обзор способов его определения в творчестве Ч. С. Пирса. Рассматриваются предпосылки возникновения синтетического понимания пользы. Предпринимается критика политэкономического и утилитаристского учений, в рамках которых под пользой понимается: 1) способность блага или товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность; 2) руководящий принцип для преследования общественного счастья. В качестве вывода вниманию предлагается собственно пирсовское определение пользы, сопоставимое с «единством апперцепции», согласно которому нечто признается полезным, если при воздействии на мыслящее существо вызывает реакцию, сопоставимую с ожидаемыми последствиями от нее.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/105 У. Куайн, натурализация, скептицизм и проблема изменения теории 2021-11-29T07:47:27+07:00 Никита Владимирович Головко golovko@philosophy.nsc.ru <p>Цель работы – показать взаимосвязь тезиса У. Алстона о формальной независимости контекстов «быть обоснованным» и «знать, что я обоснован» и способов преодоления проблем скептицизма в натурализованной эпистемологии У. Куайна. На материале отдельных работ – «С точки зрения логики» (1963), «Направления парадокса» (1966), «Онтологическая относительность» (1969) и др. – делается попытка близко к тексту реконструировать возможные ответы У. Куайна на скептический вызов проблемы обоснования стандартов обоснования, а также проблемы «концептуального изменения». В частности, показано, что ответ У. Куайна на скептический «вызов естествознанию, возникающий внутри естествознания», можно понимать, как указание на независимость разных «эпистемических уровней», один из которых задается «базовой» теорией и формирует представления о «реальности», «данных» и «обосновании», а другой связан с поиском более эффективного представления теории и определяет возможность ее изменения.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/107 Математическая практика и математическая логика: к истории взаимоотношений 2021-11-29T08:17:11+07:00 Александр Валерьевич Хлебалин sasha_khl@mail.ru <p>В статье аннулируется роль практики развития математики XIX в. в становлении математической логики. Показано, что революционные преобразования математики XIX в., приведшие к увеличению абстрактности математических теорий и концепций, сопровождались ростом неопределенности в отношении стандартов доказательства, что породило универсальное распространению тревоги (Дж. Грей) как элемента математической практики. Утверждается, что этот элемент практики явился одним из источников возникновения математической логики, претендующей на то, чтобы придать строгость и точность математике. В статье аргументируется, что социально-эпистемологический анализ практики математики и становления математической логики позволит прояснить специфику развития отношений математики и математической логики.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/108 Ethnicity and Values 2021-11-29T08:27:01+07:00 Дэвид С. Льюис dlewis@yandex.com <p>Cultures change in many ways but some basic values within the culture tend to remain over longer periods. Compared with some other potential markers of ethnicity, which may apply to only a certain part of an ethnic group, some traditional values are adhered to by most or perhaps even all members of the ethnic group. Over time, many core values of a culture remain relatively strong even though the manifestations of those values might gradually change. As such, certain cultural values can be regarded as stronger markers of ethnic or cultural identity than some other features of the culture which are more transient.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/109 Коммуникация в современной российской науке 2021-11-29T08:38:19+07:00 Екатерина Михайловна Лбова kate.lbova@gmail.com <p>В статье рассматриваются различные типы и средства научной коммуникации: от традиционных, существующих уже несколько столетий, до совершенно новых, возникших в связи с развитием информационных технологий и глобального Интернет-пространства. Для того, чтобы показать отличия новых коммуникационных средств от существовавших ранее, автором дается краткий исторический обзор развития научной коммуникации с момента возникновения Respublica Literaria в XV в. вплоть до появления сетевых научных сообществ в начале XXI в. В результате исследования установлено, что развитие сетевых научных сообществ является ответом на кризис традиционных первичных средств коммуникации и предоставляет ученому новое пространство для креативности и научного поиска.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/110 Сравнительная концептология власти и сопротивления с использованием Google Ngram Books 2021-11-29T08:49:19+07:00 Антон Николаевич Олейник aoleynik@mun.ca <p>В статье рассматривается эволюция ряда концептов, описывающих государственную власть, или правительность, в сравнительной перспективе. Российский дискурс о власти сравнивается с дискурсом западным. В качестве источника информации используются данные Google Books Ngram Viewer за 1800–2019 гг., которые охватывают более 5 % всех опубликованных книг. Делается вывод о сродстве российского и западного дискурса о власти ввиду трудностей и в обоих случаях говорить правду.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/111 В лабиринте контекстов. Рецензия на книгу: Философия и ее история. Дискуссии. 2021-11-29T09:04:02+07:00 Александр Афанасьевич Санженаков sanzhenakov@gmail.com <p>В статье рассматривается сборник переводных статей по методологии истории философии. Сначала предлагается краткий пересказ всех статей, а в заключении дается оценка их содержания. Рецензируемая книга позволяет не только ознакомиться с некоторыми концепциями и рекомендациями по истории философии, но и делает очевидным тот факт, что существование и развитие философии без пристального и серьезного внимания к ее прошлому невозможны. Также в заключении автор рецензии предлагает понимать историко-философское исследование в коммуникативном ключе.</p> 2021-11-29T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2021