https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feedRespublica literaria2023-04-11T21:15:19+07:00Мария Алексеевна Абрамоваrespubliteraria@gmail.comOpen Journal Systems<p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement/view/6">Прием статей в 2 номер 2023 года до 15 мая</a></p> <p>25.04.2023 года журнал включен в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:</p> <p>5.4.3. Демография (социологические науки)<br />5.4.6. Социология культуры (социологические науки)<br />5.4.7. Социология управления (социологические науки)<br />5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки),<br />5.7.2. История философии (философские науки)<br />5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки)</p> <p><a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883" target="_blank" rel="noopener">Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 25.04.2023 г.)</a> https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883</p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом. Аннотации опубликованных статей можно посмотреть по ссылке <a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations">https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations</a></p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 мая</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p>https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/178Понятие нарративной идентичности в философии П. Рикёра2023-04-11T12:44:33+07:00Александра Борисовна Аникинаlieda27@gmail.com<p>Один из факторов проблематизации человека в современном мире – это ситуация небывалой множественности. Безграничное море информации, множественность доступных жизненных стратегий, моделей поведения, религий, культур и даже «миров» – все это заставляет пересматривать представления о личной идентичности. Концепция нарративной идентичности П. Рикёра представляет собой продуктивный инструмент для исследования многообразия и изменчивости идентичностей различного уровня, однако ввиду определенных сложностей это понятие не нашло пока понимания у исследователей. Статья призвана систематизировать представления о нарративной идентичности, устранить неточности понимания и употребления данного понятия.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/179Легенда о «вавилонском Гермесе» в позднеантичной литературе2023-04-11T12:54:31+07:00Евгений Васильевич Афонасинafonasin@gmail.com<p>Статья продолжает исследования автора, посвященные представлениям древних о межкультурном взаимодействии. Вслед за изучением легенды о путешествии Пифагора на восток [Afonasin, Afonasina, 2019] и «библейских заимствованиях» в греческой философии [Афонасин, 2022] в данной работе речь идет о «персидском» следе в средневековом герметизме. Первая часть работы касается харранской астрологии, вторая – греко-персидской алхимии сасанидских времен. Учитывая состояние наших свидетельств, мы не можем сказать, как дела обстояли на самом деле. Однако некоторые наблюдения, сделанные в статье, должны прояснить, как представляется, те пути, по которым шла и обычно идет межкультурная трансформация знания.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/180Сокрытость Бога и когнитивные состояния2023-04-11T13:06:10+07:00Павел Анатольевич Бутаковpavelbutakov@academ.org<p>Успех атеистического Аргумента от сокрытости и его неуязвимость для критики основаны на имплицитном допущении, что отношения человека с Богом должны быть напрямую связаны с определенным типом когнитивного состояния человека. Согласно данному Аргументу человеку для отношений с Богом необходимо иметь уверенность в том, что Бог существует. Выдвигаемые возражения против этой посылки сводятся к тому, что для отношений с Богом человеку необходимо иметь какое-то альтернативное когнитивное состояние, например, религиозную веру, осознанное принятие, уверенность в существовании потусторонней реальности и пр. Однако все эти возражения разбиваются об успешные контрдоводы защитников Аргумента. На этом основании делается вывод, что успешное опровержение Аргумента от сокрытости будет возможно в случае отказа от признания какого-либо когнитивного состояния человека необходимым условием для его отношений с Богом.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/181Парадигмальные и социально-коммуникативные аспекты исследования языка в философии Л. Витгенштейна2023-04-11T13:12:15+07:00Марина Владимировна Демидоваdemidovamv@rambler.ru<p>В статье исследованы парадигмальные и социально-коммуникативные аспекты философии языка Л. Витгенштейна. Выявлено преобладание в его научном творчестве рациональной парадигмы, излишне формализовавшей язык. Автором статьи предложено альтернативное решение проблемы: направление изучения языка на основе рекурсивной парадигмы, системного и синергетического подходов. Перспективность рекурсивной парадигмы, развитие которой в современной постнеклассической науке связано с изучением вопросов воспроизводства, функционирования, изменения самоорганизующихся систем, к числу которых относится язык, обусловлена современными достижениями науки. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы, компаративный и системный подходы.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/182Общие высказывания о благе, этика науки и трансцендентализм2023-04-11T13:17:55+07:00Сергей Борисович Куликовkulikov.sergh@gmail.com<p><em>Цель </em>данного исследования – проверить гипотезу о трансцендентальном характере этики науки. Проверка выполняется в ходе анализа высказываний Мура и Витгенштейна об этике. Данные высказывания соотносятся с основным пунктам теории этоса науки у Мертона. Автор реализует <em>метод </em>сравнительного анализа, который позволяет уточнить высказывания исследуемых авторов относительно трансцендентального понимания этики Витгенштейном. Проясняются перспективы согласования такого понимания с интерпретацией научной этики в теории этоса науки. В <em>результате </em>исследование показывает связь этики науки с вопросами социальной психологии, которые, однако, оказываются слабо связаны с логическими принципами. Поэтому высказывания в теории этоса науки несвободны от трудностей, выявленных при анализе общеэтических высказываний. Затруднительный характер выражения этических норм в форме ‘<em>a</em>R<em>b</em>’ позволяет установить, что этика науки, равно как и общая этика, имеет трансцендентальный характер и не может быть однозначно выражена. Это затрудняет понимание смысла норм в рамках этики науки, но не лишает их значимости в плане демонстрации правил поведения.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/185Диалог из разных миров: многомировой подход к формальной семантике естественного языка2023-04-11T20:16:09+07:00Ольга Владимировна Митренинаo.mitrenina@spbu.ru<p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; text-justify: inter-ideograph; text-indent: 1.0cm; background: white;">В статье рассматривается ключевая, по мнению автора, проблема современной формальной семантики – применимость в ней многомировых моделей. Каждый участник языковой коммуникации использует свои собственные представления о мире, при этом «функции интерпретации» у разных людей могут сильно различаться. В статье предлагается такой подход к построению формальной семантики естественного языка, в котором не происходит отсылки к некоему единственному и общему возможному миру, а учитывается различие между возможными мирами собеседников. Обосновывается вывод о том, что взаимодействие между возможными мирами автора высказывания и реципиента происходит аналогично тому, как это было нами предложено ранее для восприятия непрямых значений в естественном языке, а именно с помощью межмировой пропозиции. Таким образом, предлагаемый подход к семантике естественного языка в целом является обобщением предложенного ранее подхода к семантике высказываний, содержащих непрямые значения.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/186Миграционные стратегии дальневосточников (на материалах Приморского края)2023-04-11T20:25:21+07:00Анна Викторовна Винокуроваvinokurova77@mail.ruАнастасия Андреевна Адушеваanastasiya_dusha@mail.ru<p>В статье рассмотрены основные миграционные стратегии жителей Дальнего Востока России через призму социокультурного пространства и территориального развития региона. Исследование выполнено на материалах Приморского края с опорой на количественные (анкетирование) и качественные (неформализованное интервью) методы. Также использованы данные официальной национальной и региональной статистики. Результаты исследования показали высокую миграционную активность приморцев. Имеет место сочетание горизонтальных («западный дрейф») и вертикальных (межпоколенческая мобильность) миграционных стратегий. Подчеркивается важность регулярного мониторинга социального самочувствия и миграционных настроений коренных жителей дальневосточных регионов и «новых» дальневосточников, приезжающих в ДФО на постоянное место жительства из других субъектов РФ и стран.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/187Великая степь: тенгрианская цивилизация и буддизм2023-04-11T20:35:29+07:00Сабина Шариповна Аязбековаayazbekova@mail.ru<p>Статья посвящена рассмотрению роли тенгрианской цивилизации в формировании особенностей буддизма. Анализируется генетическое родство тенгрианства и буддизма в контексте эпох Мир-системы, «Времени кентавров» и «Осевого времени». Рассматривается тезис о том, что тенгрианско-буддийская общность может быть результатом контактов и общих истоков южно-сибирского и центрально-азиатского шаманства и индийских религий. На отдельных примерах осуществлен сопоставительный анализ тенгрианства и ламаизма, тенгрианства и махаяны. Показано, что общими для тенгрианства и ламаизма являются различные ландшафтные божества – хозяева тех или иных мест и территорий. С ландшафтными божествами и почитанием родовой территории связан и культ <em>«обо»,</em> наиболее распространенный среди алтайских и монгольских племен. Культ «обо» нашел широкое распространение и в ламаизме – в форме жертвоприношений хозяину «обо». Представляется, что от кочевников Центральной Азии перешли в ламаизм также культы коня и быка, концепция Мирового древа, отдельные сюжеты тенгрианской мифологии. Близость тенгрианства и махаяны видится в аналогиях между дхармабханаки – монахами, проповедовавшими сутры, и тюркскими, а точнее, прототюркскими, шаманами. Прослеживаются аналогии между достижением нирваны в махаяне и постижением Тенгри в тенгрианстве, а универсальный принцип цикличности составляет основу тенгрианского понимания времени и идеи «Великой Колесницы». Делается вывод о том, что истоки буддизма могут восходить не только к религиозным представлениям, распространенным в самой Индии, но и к воззрениям кочевых народов Центральной Азии.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/188Современный антисистемный терроризм и просистемные средства массовой информации в структуре социальной онтологии2023-04-11T20:46:31+07:00Николай Евгеньевич Лукьяновnikolaylukyanov70@gmail.comАнна Анатольевна Изгарскаяaizgarskaya@gmail.com<p>На основе миросистемного подхода и концепции сфер социально-исторического бытия Н. С. Розова в работе предпринята попытка наддисциплинарного анализа роли современных средств массовой информации (СМИ) в деятельности террористических организаций. Описание проекций терроризма в сферах социально-исторического бытия (биотехносфере, социосфере, культуросфере, психосфере) позволило глубже выяснить онтологию антисистемного терроризма, уяснить механизмы взаимодействия терроризма и СМИ, их влияние на общество. Антисистемные террористические организации могут иметь собственные СМИ, но наиболее широкую аудиторию они получают, попадая в новостные сообщения просистемных телеканалов. Защищая ценности геокультуры включенных в миросистему обществ, просистемные СМИ, с одной стороны, стигматизируют терроризм как зло, что в психосфере отражается как нарастание страха в общественном сознании, с другой стороны, в своих сообщениях они вынуждены осуществлять рационализацию террористической деятельности. Если страх вынуждает общество оказывать давление на правительство, что соответствует целям террористов, то рационализация ведет к появлению различных форм поддержки террористов со стороны отдельных членов общества или слоев населения, особенно в условиях низкой легитимности власти.</p>2023-03-30T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023