https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/issue/feedRespublica literaria2024-12-11T15:31:56+07:00Мария Алексеевна Абрамоваrespubliteraria@gmail.comOpen Journal Systems<p><a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/announcement/view/6">Прием статей в 4 номер 2024 года до 15 октября</a></p> <p>25.04.2023 года журнал включен в ПЕРЕЧЕНЬ рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:</p> <p>5.4.3. Демография (социологические науки)<br />5.4.6. Социология культуры (социологические науки)<br />5.4.7. Социология управления (социологические науки)<br />5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки),<br />5.7.2. История философии (философские науки)<br />5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки)</p> <p><a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883" target="_blank" rel="noopener">Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 25.04.2023 г.)</a> https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=17883</p> <p>Ежеквартальный научный журнал, учрежден Институтом философии и права СО РАН в 2020 году. Журнал предоставляет площадку для обмена научной информацией, результатами фундаментальных и эмпирических исследований философами, социологами и правоведами.</p> <p>Основное внимание уделяется представлению актуальных идей в области философского знания в аналитической традиции, нового осмысления модусов существования философии и ее истории, результатов социально-философского, социологического и правоведческого исследования современных тенденций процессов общественного и государственно-правового развития в России и за рубежом. Аннотации опубликованных статей можно посмотреть по ссылке <a href="https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations">https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/annotations</a></p> <p>Редакционная политика журнала основывается на традиционных этических принципах научной периодики, разработанных Комитетом по публикационной этике (Committee on Publication Ethics – COPE) для редакторов, рецензентов и авторов. Редакция журнала в своей деятельности руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, беспристрастности.</p> <p>Журнал нацелен на развитие активных и эффективных коммуникаций внутри научно-профессионального сообщества, создание междисциплинарной площадки для открытой дискуссии. Редакция журнала не принимает к публикации материалы содержащие менее 70% оригинального текста, не соответствующие общей тематической направленности, способствующие усилению межнациональной и межконфессиональной розни, имеющие конфронтационный характер и подстрекающие к дегармонизации общественных отношений, размытию этических границ, в том числе допустимости насилия и жестокости. При поступлении статей подобного рода, редакционный совет оставляет за собой права отказать в приеме материалов.</p> <p>Одной из миссий журнала является укрепление интеллектуального пространства Сибири, поддержание сложившихся в Сибирском отделении РАН научных школ аналитической философии, философского антиковедения, этносоциологии.</p> <p>Мы готовы к сотрудничеству как с российскими, так и зарубежными исследователями, стремимся к продвижению и распространению результатов российских авторов в международном профессиональном сообществе.</p> <p>Журнал содержит традиционные разделы: «Философия», «Социология», «Юриспрудентция», «Рецензии», «Новости», а также может включать тематические подборки.</p> <p>Материалы публикуются в авторской редакции.</p> <p>Редакция журнала не всегда разделяет высказанные на страницах журнала авторами публикаций мнения, позиции, положения, точки зрения.</p> <p>Редакция не несёт ответственности за содержание, точность любых приводимых цифровых, иллюстративных, цитируемых материалов в публикациях авторов журнала. Данную ответственность несут исключительно авторы тех публикаций, в тексте которых соответствующие материалы содержатся.</p> <p>Обо всех замеченных ошибках, неточностях и опечатках, просьба сообщать редакции на электронный адрес.</p> <p>Сроки приема статей:</p> <p>1 номер до 15 февраля </p> <p>2 номер до 15 апреля</p> <p>3 номер до 15 августа</p> <p>4 номер до 15 октября</p>https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/282Ладов о парадоксе Рассела2024-12-11T12:01:08+07:00Евгений Васильевич Борисовborisov.evgeny@gmail.com<p>В ряде публикаций последних лет В. А. Ладов разрабатывает единообразную концепцию теоретико-множественных и семантических парадоксов. Его концепция содержит, в частности, единую формализацию парадоксов и определение их необходимых и достаточных условий. Эта концепция представляется интересной, однако, на мой взгляд, некоторые из его понятий эксплицированы не полностью, что делает неясными некоторые моменты в его трактовке необходимых и достаточных условий парадоксов. В данной статье я рассматриваю предложенный Ладовым анализ парадокса Рассела и показываю недостатки в его определении понятий самореферентного множества и отрицательного свойства.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/283Нарративная передача знания2024-12-11T12:23:43+07:00Павел Анатольевич Бутаковpavelbutakov@academ.org<p>В статье рассматривается вопрос о том, какого рода знание может передаваться посредством историй помимо их явного пропозиционального содержания. В контексте постепенного перехода от редукционизма к антиредукционизму выделяются четыре возможных типа ответов: 1) никакое; 2) структура знания (например, по степени важности или правдоподобности); 3) неявное пропозициональное знание (например, причинно-следственные связи событий или выводы от частного к общему); 4) непропозициональное знание (например, знание личностей или перспектив). Данная классификация предлагается в качестве дорожной карты для дальнейших исследований нарративного знания, а также изучения того, в какой мере искусственный интеллект способен извлекать знание из нарратива.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/284Критериальные условия дискурса о рецепции Аристотеля в русской культуре2024-12-11T12:36:57+07:00Марина Николаевна Вольфrina.volf@gmail.com<p>В статье рассматриваются подходы к рецепции идей Аристотеля в русской культуре, начиная с эпохи Древней Руси и до современности. Особое внимание уделяется проблеме «русского Аристотеля» – восприятию наследия философа в контексте трансформаций европейской интеллектуальной культуры. Исследование акцентирует разницу подходов к осмыслению наследия Аристотеля в западной и восточной культурных традициях. Ставится вопрос о влиянии парадигмальных сдвигов на восприятие философа, начиная с эпохи Просвещения. Показано, что в российской традиции начала XX в. в публицистике и некоторых научных работах сформировалось представление, подчеркивающее несостоятельность рецепции Аристотеля в русской культуре в сравнении «аристотелевской схоластикой». Такая оценка представляется культурно ангажированной и декларативной. Чтобы уйти от декларативных заявлений о рецепции Аристотеля, автор уточняет содержание понятия «рецепция», а также вводит критерии рецепции (<em>Rezeptionsgeschichte</em>-блок (R) и <em>Wirkungsgeschichte</em>-блок (W)), которые позволяют масштабировать представление о рецепции, ранжировать степень присвоения, адаптации реципируемых образцов, оценивать степень и форму заимствования идей, а также уровень трансформации культуры вследствие оказанного реципируемым образцом эффекта. В статье анализируются монографии В. М. Лурье и Д. Брэдшоу в качестве примера исследований, ориентированных на W-блок рецепции, т. е. на оценку эффекта и результата рецепции. Эти образцы, построенные на методологии истории идей и истории понятий, подчеркивают оригинальность адаптации ключевых аристотелевских понятий (ипостась, природа, энергия) в православной традиции, рассматриваются как альтернатива «схоластическому Аристотелю» и дают основания думать об аристотелизме как о внутренних форме и коде православной культуры и российской цивилизации. Статья поднимает важный вопрос о необходимости переосмысления роли Аристотеля в русской культуре, что позволяет углубить понимание культурных основ философии и оценить значение его идей для современности.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/285О главном аргументе Дэвидсона2024-12-11T13:47:34+07:00Александр Афанасьевич Санженаковsanzhenakov@gmail.com<p>В статье рассматривается один из аргументов Дональда Дэвидсона в защиту каузального подхода, согласно которому объяснение действий через основания является разновидностью причинного объяснения. Дэвидсон полагает, что квалификация тех или иных желаний и убеждений в качестве оснований не является достаточным условием для объяснения действия. Для того, чтобы действительно объяснить действие, нам необходимо найти то основание, которое стало реальной действующей причиной, поскольку одно основание может правдоподобно объяснять действие, но при этом не быть его истинной причиной. Это рассуждение Дэвидсона получило наименование главного аргумента (the master argument) и рассматривается в последующей традиции как один из самых сильных доводов в пользу каузализма. В статье показаны слабые стороны данного аргумента.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/286«Очерк Сивиллы о браке» И. Г. Гамана: текст и комментарий2024-12-11T13:57:45+07:00Алексей Михайлович Стрельцовstreltsov@mail.ru<p>В «Очерке Сивиллы о браке» (Versuch einer Sibylle über die Ehe) 1775 г. И. Г. Гамана, перевод и краткий комментарий которого представлены в данной работе, рассматривается строго бинарное понимание человеческой сексуальности, неразрывно связанной по мысли Гамана с божественным творением и христологией и проявляющейся в сотрудничестве человека с Богом в деле творения новых людей. Гаман отказывается от конвенциональной для эпохи Просвещения интерпретации брака как общественного договора и обращает особое внимание на его физический аспект. Придерживаясь теологическо-философской позиции, воспринятой им еще в начале его творческой карьеры, Гаман не считает половое влечение постыдным или греховным, но рассматривает союз мужчины и женщины в рамках разработанной им ранее сократической эпистемологии самопознания, как приводящий к реализации человеком собственной сексуальности в акте познанности другим.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/287Сравнительный анализ систем оценки эффективности научной деятельности в России и Китае2024-12-11T14:04:34+07:00Анатолий Михайлович Аблажейablazhey63@gmail.com<p>Статья представляет собой попытку сравнительного анализа национальных систем оценки эффективности научной деятельности в России и Китае. Показано, что в силу перехода на сложившиеся в мировой науке принципы и методы оценки в функционировании таких систем накопился целый ряд серьезных противоречий. Среди них – формализация процесса оценки, упор на наукометрические методы, отказ от внутрицеховой экспертизы, явное или неявное стремление заменить реальный научный поиск его технологичной имитацией. В то же время в последние годы и та, и другая страна предпринимают серьезные усилия по реформированию систем оценки, стремясь сделать их более содержательными и ориентированными в первую очередь на задачи национального научного и технологического прогресса. В Китае предпринятые усилия свелись к декларациям, реальных шагов по изменению сложившейся системы почти нет. В России, напротив, удалось создать успешно функционирующую систему профессиональной научной экспертизы, действующую под эгидой Российской академии наук.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/288Антироссийская сепаратистская риторика: анализ дискурсивного пространства2024-12-11T14:13:18+07:00Екатерина Михайловна Арутюнова981504@mail.ru<p>Статья посвящена анализу дискурса, содержащего антироссийские сепаратистские идеи, и претендующего на репрезентацию российских народов и регионов. Используя метод критических дискурсивных исследований, автор анализирует русскоязычный сегмент платформы Телеграмм<sup>*<a href="#_ftn1" name="_ftnref1">[1]</a></sup>, посвященный изучаемой тематике. В результате анализа выделены ключевые нарративы этого дискурсивного пространства. Среди них провозглашаются идеи: неизбежности распада России и независимости отдельных регионов (как республик, так и отдельных областей, и краев); необходимости деколонизации российского государства, российского массового общественного сознания; ущерба народам России как исторического, так и якобы происходящего в настоящий момент. Выявлены основные характеристики изучаемого дискурса, среди которых активное использование языка вражды, выстраивание психологической и культурной дистанции между «Москвой» и регионами, русскими и другими народами, дегуманизация российской власти, ее сторонников, русского народа, апелляции к истории.</p> <p> </p> <p><a href="#_ftnref1" name="_ftn1">[1]</a> В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», Роскомнадзором принято решение об информировании пользователей t.me, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/289Местные сообщества в условиях сопроизводства общественных благ (на примере деятельности ТОС Новосибирской области)2024-12-11T14:23:23+07:00Мария Рудольфовна Зазулинаzamashka@yandex.ru<p>Целью данной работы является изучение содержания и особенностей процесса сопроизводства общественных благ, производимых территориальным общественным самоуправлением (ТОС) совместно с государством в рамках грантовой деятельности. Эмпирическую базу исследования составили данные о 891 грантовом проекте, реализованном ТОСами Новосибирской области в период с 2018 по 2024 гг.</p> <p>Сделан вывод о том, что существующая система грантов, с одной стороны, стимулирует ТОС к участию в процессе сопроизводства, но, с другой – накладывает на этот процесс жесткие ограничения.</p> <p>Анализ основных направлении деятельности показал, что обязательным содержанием деятельности ТОСов оказывается забота о детях и организация их досуга; благоустройство дворов и придомовых территорий; решение проблем населенных пунктов в целом или крупных районов города; помимо коммунально-бытовых проблем, ТОСы активно занимаются сохранением культурной и исторической памяти.</p> <p>Важным результатом исследования стал обнаруженный «эффект увеличения благополучателей», когда относительно небольшая по численности группа создает общественное благо, которым будет пользоваться все сообщество, значительно превышающее ее по численности.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/290Патриотизм как интеграционный ресурс: особенности фиксации в условиях полиэтничности (на материалах Республики Саха (Якутия))2024-12-11T14:33:26+07:00Елена Гавриловна Маклашоваmaklashova@mail.ru<p>В статье предлагается проанализировать интеграционный ресурс патриотизма в условиях полиэтничности, который формирует ценность этнокультурной самобытности народов России. В таких социокультурных условиях просматриваются особенности взаимосвязи феномена патриотизма и этнокультурной дифференциации. На основе социологического исследования в Республике Саха (Якутия) автор выявляет динамику установок среди населения относительно этнокультурной дифференциации в современном обществе. Главным акцентом становится выявление аффективных и деятельностных проявлений патриотизма в рамках функционирования этнокультурных типов. Делается вывод, что патриотизм и позитивный национализм (этнический) на современном этапе – взаимодополняющие элементы национального развития страны.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/293Социокультурные исследования в контексте потребности обеспечения технологического суверенитета2024-12-11T15:04:04+07:00Владимир Валерьевич Петровvvpetrov@mail.nsu.ru<p>Будущее российской науки во многом определяется взаимодействием научных сообществ. Обмен опытом, ознакомление с полученными результатами и их коллективное обсуждение создают благоприятную возможность для разработки междисциплинарных проектов, позволяют выявить тенденции и перспективные направления развития академической науки, в том числе актуальные для развития российского общества в целом.</p> <p>В настоящей статье сделан краткий обзор основных научных направлений, обсуждавшихся на XLV Международной годичной научной конференции «Вклад Академии наук в развитие Государства Российского (к 300-летию Российской академии наук) и XXXVIII сессии Международной школы социологии науки и техники им. С. А. Кугеля «Инженерная профессия в XXI веке (к 100-летию со дня рождения С. А. Кугеля)», состоявшихся в период 27 октября – 01 ноября 2024 г. в Санкт-Петербургском отделении Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/294Отечественная социология и научное сообщество в кумулятивном пространстве СоцИса: к 50-летию журнала2024-12-11T15:10:24+07:00Юрий Владимирович Попковyuripopkov54@mail.ruАнна Анатольевна Изгарскаяaizgarskaya@gmail.comОльга Алексеевна Персидскаяolga_alekseevna@mail.ru<p>Акцентируется неразрывная связь развития социологии в СССР и России с публикационной активностью ведущего в данной научной области журнала «Социологические исследования». Будучи важной содержательной и институциональной частью отечественной социологии, он выступает своеобразным кумулятивным пространством, интегрирующим научное сообщество и оказывающим влияние на развитие предметного поля самой этой дисциплины. Текст посвящен юбилейным мероприятиям, приуроченным к 50-летию журнала: торжественному открытию, научной конференции «Социология: вчера, сегодня, завтра (к 50-летию журнала “Социологические исследования”)» и XXVI Харчевским чтениям «Теоретическая социология: прошлое, настоящее, будущее» (21-23 октября 2024 г., Москва). Даны обзоры событий и представленных научных докладов, в том числе сделанных сотрудниками ИФПР СО РАН.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/291Искусственный интеллект в повседневных образовательных практиках российских студентов2024-12-11T14:49:57+07:00Татьяна Константиновна СкрипкинаSkripkina-BSC11@yandex.ru<p>В статье поставлена проблема возможного противоречия между перспективными направлениями применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе, изложенными в исследовательской литературе, и конкретными практиками взаимодействия с ИИ-инструментами в повседневной реальности студентов российских вузов. Представлен обзор исследовательской литературы, где отражена позиция российских ученых относительно наиболее перспективных направлений применения ИИ-технологий в образовательном процессе высшей школы, а также относительно связанных с данными процессами барьеров и рисков. Приведены данные интервью с российскими студентами, в которых показано, что хотя студенты в целом высоко оценивают перспективы применения ИИ-технологий в образовательном процессе, на практике наблюдаются некоторые расхождения между потенциалом данного вектора модернизации, описанным в научной литературе, и повседневными образовательными практиками российских студентов. Сделаны выводы о том, что на настоящий момент остается пространство для совершенствования модернизационных процессов в системе высшего образования посредством технологий искусственного интеллекта.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 https://respublicaliteraria.ru/index.php/rl/article/view/292Нация как единство культурных и политических характеристик2024-12-11T14:57:23+07:00Галина Сергеевна Солодоваgsolodova@gmail.com<p>На основе работ ведущих специалистов в этнической проблематике (Ф. Барт, Р. Брубейкер, Э. Балибар и др.) показано, что установить корни и генезис такого феномена как нация не всегда простая задача. Тезис о линейной судьбе наций и исторически последовательной трансформации этнических форм в нации представляется не вполне обоснованным. Терминологическая однозначность самого понятия нации выглядит иллюзорной. Не отрицая культурное разнообразие и связность нации с социокультурными особенностями исторического опыта народов, показано, что данная категория в значительной степени продукт государственной идеологии. Представлено, что культура является не первичным маркером, а скорее следствием или результатом этнической групповой организации.</p>2024-12-11T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024