Можно ли развивать предпринимательские навыки в школе?

Авторы

  • Marzanna Farnicka Institute of Psychology, Zielona Góra University
  • Inetta Nowosad Institute of Pedagogy, Zielona Góra University

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.2.98-112

Ключевые слова:

cultural factors, innovation, entrepreneurship, school, teachers

Аннотация

Авторы выдвигают гипотезу о том, что раннее развитие предпринимательских навыков позволит молодым людям лучше адаптироваться к формирующемуся рынку труда, эффективно и удовлетворительно участвовать не только в профессиональной, но и в социальной и личной взрослой жизни. Цель данной статьи - показать пути развития предпринимательских навыков в образовательной практике. В исследовании термин «предпринимательство» рассматривается в интерпретации Karney, а также на основе рефлексии как культурно значимой категории педагогики. Авторы полагают, что предложенные ими подходы могут позволить представить школу как социокультурную среду откуда берет начало координация всех процессов, скрытых в культуре и обществе.

Была рассмотрена категория предпринимательства, понимаемая как личностная и организационная особенность, отношение, способ деятельности и путь индивидуального и институционального развития. При представлении задач, связанных с развитием предпринимательства, были описаны некоторые инструменты, позволяющие оценить изменения, происходящие в дидактическом процессе, как на уровне индивидуального развития (компетенции студентов и преподавателей), так и в отношении деятельности, осуществляемой в организации, а также в организационном климате и образовательной среде.

Библиографические ссылки

Абрамова, М.А., Крашенинников, В.В., Либерска, Х., Фарника, М. (2015). Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германо-российская и англо-саксонская модели образования. Философия образования. № 2 (59). С. 37-45.

Abramova M.A., Krasheninnikov V.V., Liberskaya Kh., Farnika M. (2015). Translation of culture and / or development in activity: German-Russian and Anglo-Saxon models of education. Philosophy of education. no. 2 (59). pp. 37-45. (In Russ.)

Каменев, Р.В., Крашенинников, В.В., Фарника, М., Абрамова, М.А. (2018). Высокие технологии и трансформация системы образования: конструктивность и деструктивность. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Т. 8. № 6. С. 104-119.

Kamenev, R.V., Krasheninnikov, V.V., Farnika, M., Abramova, M.A. (2018). High technologies and the transformation of the education system: constructiveness and destructiveness. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. Vol. 8. no. 6. pp. 104-119. (In Russ.)

Brown-Jeffy, S., Cooper, J.E. (2011). Toward a Conceptual Framework of Culturally Relevant Pedagogy: An Overview of the Conceptual and Theoretical Literature. Teacher Education Quarterly. Vol. 38. no. 1. pp. 65-84.

Carlgren, L., Rauth, I., Elmquist, M. (2016). Framing Design Thinking: The Concept. In: Idea and Enactment. Creativity and Innovation Canagement. Vol. 25 (1), pp. 38–57. DOI: 10.1111/caim.12153.

Drucker, P.F. (1992). Innowacja i przedsiębiorczość. Praktyka i zasady. Transl. A. Ehrlich. Warszawa.

Drucker, P.F. (1992). Innovation and entrepreneurship. Practice and rules. Transl. A. Ehrlich. Warsaw. (In Polish)

Ekel, J., Jaroszyński, J., Ostaszewska. J. (1965). Mały słownik psychologiczny. Warszawa.

Ekel, J., Jaroszyński, J., Ostaszewska. J. (1965). A little psychological dictionary. Warsaw. (In Polish)

Zalecenia Ready Europejskiej w sprawie kompetencji kluczowych. (2018). Dziennik Urzędowy Unii Europejskie. №4.6. C189/1-189/13. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/PL/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)&from=EN (дата обращения 25.01.2021).

European Ready Recommendations on Key Competences. (2018). Official Journal of the European Union. no. 4.6. C189/1-189/13. [Online]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/PL/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)&from=EN (Accessed: 25 January 2021). (In Polish)

Farnicka, M., Liberska, H. (2014). Tworzenie środowiska sprzyjającego uczeniu się – analiza psychologiczna. Teraźniejszość- Człowiek – Edukacja. no. 67 (3). pp. 57-71.

Farnicka, M., Liberska, H. (2014). Creating an environment conducive to learning-psychological analysis. The Present-Man-Education. no. 67 (3). pp. 57-71. (In Polish)

Fullan, M. (2001). Leading in a culture of change: being effective in complex times. San Francisco.

Fullan, M. (2003). Change forces with a vengeance. London. Routhledge Falmer. DOI:10.4324/9780203165805.

Garcês, S., Pocinho, M., Jesus, S.N., Viseu, J. (2016), The Impact of the Creative Environment on the Creative Person, Process, and Product. Avaliação Psicológica. no. 15(2), pp. 169–176.

Hall, C. S., Lindzey, G. (2001). Teorie osobowości. Warszawa.

Hall, C. S., Lindzey, G. (2001). Personality theory. Warsaw. (In Polish)

Hargadon, A.B., Bechky, B.A. (2006). When collections of creatives become creative collectives: A field study of problem solving at work. Organization Science. Vol. 17. no. 4. pp. 484-500. DOI:10.1287/orsc.1060.0200

Karney, H. (1997). Psychopedagogika pracy. Gdansk.

Karney, H. (1997). Psychopedagogy of work. Gdansk.

Kortan, J. (eds.) (1997). Podstawy ekonomiki i zarządzania przedsiębiorstwem, Wydawnictwo C. H. Beck, Warszawa.

Kortan J. (eds.) (1997). Fundamentals of economics and business management, Wydawnictwo C. H. Beck, Warsaw.

Loo, S. (2017), Creative Working in the Knowledge Economy. [Online]. Available at: https://www.routledge.com/Creative-Working-in-the-Knowledge-Economy/ Loo/p/book/9781138211391. (Accessed: 16 May 2021).

Łuczak, M. za: Nowosad, I., Uździcki, R. (2013). Innowacje miara rozwoju szkolnej kultury przedsiebiorczosci. W: Nowosad, I., Karmolińska-Jagodzik E. (red.). Potencjał szkoły w tworzeniu więzi ze środowiskiem, Wydawnictwo Wyższej Szkoły Humanistycznej im. Króla Stanisława Leszczyńskiego, Lesznopp. pp. 87-120.

Luczak, M. (2013). Innovations a measure of the development of school culture of entrepreneurship. In: I. Novosad, E. Karmolińska-Jagodzik (eds.). The potential of the school in creating links with the environment. Leszno. King Stanisław leszczyński WWSH in Leszno, 2013,. pp. 87-120. (In Polish)

Matczak, A., Martowska, K. (2009). Instrumental and motivational determinants of social competencies. W: A. Matczak (ed.). Determinants of social and emotional competencies. Warszawa. Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynała Stefana Wyszyńskiego.

Matczak, A., Martowska, K. (2009). Instrumental and motivational determinants of social competences. In: A. Matczak (ed.). Determinants of social and emotional competencies. Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Kardynała Stefana Wyszyńskiego. (In Polish)

Marshall, D. (2013). There’s a Critical Difference Between Creativity and Innovation. Business Insider, Primed Associates. [Online]. Available at: https://www.businessinsider.com/difference-between-creativity-and-innovation-2013-4#ixzz2w0virpal (Accessed: 6 May 2021).

Competence. In: Merriam-Webster.com dictionary. [Online]. Available at: www.merriam-webster.com/dictionary/competence. (Accessed: 1 June 2021).

Nowosad, I. Farnicka, M. (2019). Entrepreneurship at school. Is institutional development of entrepreneurship possible? In: M. Zapotoczna (ed.). International Forum for Education. no. 12. pp. 103-116. Toruń. Marszalek Press. DOI: 10.15804/IFforE2019.06

Nuttin, J. (1968). Struktura osobowości. Warszawa.

Nuttin, J. (1968). Personality structure. Warsaw. (In Polish)

Nuttin, J. (1968). Personality structure. Warsaw.

Parlament Europejski i Rada Europy z 2006 r. (Dz.U. L 394 z 30.12.2006, p. 13).

European Parliament and council of Europe, 2006 (OJ l 394, 30.12.2006, p.13). (In Polish)

Paulus, P.B., Dzindolet, M. (2008). Social influence, creativity and innovation. Social Influence. Vol. 3. no. 4. pp. 228–247. DOI: 10.1080/15534510802341082.

Ricards, T. (1999). Creativity and the management of change. Blackwell Publishers, NY.

Robinson, K., Azzam, A.M. (2009). Why creativity now? Educational Leadership. Vol. 67. no. 1, pp. 22–26.

Siek, St. (1993). Wybrane metody badania osobowości. Warszawa.

Siek, St. (1993). Selected methods of personality testing. Warsaw. (In Polish)

Wojnarowska, M. (2016) Kompetencje kluczowe- przygotowanie do życia. Trendy. no. 4. pp. 4-11. [Электронный ресурс]. URL: accessed from: http: //www.bc.ore.edu.pl/Content/893/T416_Kompetencje+kluczowe_przygotowanie+do+zycia.pdf (дата обращения 20.04.2021).

Wojnarowska, M. (2016) Key competences-preparation for life. Trends. no. 4. pp. 4-11. [Online]. Available at: http://www.bc.ore.edu.pl/Content/893/T416_Kompetencje key preparation for life.pdf (Accessed: 20 April 2021).

Загрузки

Опубликован

2021-06-23 — Обновлена 2021-06-24

Версии

Как цитировать

Farnicka , M., & Nowosad , I. (2021). Можно ли развивать предпринимательские навыки в школе? . Respublica Literaria, 2(2), 98–112. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.2.98-112 (Original work published 23 июнь 2021 г.)

Выпуск

Раздел

Статьи