Феноменология кинематографа в философии постмодернизма
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.1.118-128Ключевые слова:
постмодернизм, философия, кинематограф, Ж.-Фр. Лиотар, А. Бергсон, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж. Делëз, Ф. Гваттари.Аннотация
Статья посвящена исследованию феноменологии кино в творчестве философов Жан-Франсуа Лиотара, Анри Бергсона, Ролана Барта, Мишеля Фуко и Жана Бодрийяра.
Постмодернисткая методология позволяет рассматривать кино как «деконструкцию» культурного и социально-политического дискурсов. На основе анализа работ философов обобщаются феноменологические характеристики кино постмодернизма, такие как гипнотическая ритуальность кинематографа; девальвация мета-нарративов; обращение к абсолютной «банальной» и «гипер»-реальностям. Отмечается, что распространение тенденций постмодернизма в современном кинематографе проявляется в драматургии, образной системе, стилистике, монтаже и других составляющих творческого процесса.
Делается вывод, что указанные философы заложили основы понимания единства философии и кинематографа в осмыслении современного мира.
Библиографические ссылки
Аронсон, О. В. (2009). Обыденное возвышенное (кино по Жан-Франсуа Лиотару). Философский журнал. № 1(2). С. 117-126.
Aronson, O. V. (2009). Ordinary sublime (cinema by Jean-Francois Lyotard). Philosophical journal. no. 1(2). pp. 117-126. (In Russ.)
Барт, Р. (1984). Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах Эйзенштейна. Строение фильма: сборник статей. Сост. К. Разлогов. М.: Радуга.
Barth, R. (1984). Third meaning. Research notes on several of Eisenstein's photograms. In Razlogov, K. (comp.). The structure of the film (collection of articles). Moscow. (In Russ.)
Барт, Р. (2008). Мифологии. М.: Академический проект. 351 с.
Barth, R. (2008). Mythology. Moscow. 351 p. (In Russ.)
Барт, Р. (1992). Дидро, Брехт, Эйзенштейн. Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С. Исаева. М.: ГИТИС.
Barth, R. (1992). Diderot, Brecht, Eisenstein. In Isaeva, C. (comp.). As always - about the vanguard. Anthology of the French avant-garde theater. Moscow. (In Russ.)
Барт, Р. (2017а). Кино право и кино левое. Пер. Я. Бражникова, А. Болгова. 21.01.2017. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: https://cineticle.com/projects-texts/barthescinema-droite-et-gauche (дата обращения: 12.02.2020).
Barth, R. (2017a). Cinema is right and cinema is left. Transl. Brazhnikova Y., Bolgova A. 21.01.2017. Cineticl. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: https://cineticle.com/projects-texts/barthescinema-droite-et-gauche (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)
Барт, Р. (2017б). Выходя из кинотеатра. Пер. Н. Красавина. 21.01.2017. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: http://cineticle.com/chapters/1438-barthessortantducinema.html (дата обращения: 12.02.2020).
Barth, R. (2017b). Leaving the cinema. Transl. Krasavina, N. 21.01.2017. Cineticle. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: http://cineticle.com/chapters/1438-barthessortantducinema.html (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)
Бергсон, А. (1992). Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Московский клуб. С. 160-325.
Bergson, A. (1992). Collected works in four volumes. Vol. 1. Moscow. pp. 160-325. (In Russ.)
Бергсон, А. (2010). Два источника морали и религии. Пер. с фр., послесловие, примечания А. Б. Гофмана. 2-е изд., испр. М.: КДУ. 288 с.
Bergson, A. (2010). Two sources of morality and religion. Transl. Hoffman, A. B. Moscow. 288 p. (In Russ.)
Бергсон, А. (2019). Творческая эволюция. М.: Академический проект. 319 с.
Bergson, A. (2019). Creative evolution. Moscow. 319 p. (In Russ.)
Бодрийяр, Ж. (2014). Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2014. 260 с.
Baudrillard, J. (2014). The transparency of evil. Moscow. 260 p. (In Russ.)
Бодрийяр, Ж. (2016). Симулякры и симуляции. Пер. с фр. А. Качалова. М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 240 с.
Baudrillard, J. (2016). Simulacra and Simulations. Transl. Kachalova, A. Moscow. 240 p. (In Russ.)
Делëз, Ж. (1998). Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Пер. с фр. Я. Я. Свирского. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.
Deleuze, J. (1998). The logic of meaning. Foucault M. Theatrum philosophicum. Transl. Svirsky, Ya. Ya. Moscow; Yekaterinburg. 480 p. (In Russ.)
Делёз, Ж., Гваттари, Ф. (2005). Трактат о номадологии. Пер. с фр. В. Мерлина. Новый круг. № 2(92). С. 183-187.
Deleuze, J., Guatari, F. (2005). Treatise on nomadology. Transl. Merlin, V. New circle. no. 2(92). pp. 183-187. (In Russ.)
Деррида, Ж. (1999). Голос и феномен. М.: Алетейя. 208 с.
Derrida, J. (1999). Voice and Phenomenon. Moscow. 208 p. (In Russ.)
Деррида, Ж. (2007). Письмо и различие. М.: Академический Проект. 496 с.
Derrida, J. (2007). Writing and distinction. Moscow. 496 p. (In Russ.)
Лиотар, Ж.-Ф. (1998). Состояние постмодерна. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя. 159 с.
Lyotard, J.-F. (1998). Postmodern state. Moscow, St. Petersburg. 159 p. (In Russ.)
Фуко, М. (2016). Сад, сержант секса. Пер. Н. Архипов. 09.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://syg.ma/@nikita-archipov/mishiel-fuko-sad-sierzhant-sieksa (дата обращения: 12.02.2020)
Foucault, M. (2016). Sad, sex sergeant. Transl. Arkhipov, N. 09.11.2016. [Online]. Available at: URL: https://syg.ma/@nikita-archipov/mishiel-fuko-sad-sierzhant-sieksa (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)
Фуко, М. (2013). Анти-ретро. Пер. В. Лазарев. 15.10.2013. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: https://cineticle.com/materials/interview/foucault-interview (дата обращения: 12.01.2021).
Foucault, M. (2013). Anti-retro. Transl. Lazarev, V. 10.15.2013. Cineticle. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: https://cineticle.com/materials/interview/foucault-interview (Accessed: 12 January 2021). (In Russ.)
Тойнби, А. Дж. (2001). Постижение истории. Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф. 637 с.
Toynbee, A.J. (2001). Comprehension of history. Transl. Zharkov, E. D. Moscow. 637 p. (In Russ.)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc