Социокультурная идентичность: функциональный подход

Авторы

  • Владимир Сергеевич Шмаков Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.3.123-135

Ключевые слова:

глобализация, локальное сообщество, социокультурная трансформация, базовые ценности, идентичность, функции

Аннотация

В статье исследуются функциональные особенности влияния социокультурной идентичности на эволюцию локальных сообществ, детерминирующих процессы интеграции и дезинтеграции социокультурного пространства. Основные тенденции модернизации локальных сообществ определяются базовыми социокультурными ценностями, служащими основой формирования идентичности, обусловливая направленность процессов трансформации культуры и социальности. Модифицирующееся социокультурное пространство представляет собой смешение стилей, норм, принципов, отражающих ценности традиции, модерна и архаики, преобразовывая, усложняя основы социокультуры. Социокультурная идентичность представляется уникальной, специфической характеристикой локальностей, выполняющей адаптационно-эвристическую, аксиологически-мотивационную, регулятивно-интеграционную функции, генерирующие процессы жизнедеятельности локальных сообществ, способствующие сохранению социокультурного наследия. Функционально идентичность представляется одним из узловых факторов, обусловливающих социокультурную трансформацию, эволюцию социокультурного пространства локальностей.

Биография автора

Владимир Сергеевич Шмаков, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Бек, У. (2003). Космополитическое общество и его враги. Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 6. № 1. С. 24-53.

Beck, U. (2003). The Cosmopolitan Society and its Enemies. Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 6. No. 1. Pp. 24-53. (In Russ.)

Бугайчук, Т. В., Доссэ, Т. Г. (2013). Идентичность как объект исследования социальных наук. Ярославский педагогический вестник. Т. 2. № 3. C. 212-217.

Bugaichuk, T. V., Dosse, T. G. (2013). Identity as an Object of Social Sciences Research. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 2. No. 3. Pp. 212-217. (In Russ.)

Гончаров, В. Н., Попова, Н. А. (2015). Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений. Фундаментальные исследования. № 2-7. С. 1566-1569.

Goncharov, V. N., Popova, N. A. (2015). Spiritual and Moral Values in the System of Public Relations. Fundamental Research. No. 2-7. Pp. 1566-1569. (In Russ.)

Ерофеева, И. В. (2009). Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 340 с.

Erofeeva, I. V. (2009). The Axiology of Media text in Russian Culture: The Representation of Values in Journalism at the Beginning of the 21st Century. Novosibirsk. 340 p. (In Russ.)

Кара-Мурза, С. Г. (2007). Демонтаж народа. М.: Алгоритм. 704 с.

Kara-Murza, S. G. (2007). Dismantling of the People. Moscow. 704 p. (In Russ.)

Луман, Н. (2006). Дифференциация. М.: Логос. 320 с.

Luhmann, N. (2006). Differentiation. Moscow. 320 p. (In Russ.)

Попов, В. А. (2019). Введение: неотрадиционализм и архаический синдром. Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации. Ред. В. В. Бочаров, В. А. Попов. СПб.: Центр информатизации образования «КИО». С. 6-11.

Popov, V. A. (2019). Introduction: Neotraditionalism and the Archaic Syndrome. In Bocharov, V. V., Popov, V. A. (eds.). Neotraditionalism: An Archaic Syndrome and the Construction of a New Sociality in the Context of Globalization Processes. St. Petersburg. Pp. 6-11. (In Russ.)

Тишков, В. А. (2021). Национальная идея России. М.: АСТ. 416 с.

Tishkov, V. A. (2021). The National Idea of Russia. Moscow. 416 p. (In Russ.)

Тхагапсоев, Х. Г., Мосолова, Л. М., Леонов, И. В., Соловьева, В. Л. (2016). Идентичность как навигатор сознания. СПб.: Астерион. 170 с.

Tkhagapsoev, H. G., Mosolova, L. M., Leonov, I. V., Solovyova, V. L. (2016). Identity as a Navigator of Consciousness. St. Petersburg. 170 p. (In Russ.)

Фомичева, Т. В., Катаева, В. И. (2019). Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики. Уровень жизни населения регионов России. № 2. С. 80-84.

Fomicheva, T. V., Kataeva, V. I. (2019). The Values of Russians in the Context of the Digitalization of the Russian Economy. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. No. 2. Pp. 80-84. (In Russ.)

Фукуяма, Ф. (2019). Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. М. 256 c.

Fukuyama, F. (2019). Identity. The Desire for Recognition and the Policy of Rejection. Moscow. 256 p. (In Russ.)

Шмаков, В. С. (2023). Тенденции трансформации социокультурного пространства Евразии. Respublica Literaria. Т. 4. № 3. С. 149-161. DOI: 10.47850/RL.2023.4.3.149-161.

Shmakov, V. S. (2023). Trends in the Transformation of the Socio-Cultural Space of Eurasia. Respublica Literaria. Vol. 4. No. 3. Pp. 149-161. DOI: 10.47850/RL.2023.4.3.149-161. (In Russ.)

Шмаков, В. С. (2025). Матрица социокультурной идентичности локальных сообществ. Respublica Literaria. Т. 6. № 2. С. 170-182. DOI: 10.47850/RL.2025.6.2.170-182.

Shmakov, V. S. (2025). The Matrix of Socio-Cultural Identity of Local Communities. Respublica Literaria. Vol. 6. No. 2. Pp. 170-182. DOI: 10.47850/RL.2025.6.2.170-182. (In Russ.)

Brigevich, A. (2012). Peeling Back the Layers: Territorial Identity and EU Supporting Spain. Regional & Federal Studies Vol. 22. No. 2. Pp. 205-230.

Chen, N., Dwyer, L., Firth, T. (2014). Conceptualization and Measurement of Dimensionality of Place Attachment. Tourism Analysis. Vol. 19. No. 3. Pp. 323-338. DOI: http://dx.doi.org/10.3727/108354214X14029467968529.

Curran, S. R. (2020). Global Perspectives on Social Institutions, Organizations, and Relations: Beyond Universalisms and Internationalisms. Global Perspectives. Vol. 1. No. 1. Pp. 13410. DOI: https://doi.org/10.1525/gp.2020.13410.

Giddens, А. (2003). Runaway World: How Globalization is Reshaping our Lives. New York. Routledge. 292 р.

Hitlin, S. (2011). Values, Personal Identity, and the Moral Self. In Schwartz, S. J., Luyckx, K, Vignoles, V. L. (eds.). Handbook of Identity. Theory and Research. New York, NY, US. Springer Science + Business Media. Pp. 515-529. DOI: 10.1007/978-1-4419-7988-9_20

Korstanje, M. E. (2015). A Difficult World: Examining the Roots of Capitalism. New York. Nova Science Publishers. 72 p.

Robertson, R. (1995). Globalization. In Featherstone, M., Lash, S., Robertson, R. (еds.). Global Modernities. London. SAGE Publications Ltd. 292 р.

Ross, L., Greene, D., House, P. (1977). The False Consensus Effect: An Egocentric Bias in Social Perception and Attribution Processes. Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 13. No. 3. Pp. 279-301.

Stephan, W. G., Renfro, C. L. (2002). The Role of Threats in Intergroup Relations. In Mackie, D. M., Smith, E. R. (eds.). From Prejudice to Intergroup Emotions: Differentiated Reactions to Social Groups. New York. Psychology Press. Pp. 191-208.

Загрузки

Опубликован

2025-10-15

Как цитировать

Шмаков, В. С. (2025). Социокультурная идентичность: функциональный подход. Respublica Literaria, 6(3), 123–135. https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.3.123-135

Выпуск

Раздел

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ