Гражданская идентичность как атрибут государственности и проявление единства многообразия
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.3.115-122Ключевые слова:
сложносоставные государства, лояльность и сопричастность государству, школа как институт формирования гражданственностиАннотация
Выявление тенденций и перспектив развития современного российского общества предполагает охват широкого круга вопросов, связанных с поддержанием в нем стабильности. Среди них формирование гражданской идентичности. В условиях поликультурности она становится основой и инструментом солидаризации и управляемости обществом. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена комплексом внешнеполитических и внутриполитических факторов, связанных с ростом международной напряженности.
В статье рассматриваются факторы формирования и поддержания общегражданской (надэтнической) идентичности и гражданственности. В данном случае оба понятия рассматриваются как синонимичные. Основное внимание уделено роли системы образования и, в частности, школы, как ключевого социального института ее формирования. Несмотря на то, что работа носит междисциплинарный характер, охватывая педагогику и социологию, отдельно хотелось бы выделить ее включенность в контекст политической антропологии.
Библиографические ссылки
Аристотель. Политика. Книга VIII. (1981). Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов. 2 изд. перераб. М. С. 34-38.
Aristotle. Policy. Book VIII. (1981). Reader on the History of Foreign Pedagogy. Piskunov, A. I. (comp.). 2nd ed. recycled. Moscow. Pp. 34-38. (In Russ.)
Бергер, П., Лукман, Т. (1995). Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер. Е. Д. Руткевич. М.: Медиум.
Berger, P., Luckmann, T. (1995). The Social Construction of Reality. A treatise on the Sociology of Knowledge. Rutkevich, E. D. (transl.). Moscow. (In Russ.)
Брубейкер, Р., Купер, Ф. (2010). За пределами «идентичности». Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. М.: Новое издательство. С. 132-192.
Brubaker, R., Cooper, F. (2010). Beyond “Identity”. Myths and Misconceptions in the Study of Empire and Nationalism. Moscow. Pp. 132-192. (In Russ.)
Герасимов, И., Глебов, С., Каплуновский, A., Могильнер, M., Семенов, A. (2006). От редакции. Ab Imperio. № 4. С. 11-16.
Gerasimov, I., Glebov, S., Kaplunovsky, A., Mogilner, M., Semenov, A. (2006). From the Editors. Ab Imperio. No. 4. Pp. 11-16. (In Russ.)
Детский сад в Японии. (1987). Пер. с яп. Л. Д. Гришелевой; общ. ред. и послесл. канд. ист. наук. В. Т. Нанивской. М.: Прогресс.
Nanivskaya, V. T. (ed.). (1987). Kindergarten in Japan. Grishelyova, L. D. (transl.). Moscow. (In Russ.)
Коллман, Н. (2023). Россия и ее империя. 1450-1801. СПб.: Библиороссика.
Kollmann, N. (2023). The Russian Empire. 1450-1801. St. Petersburg. (In Russ.)
Основные государственные законы. (1906). Свод Законов Российской империи. Т. I. Ч. I. СПб.
Fundamental State Laws. (1906). Code of Laws of the Russian Empire. Vol. I. Pt. I. St. Petersburg. (In Russ.)
Солодова, Г. С. (2003). О социальной роли учительства. Преподавание истории и обществознания в школе. № 1. С. 11-15.
Solodova, G. S. (2003). On the Social Role of Teaching. Teaching History and Social Science at School. No. 1. Pp. 11-15. (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc