Историко-философские основания развития биоэтики в Латинской Америке: от колониального наследия до философии освобождения
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.2.144-152Ключевые слова:
биоэтика, Латинская Америка, социальная справедливость, философия освобождения, многослойная уязвимость, католическая церковь, уязвимые группы, автономия пациента, неоколониализм, глобальная биоэтикаАннотация
Статья посвящена анализу формирования и развития биоэтики в Латинской Америке, где традиционные западные принципы сталкиваются с уникальными (регионально-обусловленными) социально-экономическими и социокультурными реалиями. Цель исследования – выявить специфику биоэтики в Латинской Америке, акцентирующей вопросы социальной справедливости, защиты уязвимых групп и критики неоколониализма. Автор применяет историко-философский и сравнительный методы, анализируя работы ключевых мыслителей (Флоренсии Луны, Рут Маклин, Энрике Дусселя) и влияние таких факторов, как философия освобождения, католическая этика и социальное неравенство. Исследование показывает, что в процессе становления биоэтики в Латинской Америке происходит интеграция универсальных принципов (автономии, благодеяния, непричинения вреда и справедливости) с локальным контекстом, что приводит к формированию подходов, направленных на преодоление структурного насилия и маргинализации. Концепция «многослойной уязвимости» Луны раскрывает комплексное воздействие экономических, гендерных и культурных факторов на доступ к медицине. В то же время дискуссии о репродуктивных правах и защите коренных народов демонстрируют конфликт между глобальными стандартами и местными традициями. Выводы статьи подчеркивают, что исследования по биоэтике в Латинской Америке вносят значимый вклад в глобальный дискурс, предлагая модель, которая сочетает этические принципы с активной социальной политикой. Это особенно актуально в условиях пандемий, экологических кризисов и усиления неравенства.
Библиографические ссылки
Левинас, Э. (1998). Время и другой. Пер. с фр. А. В. Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. 264 с.
Levinas, E. (1998). Time and the Other. Paribka, A. V (transl.). St. Petersburg. 264 p. (In Russ.)
Фриц, Я. (2013). Биоэтика: об этике отношений человека к животным и растениям. Пер. с нем. Б. Г. Юдина. Человек. № 6. С. 50-53.
Fritz, Ya. (2013). Bioethics: on the Ethics of Human Relations to Animals and Plants. Yudin, B. G. (transl.). Human. No. 6. Pp. 50-53. (In Russ.)
Швейцер, А. (1973). Культура и этика. Пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. М.: Прогресс. 342 с.
Schweitzer, A. (1973). Culture and Ethics. Zakharchenko, N. A. and Kolshansky, G. V. (transl.). Moscow. 342 p. (In Russ.)
Beauchamp, T. L., Childress, J. F. (2001). Principles of Biomedical Ethics. Oxford. Oxford University Press. 454 p.
Dussel, E. (2006). Ética de la liberación en la edad de la globalización y de la exclusión. México. Trotta. 661 p.
Feitosa, S. F., Garrafa, V., Cornelli, G., Tardivo, C., Carvalho, S. J. (2010). Bioethics, Culture and Infanticide in Brazilian Indigenous Communities: the Zuruahá case. Cadernos de Saude Publica. Vol. 26. No. 5. Pp. 853-865.
Grosfoguel, R. (2003). Colonial Subjects: Puerto Ricans in a Global Perspective. Berkeley. Univ. of California press, cop. 268 с.
Garrafa, V., Porto, D. (2003). Bioethics, Power and Injustice: for an Ethics of Intervention. Journal International de Bioethique = International Journal of Bioethics. Vol. 14(1). Pp. 23-40. https://doi.org/10.3917/JIB.141.0023.
Gracia, D. (2001). History of Medical Ethics. In Have, H., Gordijn, B. (eds.). Bioethics in a European Perspective. Switzerland. Springer Netherlands. Pp. 17-50.
Have, H., Gordijn, B. (eds). (2013). Handbook of Global Bioethics. Springer, Dordrecht. 1685 p. https://doi.org/10.1007/978-94-007-2512-6.
Luna, F., Macklin, R. (1996). Bioethics in Argentina: A Country Report. Bioethics. Vol. 10. No. 2. Pp. 140-153.
Luna, F. (1999). ¿Procrear o no Procrear? Sida y Derechos Reproductivos. Analisis Filosofico. Vol. 19. No. 2. Pp. 153-172.
Luna, F. (2006). Bioethics and Vulnerability: A Latin American View. Amsterdam. Rodopi. 177 p.
Luna, F. (2009). Elucidating the Concept of Vulnerability: Layers Not Labels. IJFAB: International Journal of Feminist Approaches to Bioethics. No. 1(2). Pp. 121-139.
Luna, F. (2013). Infertilidad en Latinoamérica. En Busca de un Nuevo Modelo. Revista de Bioética y Derecho. No. 28. Pp. 33-47.
Macklin, R. (1998). Ethical Relativism in a Multicultural Society. Kennedy Institute of Ethics Journal. No. 8(2). Pp. 411-427.
Macklin, R. (1999). Against Relativism: Cultural Diversity and the Search for Ethical Universals in Medicine. Oxford. Oxford University Press. 290 p.
Macklin, R. (2012). Global Bioethics: Narrow or Broad? Journal of Medicine and Philosophy. No. 37(2). Pp. 17-38.
Pessini, L., Barchifontaine, C. P., Stepke, F. L. (eds.). (2010). Ibero-American Bioethics. History and Perspectives. Springer. Dordrecht. 397 p. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-9350-0.
Possamai, V. R., Siqueira-Batista, R. (2022). Schramm and Kottow’s Bioethics of Protection: Principles, Scopes and Conversations. Revista Bioética. Vol. 30. No. 1. Pp. 10-18.
Potter, V. R. (1971). Bioethics: Bridge to the Future. Englewood Cliffs. Prentice-Hall. 205 p.
Schramm, F. R., Kottow, M. (2001). Principios bioéticos en salud pública: limitaciones y propuestas [Bioethical Principles in Public Health: Limitations and Proposals]. Cadernos de Saude Publica. Vol. 17 (4). Pp. 949-956. https://doi.org/10.1590/s0102-311x2001000400029.
Tealdi, J. C. (ed.). (2008). Diccionario Latinoamericano de Bioética. Bogotá. UNESCO – Red Latinoamericana y del Caribe de Bioética. Universidad Nacional de Colombia. 660 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc