Какой Сократ? «Послесловие к “Достопамятностям” блаженного Сократа» И. Г. Гамана

Авторы

  • Алексей Михайлович Стрельцов Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.3.49-66

Ключевые слова:

Гаман, Эберхард, Сократ, Просвещение, естественная теология

Аннотация

Представлен перевод на русский язык и комментарий трактата Иоганна Георга Гамана «Послесловие к “Достопамятностям” блаженного Сократа» (Beylage zun Denkwürdigkeiten des seligen Sokrates) 1773 г., который до настоящего времени практически не освещался в историко-философской среде. Данное сочинение представляет собой завершающую часть своеобразной трилогии Гамана (первыми частями которой были «Сократические достопамятности» и «Облака», написанные, соответственно, в 1759 и 1760 гг.), посвященной сократической проблематике и интерпретации образа Сократа в контексте проекта Просвещения. В этом сочинении Гаман выступает против рационалистической трактовки Сократа деятелем немецкого Просвещения Иоганном Августом Эберхардом, отстаивая теологическую ортодоксию предшествующей эпохи.

Биография автора

Алексей Михайлович Стрельцов, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

кандидат философских наук, научный сотрудник

Библиографические ссылки

Гете, И. В. (1976). Из моей жизни. Поэзия и правда. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. М.

Goethe, J. W. (1976). From my Life: Poetry and Truth. Works in 10 vols. Vol. 3. Moscow. (In Russ.)

Гильманов, В. Х. (2003). Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград.

Gilmanov, V. Kh. (2003). J. G. Hamann’s Hermeneutics of the «Type» and the Englightenment. Kaliningrad. (In Russ.)

Гильманов, В. Х. (2013). И. Г. Гаман и И. Кант: битва за чистый разум. Калининград.

Gilmanov, V. Kh. (2013). J. G. Hamann and I. Kant: Fight for a Pure Reason. Kaliningrad. (In Russ.)

Лосев, А. Ф. (2000). История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.

Losev, A. F. (2000). History of Ancient Aesthetics. Sophists. Socrates. Plato. Moscow. (In Russ.)

Фет, А. А. (1856). Гораций: оды. В 4-х кн. СПб.

Fet, A. A. (1856). Horace: Odes. In 4 books. St. Petersburg. (In Russ.)

Цицерон, М. Т. (1972). Три трактата об ораторском искусстве. Ред. М. Л. Гаспаров. М. Cicero, M. T. (1972). Three Works on Oratory. Gasparov, M. L. (ed.). Moscow. (in Russ.)

Эпиктет. (1997). Беседы Эпиктета. М.

Epictetus. (1997). Discourses. Moscow. (In Russ.)

Юнг, Э. (1785). Плачъ Эдуарда Юнга, или нощные размышления о жизни, смерти и безсмертiи. Ч. I. 2-е изд. М.

Young, E. (1785). The Complaint of Edward Young, or the Night Thoughts on Life, Death, and Immortality. Pt I. 2ht ed. Moscow. (In Russ.)

Brose, T. (2006). Johann Georg Hamann und David Hume. Metaphysikkritik und Glaube im Spannungsfeld der Aufklärung. Frankfurt am Mein. Peter Lang.

Böhm, B. (1966). Sokrates im achtzehnten Jahrhundert. 2 Auflage. Neumünster.

Collins, A. (1713). A Discourse of Free-thinking. London.

Eberhard, J. A. (1772). Neue Apologie des Sokrates, oder Untersuchung der Lehre von der Seligkeit der Heiden. Berlin. Stettin.

Hamann, J. G. (1950a). Sokratische Denkwürdigkeiten. In Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Bd. 2. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758-1763, 2.57-82. Wien. Herder. Pp. 57-82.

Hamann, J. G. (1950b). Wolken. In Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Bd. 2. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758-1763, 2.57-82. Wien. Herder. Pp. 83-109.

Hamann, J. G. (1950c). Aesthetica in nuce. In Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Bd. 2. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758-1763, 2.195-217. Wien. Herder. Pp. 195-217.

Hamann, J. G. (1951a). Au Salomon de Prusse. In Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 3. Schriften über Sprache, Mysterien, Vernunft: 1772-1788. Wien. Pp. 55 60.

Hamann, J. G. (1951b). Beylage zun Denkwürdigkeiten des seligen Sokrates. In Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 3. Schriften über Sprache, Mysterien, Vernunft: 1772-1788. Wien. Pp. 111-121.

Hamann, J. G. (1957). Briefwechsel. Bd. 3. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.

Leibrecht, W. (1957). Gott und Mensch bei Johann Georg Hamann. Gütersloh.

Nadler, J. (1949). Johann Georg Hamann 1730-1788: Der Zeuge des Corpus mysticum. Salzburg.

O’Flaherty, J. C. (1979). Johann Georg Hamann. Boston.

Pupi, A. (1998). Johann Georg Hamann. Vol. 3. Pelicanus solitudinis 1763-1773. Milano.

Shemwell, C. V. (2024). The Hero of Enlightenment Stood on His Head: A Study of the Eighteenth-Century Struggle Against Traditional Lutheran Catechesis and Johann Georg Hamann’s Defense in Three Socratic Texts. Fort Wayne.

Загрузки

Опубликован

2024-10-12

Как цитировать

Стрельцов, А. М. (2024). Какой Сократ? «Послесловие к “Достопамятностям” блаженного Сократа» И. Г. Гамана. Respublica Literaria, 5(3), 49–66. https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.3.49-66

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ