Великая степь: тенгрианская цивилизация и буддизм

Авторы

  • Сабина Шариповна Аязбекова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Казахстанский филиал

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.1.87-102

Ключевые слова:

тенгрианская цивилизация, тенгрианство, буддизм, ламаизм, махаяна, сакско-шакья генетические и культурные связи, «Шакья-мунья»

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли тенгрианской цивилизации в формировании особенностей буддизма. Анализируется генетическое родство тенгрианства и буддизма в контексте эпох Мир-системы, «Времени кентавров» и «Осевого времени». Рассматривается тезис о том, что тенгрианско-буддийская общность может быть результатом контактов и общих истоков южно-сибирского и центрально-азиатского шаманства и индийских религий. На отдельных примерах осуществлен сопоставительный анализ тенгрианства и ламаизма, тенгрианства и махаяны. Показано, что общими для тенгрианства и ламаизма являются различные ландшафтные божества – хозяева тех или иных мест и территорий. С ландшафтными божествами и почитанием родовой территории связан и культ «обо», наиболее распространенный среди алтайских и монгольских племен. Культ «обо» нашел широкое распространение и в ламаизме – в форме жертвоприношений хозяину «обо». Представляется, что от кочевников Центральной Азии перешли в ламаизм также культы коня и быка, концепция Мирового древа, отдельные сюжеты тенгрианской мифологии. Близость тенгрианства и махаяны видится в аналогиях между дхармабханаки – монахами, проповедовавшими сутры, и тюркскими, а точнее, прототюркскими, шаманами. Прослеживаются аналогии между достижением нирваны в махаяне и постижением Тенгри в тенгрианстве, а универсальный принцип цикличности составляет основу тенгрианского понимания времени и идеи «Великой Колесницы». Делается вывод о том, что истоки буддизма могут восходить не только к религиозным представлениям, распространенным в самой Индии, но и к воззрениям кочевых народов Центральной Азии.

Биография автора

Сабина Шариповна Аязбекова, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Казахстанский филиал

доктор философских наук, профессор, академик Академии художеств Республики Казахстан, академик JASHE (Международная Академия Науки и Высшего Образования, Великобритания), академик РАЕ (Российская Академия Естествознания). Профессор Казахстанского филиала Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Библиографические ссылки

Абаев, Н. В. (2005). Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов. Учебно-методическое пособие. Кызыл. 127 с.

Abaev, N. V. (2005). Early forms of religion and ethno-cultural genesis of the Turkic-Mongolian peoples. Educational and methodical manual. Kyzyl. 127 p. (In Russ.)

Абаев, Н. В. (2015). Тэнгрианство, митраизм и общие этнокультурные истоки туранско-арийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии. Вестник Бурятского государственного университета. № 3. С. 42-58.

Abaev, N. V. (2015). Tengrianism, Mithraism and the general ethnocultural origins of the Turanian-Aryan civilization of Central and Inner Asia. Bulletin of the Buryat State University. no. 3. pp. 42-58. (In Russ.)

Аверинцев, С. С., Алексеев, В. П., Ардзинба, В. Г. и др. (1989). Древние цивилизации. Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М. 480 с.

Averintsev, S. S., Alekseev, V. P., Ardzinba, V. G. etc. (1989). Ancient civilizations. Bongard-Levin, G. M. (ed.). Moscow. 480 p. (In Russ.)

Аджи, М. (2015). Тюрки и мир. Сокровенная история. М. 638 с. (Империи в истории мира).

Adji, M. (2015). Turks and the World. Secret history. Moscow. 638 p. (In Russ.)

Антонова, К. А., Бонгард-Левин, Г. М., Котовский, Г. Г. (1973). История Индии (краткий очерк). М. 558 с.

Antonova, K. A., Bongard-Levin, G. M., Kotovsky, G. G. (1973). History of India (short sketch). Moscow. 558 p. (In Russ.)

Аязбекова, С. Ш. (2018). Тенгрианская и буддийская космология: опыт сопоставительного анализа. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 160. кн. 6. С. 1354-1365.

Ayazbekova S.Sh. (2018). Tengrian and Buddhist Cosmology: Experience of Comparative Analysis. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki. Vol. 160. no. 6. pp. 1354-1365. (In Russ.)

Аязбеков С. А., Аязбекова, С. Ш. (2021а). Цивилизации Великой степи: философско-культурологический анализ (к проблеме начала). Нур-Султан. 352 с. (Цивилизации и искусство Великой степи).

Ayazbekov, S. A., Ayazbekova, S. Sh. (2021a). Civilizations of the Great Steppe: Philosophical and Culturological Analysis (to the Problem of the Beginning). Nur-Sultan. 352 p. (In Russ.)

Аязбеков, С. А., Аязбекова, С. Ш. (2021б). Культура и искусство Великой степи: цивилизационный контекст. Нур-Султан. 392 с. (Цивилизации и искусство Великой степи).

Ayazbekov, S. A., Ayazbekova, S. Sh. (2021b). Culture and art of the Great Steppe: a civilizational context. Nur-Sultan. 392 p. (In Russ.)

Бичелдей, У. П. (2013). Тюрко-монгольское тэнгрианство как культурно-исторический вариант арийско-туранской «небесно-солнечной» религии. IV Международная научно-практическая конференция, г. Улан-Батор, 9-10 октября 2013 г. Улан-Батор. С. 156-165.

Bicheldey, U. P. (2013). Turkic-Mongolian Tengrianism as a cultural and historical version of the Aryan-Turanian “heavenly-solar” religion. In IV International Scientific and Practical Conference, Ulaanbaatar, October 9-10, 2013. Ulaanbaatar. pp. 156-165. (In Russ.)

Геродот. (1999). История в девяти книгах. Пер., примеч. Г. А. Стратановского. М. 740 с.

Herodotus. (1999). History in nine books. Stratanovsky, G. A. (transl.). Moscow. 740 p. (In Russ.)

Григорьев, В. В. (1998). О скифском народе саках. Алматы. Хант. 209 с.

Grigoriev, V. V. (1998). About Saks, the Scythian people. Almaty. 209 p. (In Russ.)

Гринин, Л. Е., Коротаев, А. В. (2009). Социальная макроэволюция. Генезис и трансформации Мир-Системы. М. 568 с.

Grinin, L. E., Korotaev, A. V. (2009). Social macroevolution. Genesis and transformations of the World-System. Moscow. 289 p. (In Russ.)

Гумилев, Л. Н. (2007). Древняя Русь и Великая Степь. М. 656 с.

Gumilev, L. N. (2007). Ancient Russia and the Great Steppe. Moscow. 656 p. (In Russ.)

Евразийство (опыт систематического изложения). (2002). Основы евразийства. Сост. Н. Агамалян и др. М. Арктогея-Центр. С. 107-165.

Eurasianism (the experience of systematic presentation). (2002). In Agamalyan, N. et al. (comp.). Fundamentals of Eurasianism. Moscow. pp. 107-165. (In Russ.)

Ерасов, Б. С. (1990). Культура, религия и цивилизация на Востоке. М. 352 с.

Yerasov, B. S. (1990). Culture, Religion and Civilization in the East. Moscow. 352 p. (In Russ.)

Жуковская, Н. Л. (1977). Ламаизм и ранние формы религии. М. 199 с.

Zhukovskaya, N. L. (1977). Lamaism and early forms of religion. Moscow. 199 p. (In Russ.)

Карта Тартарии голландца Николая Витсена, 1705. Национальная библиотека Португалии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%

D1%82%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D1%81#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Witsen_-_Tartaria.jpg (дата обращения: 09.10.2020).

Map of Tartary by the Dutchman Nikolai Witsen, 1705. National Library of Portugal. [Online]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%B5%

D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D1%81#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Witsen_-_Tartaria.jpg (Accessed: 09 October 2020)

Клейн, Л. С. (2014). Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. СПб. 496 с.

Klein, L. S. (2014). Time of the centaurs. The steppe ancestral home of the Greeks and Aryans. St. Petersburg. 496 p. (In Russ.)

Ковалевский, О. М. (1837). Буддийская космология. Казань. 167 с.

Kovalevsky, O. M. (1837). Buddhist cosmology. Kazan. 167 p. (In Russ.)

Кочетов, А. Н. (1983). Буддизм. М. 177 с.

Kochetov, A. N. (1983). Buddhism. Moscow. 177 p. (In Russ.)

Крадин, Н. Н. (2007). Кочевники Евразии. Алматы. 416 с.

Kradin, N. N. (2007). Nomads of Eurasia. Almaty. 416 p. (In Russ.)

Морган, Л. Г. (1935). Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л. 368 с.

Morgan, L. G. (1935). Ancient society or the study of the lines of human progress from savagery through barbarism to civilization. Leningrad. 368 p. (In Russ.)

Мудрец из рода Саков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oJoCJPcRZiI (дата обращения: 09.10.2020).

A Sage from the Saks clan. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=oJoCJPcRZiI (Accessed: 09 October 2020). (In Russ.)

Никонов, А. Ю. (2000). Алтун Битиг. Тенгрианство (Мифы древних тюрков, сохраненные устным и письменным преданием тюркских народов мира). Алматы. 86 с.

Nikonov, A. Yu. (2000). Altun Bitig. Tengrianism (Myths of the ancient Turks preserved by oral and written traditions of the Turkic peoples of the world). Almaty. 86 p. (In Russ.)

Сотворение мира. [Электронный ресурс]. Мифы и легенды народов мира. Мифы Индии. URL: www.legendami.ru/bod/india/india1.htm (дата обращения: 09.10.2020).

Creation of the world. [Online]. Myths and legends of the peoples of the world. Myths of India. Available at: www.legendami.ru/bod/india/india1.htm (Accessed: 09 October 2020). (In Russ.)

Стародуб, Т. Х., Ставиский, Б. Я. (2006). Гандхара. Большая Российская энциклопедия. Т. 6. М.

Starodub, T. H., Stavisky, B. Ya. (2006). Gandhara. Big Russian Encyclopedia. Vol. 6. Moscow. (In Russ.)

Старостин, С. А. (1991). Алтайская проблема и происхождение японского языка. М. 298 с.

Starostin, S. А. (1991). Altai problem and the origins of the Japanese language. Moscow. 298 p. (In Russ.)

Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. (1963). Отв. ред. В. М. Жирмунский. Ред., вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л. 263 с. (Литературные памятники).

Zhirmunsky, V. M., Steblin-Kamensky, M. I. (eds.). (1963). Elder Edda. Old Norse songs about gods and heroes. Moscow. Leningrad. 263 p. (In Russ.)

Туран на старинных картах. Образ пространства – пространство образов. (2008). Сост. П. А. Терский. М. 480 с.

Terskiy, P. A. (сomp.). (2008). Turan on old maps. The image of space is a space of images. Moscow. 480 p. (In Russ.)

Фрейзер, Г. Х. (1975). Тенгри, Худай, Деос и Год. Слово «Бог» на различных языках. [Электронный ресурс]. URL: http://s155239215.onlinehome.us/turkic/50Religion/TengriKhuday

DeosGodRu.htm (дата обращения: 09.06.2022).

Fraser, G. H. (1975). Tengri, Khudai, Deos and God. The word “God” in various languages. [Online]. Available at: http://s155239215.onlinehome.us/turkic/50Religion/TengriKhuday

DeosGodRu.htm (Accessed: 09 June 2022). (In Russ.)

Фролов, Э. Д. (2006). Проблема цивилизаций в историческом процессе. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. № 2. С. 96-100.

Frolov, E. D. (2006). The problem of civilizations in the historical process. Bulletin of St. Petersburg University. History. no. 2. рp. 96-100. (In Russ.)

Черных, Е. Н. (2008). Евразийский «степной пояс»: у истоков формирования. Природа. № 3. С. 34-43.

Chernykh, E. N. (2008). Eurasian “steppe belt”: at the origins of the formation. Nature. no. 3. pp. 34-43. (In Russ.)

Шпенглер, О. (1993). Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М. 663 с.

Spengler, O. (1993). Zakat Yevropy. Decline of Europe. Essays on the morphology of world history. Vol. 1. Gestalt and reality. Moscow. 663 p. (In Russ.)

Энгельс, Ф. (1961). Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М. С. 23-178.

Engels, F. (1961). The origin of the family, private property and the state. In K. Marx, F. Engels Works. Vol. 21. Moscow. рp. 23-178. (In Russ.)

Этимология «Тенгри». [Электронный ресурс]. Этимологическая база С. А. Старостина. URL: https://starling.rinet.ru/cgi-bin/etymology.cgi?single=1&basename=

%2fdata%2falt%2faltet&text_number=2306&root=config (дата обращения: 09.10.2020)

Etymology of “Tengri”. [Online]. Etymological base of S.А. Starostin. Available at: https://starling.rinet.ru/cgi-bin/etymology.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2faltet&text_

number=2306&root=config (Accessed: 09 October 2020). (In Russ.)

Ясперс, К. (1994). Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М. 527 с.

Jaspers, K. (1994). The meaning and purpose of history. Moscow. 527 p. (In Russ.)

Adams, R. M. C (1966). The Evolution of Urban Society. Chicago. 203 р.

Childe, G. (1950). The urban revolution. The Town Planning Review, Vol. 21, No. 1 (Apr., 1950), pp. 3-17.

Drewes, D. (2010). Early Indian Mahayana Buddhism II: New Perspectives. Religion Compass. Oxford. Vol. 4/2. pp. 66-74.

Guthrie, R. D. (1990). Frozen Fauna of the Mammoth Steppe. Chicago. The University of Chicago Press.

The Genomic Formation of South and Central Asia. (2018). [Online]. Biorxiv. Cold Spring Harbor Laboratory. The preprint server for biology. Available at: https://www.biorxiv.org/content/10.1101/292581v1.full (Accessed: 09 October 2020).

Zimov, S. A., Zimov, N. S., Tikhonov, A. N., Chapin, F. S. (2012). Mammoth steppe: A high-productivity phenomenon. Quaternary Science Reviews. No. 57. pp. 26-45.

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Как цитировать

Аязбекова, С. Ш. (2023). Великая степь: тенгрианская цивилизация и буддизм. Respublica Literaria, 4(1), 87–102. https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.1.87-102

Выпуск

Раздел

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ