Феноменология кинематографа в философии постмодернизма

Авторы

  • Джамиле Скандарбековна Сатыбалдиева Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева (Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.1.118-128

Ключевые слова:

постмодернизм, философия, кинематограф, Ж.-Фр. Лиотар, А. Бергсон, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж. Делëз, Ф. Гваттари.

Аннотация

Статья посвящена исследованию феноменологии кино в творчестве философов Жан-Франсуа Лиотара, Анри Бергсона, Ролана Барта, Мишеля Фуко и Жана Бодрийяра.

Постмодернисткая методология позволяет рассматривать кино как «деконструкцию» культурного и социально-политического дискурсов. На основе анализа работ философов обобщаются феноменологические характеристики кино постмодернизма, такие как гипнотическая ритуальность кинематографа; девальвация мета-нарративов; обращение к абсолютной «банальной» и «гипер»-реальностям. Отмечается, что распространение тенденций постмодернизма в современном кинематографе проявляется в драматургии, образной системе, стилистике, монтаже и других составляющих творческого процесса.

Делается вывод, что указанные философы заложили основы понимания единства философии и кинематографа в осмыслении современного мира.

Биография автора

Джамиле Скандарбековна Сатыбалдиева, Евразийский Национальный Университет имени Л. Н. Гумилева (Казахстан)

докторант PHD

Библиографические ссылки

Аронсон, О. В. (2009). Обыденное возвышенное (кино по Жан-Франсуа Лиотару). Философский журнал. № 1(2). С. 117-126.

Aronson, O. V. (2009). Ordinary sublime (cinema by Jean-Francois Lyotard). Philosophical journal. no. 1(2). pp. 117-126. (In Russ.)

Барт, Р. (1984). Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах Эйзенштейна. Строение фильма: сборник статей. Сост. К. Разлогов. М.: Радуга.

Barth, R. (1984). Third meaning. Research notes on several of Eisenstein's photograms. In Razlogov, K. (comp.). The structure of the film (collection of articles). Moscow. (In Russ.)

Барт, Р. (2008). Мифологии. М.: Академический проект. 351 с.

Barth, R. (2008). Mythology. Moscow. 351 p. (In Russ.)

Барт, Р. (1992). Дидро, Брехт, Эйзенштейн. Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С. Исаева. М.: ГИТИС.

Barth, R. (1992). Diderot, Brecht, Eisenstein. In Isaeva, C. (comp.). As always - about the vanguard. Anthology of the French avant-garde theater. Moscow. (In Russ.)

Барт, Р. (2017а). Кино право и кино левое. Пер. Я. Бражникова, А. Болгова. 21.01.2017. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: https://cineticle.com/projects-texts/barthescinema-droite-et-gauche (дата обращения: 12.02.2020).

Barth, R. (2017a). Cinema is right and cinema is left. Transl. Brazhnikova Y., Bolgova A. 21.01.2017. Cineticl. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: https://cineticle.com/projects-texts/barthescinema-droite-et-gauche (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)

Барт, Р. (2017б). Выходя из кинотеатра. Пер. Н. Красавина. 21.01.2017. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: http://cineticle.com/chapters/1438-barthessortantducinema.html (дата обращения: 12.02.2020).

Barth, R. (2017b). Leaving the cinema. Transl. Krasavina, N. 21.01.2017. Cineticle. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: http://cineticle.com/chapters/1438-barthessortantducinema.html (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)

Бергсон, А. (1992). Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М.: Московский клуб. С. 160-325.

Bergson, A. (1992). Collected works in four volumes. Vol. 1. Moscow. pp. 160-325. (In Russ.)

Бергсон, А. (2010). Два источника морали и религии. Пер. с фр., послесловие, примечания А. Б. Гофмана. 2-е изд., испр. М.: КДУ. 288 с.

Bergson, A. (2010). Two sources of morality and religion. Transl. Hoffman, A. B. Moscow. 288 p. (In Russ.)

Бергсон, А. (2019). Творческая эволюция. М.: Академический проект. 319 с.

Bergson, A. (2019). Creative evolution. Moscow. 319 p. (In Russ.)

Бодрийяр, Ж. (2014). Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2014. 260 с.

Baudrillard, J. (2014). The transparency of evil. Moscow. 260 p. (In Russ.)

Бодрийяр, Ж. (2016). Симулякры и симуляции. Пер. с фр. А. Качалова. М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 240 с.

Baudrillard, J. (2016). Simulacra and Simulations. Transl. Kachalova, A. Moscow. 240 p. (In Russ.)

Делëз, Ж. (1998). Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Пер. с фр. Я. Я. Свирского. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

Deleuze, J. (1998). The logic of meaning. Foucault M. Theatrum philosophicum. Transl. Svirsky, Ya. Ya. Moscow; Yekaterinburg. 480 p. (In Russ.)

Делёз, Ж., Гваттари, Ф. (2005). Трактат о номадологии. Пер. с фр. В. Мерлина. Новый круг. № 2(92). С. 183-187.

Deleuze, J., Guatari, F. (2005). Treatise on nomadology. Transl. Merlin, V. New circle. no. 2(92). pp. 183-187. (In Russ.)

Деррида, Ж. (1999). Голос и феномен. М.: Алетейя. 208 с.

Derrida, J. (1999). Voice and Phenomenon. Moscow. 208 p. (In Russ.)

Деррида, Ж. (2007). Письмо и различие. М.: Академический Проект. 496 с.

Derrida, J. (2007). Writing and distinction. Moscow. 496 p. (In Russ.)

Лиотар, Ж.-Ф. (1998). Состояние постмодерна. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя. 159 с.

Lyotard, J.-F. (1998). Postmodern state. Moscow, St. Petersburg. 159 p. (In Russ.)

Фуко, М. (2016). Сад, сержант секса. Пер. Н. Архипов. 09.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://syg.ma/@nikita-archipov/mishiel-fuko-sad-sierzhant-sieksa (дата обращения: 12.02.2020)

Foucault, M. (2016). Sad, sex sergeant. Transl. Arkhipov, N. 09.11.2016. [Online]. Available at: URL: https://syg.ma/@nikita-archipov/mishiel-fuko-sad-sierzhant-sieksa (Accessed: 12 February 2020). (In Russ.)

Фуко, М. (2013). Анти-ретро. Пер. В. Лазарев. 15.10.2013. Cineticle. Интернет-журнал об авторском кино. [Электронный ресурс]. URL: https://cineticle.com/materials/interview/foucault-interview (дата обращения: 12.01.2021).

Foucault, M. (2013). Anti-retro. Transl. Lazarev, V. 10.15.2013. Cineticle. Internet magazine about auteur cinema. [Online]. Available at: https://cineticle.com/materials/interview/foucault-interview (Accessed: 12 January 2021). (In Russ.)

Тойнби, А. Дж. (2001). Постижение истории. Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф. 637 с.

Toynbee, A.J. (2001). Comprehension of history. Transl. Zharkov, E. D. Moscow. 637 p. (In Russ.)

Опубликован

2021-03-28

Как цитировать

Сатыбалдиева, Д. С. . (2021). Феноменология кинематографа в философии постмодернизма. Respublica Literaria, 2(1), 118–128. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.1.118-128

Выпуск

Раздел

Статьи