Достоевский Бахтина и Достоевский Рене Жирара: сравнительный анализ
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.42-51Ключевые слова:
Достоевский Бахтина и Достоевский Рене Жирара: сравнительный анализАннотация
В статье проводится критическое сравнение двух независимых интерпретаций творческого наследия Ф. М. Достоевского: со стороны М. Бахтина и со стороны Рене Жирара. Оба автора создали цельные способы понимания и прочтения литературного наследия писателя в перспективе собственного понимания истории литературы и, с некоторыми оговорками, интеллектуальной истории человечества как таковой. Достоевский значим для Бахтина не просто как иллюстрация применимости некоторых собственных идей в рамках литературной критики. В Достоевском Бахтин видит новатора в развитии жанра мениппеи и небывалой диалогизации литературы. Одновременно без Достоевского постулируемое Жираром движение литературы в сторону воплощения евангельского откровения было бы неполным. Неполнота «истории» Жирара или Бахтина без Достоевского, со всеми оговорками, непринципиальна. Без Достоевского по-разному принципиально изменяется для Жирара и для Бахтина история как таковая. Кажущаяся несопоставимость авторов позволяет прочесть Достоевского иначе. Из контекста Жирара значение работ Бахтина и с неизбежностью значение смеха и диалога (полифонии) в истории существенно трансформируются. А способы включения Достоевского в созданный Жираром образ истории, независимо от Бахтина, наталкиваются на трудности.
Библиографические ссылки
Аверинцев, С. С. (1992). Бахтин, смех, христианская культура. М. М. Бахтин как философ. М. Наука. С. 7-19.
Averintsev, S. S. (1992). Bakhtin, laughter, Christian culture. In M. M. Bakhtin as a Philosopher. Moscow. pp. 7-19. (In Russ.)
Бахтин, М. М. (2000). Проблемы творчества Достоевского. Собр. соч.: в 7 т. М. Русские словари. Т. 2. С. 5-175.
Bakhtin, M. M. (2000). Problems of Dostoevsky's Creativity. In Collected Works: in 7 vol. Moscow. Vol. 2. pp. 5-175. (In Russ.)
Бибихин, В. В. (1994). Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист. Искусство кино. №4. С. 6-11. URL: http://www.bibikhin.ru/dve_legendi
Bibikhin, V. V. (1994). Two Legends, One Vision: The Inquisitor and the Antichrist. The Art of Cinema. no. 4. pp. 6-11. URL: http://www.bibikhin.ru/dve_legendi (In Russ.)
Гроссман, Л. (1925). Поэтика Достоевского. М. Государственная академия художественных наук.
Grossman, L. (1925). The poetics of Dostoevsky. Moscow. (In Russ.)
Достоевский, Ф. М. (1972). Записки из подполья. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 5: Повести и рассказы. Л. Наука. C. 99-178.
Dostoevsky, F. M. (1972). Notes from the Underground. Complete Collection of Works: In 30 Vol. Vol. 5: Novellas and Short Stories. Leningrad. pp. 99-178. (In Russ.)
Достоевский, Ф. М. (1976). Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 16. Л. Наука.
Dostoevsky, F. M. (1976). Complete Collection of Works: In 30 Vol. Vol. 16. Leningrad. (In Russ.)
Жирар, Р. (2010). Козел отпущения. СПб. Изд-во Ивана Лимбаха.
Girard, R. (2010). The Scapegoat. St. Petersburg. (In Russ.)
Жирар, Р. (2012). Достоевский. От двойника к единству. Критика из подполья. М.: Новое литературное обозрение. С. 41-133.
Girard, R. (2012). Dostoevsky. From the Double to Unity. Criticism from the Underground. Moscow. (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc