Векторы интеграции системы образования Монголии: к проблеме эволюции российско-монгольского партнерства

Авторы

  • Нанжидмаа Хишигдулам Монгольский национальный университет образования (г. Улан-Батор)
  • Анна Анатольевна Изгарская Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.4.159-175

Ключевые слова:

система образования Монголии, советская образовательная система, языковая политика, российско-монгольское сотрудничество, образовательная интеграция, образовательная дипломатия, академическая мобильность

Аннотация

Статья представляет результаты комплексного анализа столетней эволюции российско-монгольского образовательного партнерства (1920–2025 гг.) как уникального кейса трансформации образовательных связей в условиях геополитических изменений. На основе компаративного исторического анализа описан процесс формирования образовательной системы в Монголии на базе советской модели, дана характеристика ее перехода к многовекторному сотрудничеству на современном этапе, определены перспективы развития монголо-российских отношений в сфере образования. Обоснована необходимость создания модели российско-монгольских образовательных связей, отражающей объективно сложившуюся ситуацию партнерского сотрудничества в условиях существующей конкуренции с другими потенциальными участниками в образовательном пространстве Монголии.

Биографии авторов

Нанжидмаа Хишигдулам, Монгольский национальный университет образования (г. Улан-Батор)

преподаватель кафедры английского и немецкого языков

Анна Анатольевна Изгарская, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Актамов, И. Г., Григорьева, Ю. Г. (2022). Сотрудничество России и Монголии в научно-гуманитарной сфере: основные вехи (к столетию установления дипломатических отношений). Монголоведение. Т. 14. № 1. С. 65-82.

Aktamov, I. G., Grigorieva, Y. G. (2022). Cooperation between Russia and Mongolia in the Scientific and Humanitarian Sphere: Key Milestones (to the Centenary of the Establishment of Diplomatic Relations). Mongolian Studies. Vol. 14. No. 1. Pp. 65-82. (In Russ.)

Джагаева, О. А. (2019). Вклад РСФСР / СССР в развитие системы образования Монгольской Народной Республики в 1921-1945 гг. Oriental Studies. Т. 12. № 4. С. 32-36.

Dzhagaeva, O. A. (2019). The Contribution of the RSFSR / USSR to the Development of the Education System of the Mongolian People's Republic in 1921-1945. Oriental Studies. Vol. 12. No. 4. Pp. 32-36. (In Russ.)

Доржиева, И. Ц., Цыремпилова, Э. В. (2021). Экспорт образовательных услуг России в Монголию в контексте реформирования монгольской системы образования. Общество: политика, экономика, право. № 6. С. 46-51.

Dorzhieva, I. Ts., Tsyrempilova, E. V. (2021). Export of Russian Educational Services to Mongolia in the Context of the Reform of the Mongolian Education System. Society: Politics, Economics, Law. No. 6. Pp. 46-51. (In Russ.)

Дырхеева, Г. А, Наранчимэг, Г. (2019). Языковая политика Монголии: проблема возрождения старомонгольской письменности (монгольская письменность). Гуманитарный вектор. № 3. С. 98-104.

Dyrkheeva, G. A., Gombodorzhiyn, N. (2019). Language Policy in Mongolia: Problem of Revival of the Old Mongolian Script (The Mongolian Script). Humanitarian Vector. Vol. 14. No. 3. Pp. 98-104. (In Russ.)

Дырхеева, Г. А., Цыбенова, Ч. С., Цэрэнчимэд, С., Дашдондог, Э. (2021). Русский язык в системе образования Монголии: состояние, динамика, проблемы. Социолингвистика. № 1 (5). С. 31-48.

Dyrkheeva, G. A., Tsybenova, Ch. S., Tserenchimed, S., Dashdondog, E. (2021). Russian language in Mongolian Education System: State, Dynamics, Problems. Sociolinguistics. No. 1 (5). Pp. 31-48. (In Russ.)

Изгарская, А. А. (2022). Образовательное неравенство в современной Монголии: к проблеме социокультурных трансформаций периферизируемых обществ. Философия образования. Т. 22. № 2. С. 82-98.

Izgarskaya, A. A. (2022). Educational Inequality in Modern Mongolia: On the Problem of Socio-Cultural Transformations of Peripheralizing Societies. Philosophy of Education. Vol. 22. No. 2. Pp. 82-98. (In Russ.)

Намжилсурэн, Ж., Рулиене, Л. Н. (2024). Место русского языка в современной школе Монголии: к постановке проблемы. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. № 2. С. 133-140. DOI: 10.37972/chgpu.2024.123.2.016.

Namzhilsuren, Zh., Ruliene, L. N. (2024). The Status of the Russian Language in Modern Mongolian Schools: Problem Statement. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. No. 2. Pp. 133-140. (In Russ.)

Суржко, А. В. (2022) Советско-монгольское сотрудничество в сфере высшего образования (1946-1991 гг.): характеристика основных договоров и соглашений. Гришаевские чтения: материалы IV национальной научной конференции, посвященной памяти д ра истор. наук, профессора, заслуженного работника высшей школы В. В. Гришаева. Красноярск, 11-12 ноября 2021 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. С. 94-99.

Surzhko, A. V. (2022). Soviet-Mongolian Cooperation in the Field of Higher Education (1946–1991): Characteristics of the Main Treaties and Agreements. In Grishaevskie Chteniya: Proceedings of the IV National Scientific Conference Dedicated to the Memory of Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education V. V. Grishaev. Krasnoyarsk, 11 12 November 2021. Krasnoyarsk. Pp. 94-99. (In Russ.)

Ушаков, Д. В. (2018). Современные тенденции развития монгольской системы образования (часть 1). Философия образования. № 4. С. 82-92.

Ushakov, D. V. (2018). Current Trends in the Development of the Mongolian Education System (part 1). Philosophy of Education. No. 4. Pp. 82-92. (In Russ.)

Хишигдулам, Н. (2024). Влияние глобальных образовательных реформ на локальное неравенство: мирсистемный анализ программы Кембридж и Pearson в Монголии. Пространства и взаимодействия. Материалы XXII Международной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Новосибирск. С. 100-103.

Khishigdulam, N. (2024). The Impact of Global Education Reforms on Local Inequality: A Worldsystems Analysis of the Cambridge-Pearson Program in Mongolia. In Spaces and Interactions. Proceedings of the XXII International Conference of Young Scientists in Humanities and Social Sciences. Novosibirsk. Pp. 100-103. (In Russ.)

Хишигдулам, Н., Ичинхорлоо, Ш., Изгарская. А. А. (2024). Образовательная политика в современной Монголии: ключевые этапы и тенденции. Философия образования. № 3. С. 52-71.

Khishigdulam, N., Ichinkhorloo, Sh., Izgarskaya, A. A. (2024). Educational Policy in Modern Mongolia: Key Stages and Trends. Philosophy of Education. Vol. 24. No. 3. Pp. 52-71. (In Russ.)

Хишигдулам, Н., Изгарская, А. А. (2025). Двуязычное образование этнических меньшинств в Монголии. Философия образования. Т. 25. № 2. С. 93-114.

Khishigdulam, N., Izgarskaya, A. A. (2025). Bilingual Education of Ethnic Minorities in Mongolia. Philosophy of Education. Vol. 25. No. 2. Pр. 93-114. (In Russ.)

Энхбаяр, Д. (2011). Трансформация системы образования Монголии. Власть. № 3. С. 96-99.

Enkhbayar, D. (2011). Transformation of the Education System in Mongolia. Vlast (The Authority). No. 3. Pp. 96-99. (In Russ.)

Ahearn, A., Bumochir, D. (2016). Contradictions in Schooling Children among Mongolian Pastoralists. Human Organization. Vol. 75. № 1. Pp. 87-96.

Arrighi, G. (1990). The Developmentalist Illusion: A Reconceptualization of the Semiperiphery. In Martin, W. G., Wallerstein, I. (eds.). Semiperipheral States in the World-economy. New York. American Sociological Association; Greenwood Press. Pp. 11-44.

Collins, R. (2001). Civilizations as Zones of Prestige and Social Contact. International Sociology. Vol. 16 (3). Pp. 421-437.

Heaton, W. R. (1992). Mongolia in 1991: The Uneasy Transition. Asian Survey. Vol. 32. No. 1. Pp. 50-55.

Kaplonski, C. (2004). Truth, History and Politics in Mongolia: The Memory of Heroes. London. Routledge.

Nye, J. S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York. PublicAffairs.

Pomfret, R. (2000). Transition and Democracy in Mongolia. Europe-Asia Studies. Vol. 52. No. 1. Pp. 149-160.

Rossabi, M. (2005). Modern Mongolia: From Khans to Commissars to Capitalists. Berkeley. University of California Press.

Steiner-Khamsi, G. (2004). The Global Politics of Educational Borrowing and Lending. New York. Teachers College Press.

Steiner-Khamsi, G., Stolpe, I. (2006). Educational Import: Local Encounters with Global Forces in Mongolia. New York. Palgrave Macmillan.

Stolpe, I. (2016). Social versus Spatial Mobility? Mongolia’s Pastoralists in the Educational Development Discourse. Social Inclusion. Vol. 4. No. 1. Pp. 19-31.

Wallerstein, I. (2000). Culture as the Ideological Battleground of the Modern World-System. In The Essential Wallerstein. New York. The New Press. Pp. 264-288.

Weidman, J. C., Bat-Erdene, R. (2002). Higher education and the state in Mongolia: Dilemmas of democratic transition. In Weidman, J. C., Duderstadt, B. L. (eds.). Higher Education in the Developing World: Changing Contexts and Institutional Responses. Greenwood Press. Pp. 129-148. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/264347366_Higher_

Education_and_the_State_in_Mongolia_Dilemmas_of_Democratic_Transition. (Accessed: 01 October 2025).

Загрузки

Опубликован

2025-12-22

Как цитировать

Хишигдулам, Н., & Изгарская, А. А. (2025). Векторы интеграции системы образования Монголии: к проблеме эволюции российско-монгольского партнерства. Respublica Literaria, 6(4), 159–175. https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.4.159-175

Выпуск

Раздел

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ