Цифровая коммуникация как фактор формирования идентичности пользователей

Авторы

  • Маргарита Дмитриевна Бачило Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.2.124-134

Ключевые слова:

идентичность, виртуальная коммуникация, Интернет, социальные сети, символический интеракционизм, социальная обратная связь, малые группы, цифровые сообщества

Аннотация

Предметом исследования статьи является влияние цифровой коммуникации на процесс формирования и трансформации идентичности интернет-пользователей. Методологической основой статьи выбран поход, разработанный символическими интеракционистами (представленный в работах Ч. Кули, Дж. Мида и И. Гофмана) и примененный автором для анализа современной ситуации с учетом изменившихся условий и способов осуществления коммуникации. Персональная идентичность, согласно данному подходу, имеет социально-коммуникативную природу, формируется в процессе интеракций, т. е. осмысленных коммуникативных действий индивидов, направленных на реализацию тех или иных целей. Выявлены сходства и различия между традиционной коммуникацией в малых группах и цифровой коммуникацией в сообществах с точки зрения принципов обмена информацией. Сходства заключаются в диалогичном характере коммуникации, наличии обратной связи и ее схожих форм. Различия состоят в характеристиках обратной связи (опосредованности и отсроченности), в неопределенности границ групп (потенциальная безграничность групп при иллюзии их ограниченности) и, следовательно, неопределенности характеристик участников взаимодействия.

Биография автора

Маргарита Дмитриевна Бачило, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

аспирант

Библиографические ссылки

Абрамова, М. А., Каменев, Р. В., Крашенинников, В. В. (2018). Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск: Манускрипт.

Abramova, M. A., Kamenev, R. V., Krasheninnikov, V. V. (2018). High Technology: Impact on Social Institutions and Applications in Vocational Education. Novosibirsk. (In Russ.)

Баразгова, Е. С. (1997). Американская социология традиции и современности. Екатеринбург: Деловая книга.

Barazgova, E. S. (1997). American Sociology of Tradition and Modernity. Ekaterinburg. (In Russ.)

Барбашина, Э. В. (2023). Барьеры дистанционного образования в контексте цифровой эпохи. Цифровизация в социокультурном измерении. Новосибирск. C. 217-241.

Barbashina, E. V. (2023). Barriers of Distance Education in the Context of the Digital Age. In Digitalization in the Sociocultural Dimension. Novosibirsk. Pp. 217-241. (In Russ.)

Белинская, Е. П., Франтова, Д. К. (2017). Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия. Вестник РГГУ. Серия «Психология». № 3. С. 22-37.

Belinskaya, E. P., Frantova, D. K. (2017). Activity in Virtual Interaction as a Factor of Identity Construction by Social Network Users: Intergenerational Differences. Vestnik RGGU. Series “Psychology”. No. 3. Pp. 22-37. (In Russ.)

Горбачева, Н. Б. (2015). Межпоколенная коммуникация сквозь призму символического интеракционизма. Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 1 (10). C. 61-64.

Gorbacheva, N. B. (2015). Intergenerational Communication through the Prism of Symbolic Interactionism. Azimut Scientific Research: Pedagogy and Psychology. No. 1 (10). Pp. 61-64. (In Russ.)

Гофман, И. (2000). Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле.

Goffman, E. (2000). Presenting Yourself to Others in Everyday Life. Moscow. (In Russ.)

Ковалев, А. Д. (2000). Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. С. 5-26.

Kovalev, A. D. (2000). Irving Goffman’s Book “Presentation of the Self to Others in Everyday Life” and the Sociological Tradition. In Representation of the Self to Others in Everyday Life. Moscow. Pp. 5-26. (In Russ.)

Косенчук, Л. Ф. (2014). Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ. Современные проблемы науки и образования. № 5. С. 693.

Kosenchuk, L. F. (2014). Concepts of Virtual or Network Identity: a Critical Analysis. Modern Problems of Science and Education. No. 5. P. 639. (In Russ.)

Кули, Ч. (2000). Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-пресс.

Cooley, C. (2000). Human Nature and Social Order. Moscow. (In Russ.)

Кулькатова, Г. Н. (2013). К вопросу о специфике массовой коммуникации как особой формы социального взаимодействия. Философия и общество. № 3 (71). С. 151-156.

Kulkatova, G. N. (2013). To the Question of the Specificity of Mass Communication as a Special Form of Social Interaction. Philosophy and Society. No. 3 (71). Pp. 151-156. (In Russ.)

Мамедов, А. К., Коркия Э. Д. (2017). Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы. Теория и практика общественного развития. № 2. С. 9-13. DOI:10.24158/tipor.2017.2.1

Mamedov, A. K., Korkia, E. D. (2017). Identity in Virtual Reality: New Alternatives. Theory and Practice of Social Development. No. 2. Pp. 9-13. DOI:10.24158/tipor.2017.2.1 (In Russ.)

Мид, Дж. Г. (2009). Разум, Я и общество (главы из книги). Мид Дж. Г. Избранное. Сб. переводов. Cост., пер. В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М. С. 138-218.

Mead, J.G. (2009). Mind, Self, and Society (book chapters). In Mead J.G. Selected Works. A Collection of Translations. Nikolaev, V. G. (comp., transl.), Efremenko, D. V. (ed.). Moscow. Pp. 138-218. (In Russ.)

Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта.

Erikson, E. (2006). Identity: Youth and Crisis. Moscow. (In Russ.)

Back, М.D., Stopfer J.M., Vazire S., Gaddis S., Schmukle S.C., Egloff B., Gosling S.D. (2010). Facebook Profiles Reflect Actual Personality, Not Self-Idealization. Psychological Science. No. 3. Pp. 372-374. DOI: 10.1177/0956797609360756

Balsamo, A. (1995). Signal to Noise: On the Meaning of Cyberpunk Subculture. In Communication in the age of virtual reality. LEA’s communication series. Pp. 347-368.

Baltezarevic, R., Baltezarevic, B., Kwiatek, P., Baltezarevic, V. (2019). The Impact of Virtual Communities on Cultural Identity. Symposion. Vol. 6. No. 1. Pp. 7-22. DOI: 10.5840/symposion2019611

Cinnirella, M. (1998). Exploring Temporal Aspects of Social Identity: The Concept of Possible Social Identities. European Journal of Social Psychology. Vol. 28. No. 2. Pp. 227-248. DOI: 10.1002/(SICI)1099-0992(199803/04)28:2<227::AID-EJSP866>3.0.CO;2-X

González-Larrea, B., Hernández-Serrano, M.J. (2021). Digital Identity Built Through Social Networks: New Trends in a Hyperconnected World. In TEEM'20: Eighth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. Pp. 940-944. DOI:10.1145/3434780.3436629

Nagy, P., Koles, B. (2014). The Digital Transformation of Human Identity. Convergence the International Journal of Research into New Media Technologies. No. 20 (3). Pp. 276-292. DOI: 10.1177/1354856514531532

Seifullina, G.R., Arinova, O.T., Zhakin, S.M. (2024). Digital Identity in the Space of Digital Culture. Bulletin of the Karaganda University History. Philosophy Series. Vol. 29. No. 2(114). Pp. 307 312. DOI: 10.31489/2024hph2/307-312

Turkle, Sh. (1997). Constructions and Reconstructions of Self in Virtual Reality: Playing in the MUDs. Mind, Culture, and Activity. No. 1 (3). Pp. 158-167. DOI: 10.1080/10749039409524667

Wellman, B. (2001). Physical Place and Cyberplace: The Rise of Personalized Networking. International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 25.2. Pp. 227-252. DOI: 10.1111/1468-2427.00309

Загрузки

Опубликован

2025-06-15

Как цитировать

Бачило, М. Д. (2025). Цифровая коммуникация как фактор формирования идентичности пользователей. Respublica Literaria, 6(2), 124–134. https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.2.124-134

Выпуск

Раздел

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА