Критериальные условия дискурса о рецепции Аристотеля в русской культуре
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01811, https://rscf.ru/project/24-28-01811/
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.4.24-38Ключевые слова:
Аристотель, рецепция, русская культура, восточное христианство, схлоластика, методология, история философии, В. М. Лурье, Д. Брэдшоу.Аннотация
В статье рассматриваются подходы к рецепции идей Аристотеля в русской культуре, начиная с эпохи Древней Руси и до современности. Особое внимание уделяется проблеме «русского Аристотеля» – восприятию наследия философа в контексте трансформаций европейской интеллектуальной культуры. Исследование акцентирует разницу подходов к осмыслению наследия Аристотеля в западной и восточной культурных традициях. Ставится вопрос о влиянии парадигмальных сдвигов на восприятие философа, начиная с эпохи Просвещения. Показано, что в российской традиции начала XX в. в публицистике и некоторых научных работах сформировалось представление, подчеркивающее несостоятельность рецепции Аристотеля в русской культуре в сравнении «аристотелевской схоластикой». Такая оценка представляется культурно ангажированной и декларативной. Чтобы уйти от декларативных заявлений о рецепции Аристотеля, автор уточняет содержание понятия «рецепция», а также вводит критерии рецепции (Rezeptionsgeschichte-блок (R) и Wirkungsgeschichte-блок (W)), которые позволяют масштабировать представление о рецепции, ранжировать степень присвоения, адаптации реципируемых образцов, оценивать степень и форму заимствования идей, а также уровень трансформации культуры вследствие оказанного реципируемым образцом эффекта. В статье анализируются монографии В. М. Лурье и Д. Брэдшоу в качестве примера исследований, ориентированных на W-блок рецепции, т. е. на оценку эффекта и результата рецепции. Эти образцы, построенные на методологии истории идей и истории понятий, подчеркивают оригинальность адаптации ключевых аристотелевских понятий (ипостась, природа, энергия) в православной традиции, рассматриваются как альтернатива «схоластическому Аристотелю» и дают основания думать об аристотелизме как о внутренних форме и коде православной культуры и российской цивилизации. Статья поднимает важный вопрос о необходимости переосмысления роли Аристотеля в русской культуре, что позволяет углубить понимание культурных основ философии и оценить значение его идей для современности.
Библиографические ссылки
Аверинцев, С. С. (1996). Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры». С. 319-328.
Averintsev, S. S. (1996). Christian Aristotelianism as an Internal Form of the Western Tradition and the Problems of Modern Russia. In Averintsev S. S. Rhetoric and Origins of the European Cultural Tradition. Moscow. Pp. 319-328. (In Russ.)
Астапов, С. Н. (2019). Образ Аристотеля в древнерусской культуре. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 3 (89). С. 23-29.
Astapov, S. N. (2019). The image of Aristotle in Old Russian culture. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. No. 3 (89). Pp. 23-29. (In Russ.)
Бибихин, В. В. (2006). К переводу «Метафизики» Аристотеля. Аристотель. Метафизика. Пер. с греч. П. Д. Первова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы. С. 7-18.
Bibikhin, V. V. (2006). To the Translation of Aristotle's Metaphysics. In Aristotle. Metaphysics. Pervov, P. D. and Rozanov, V. V. (transl.). Moscow. Pp. 7-18. (In Russ.)
Брэдшоу, Д. (2012). Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. Пер. с англ. А. И. Кырлежева и А. Р. Фокина. Сер.: Философская теология: современность и ретроспектива. М.: Языки славянских культур. 384 с.
Bradshaw, D. (2012). Aristotle East and West: Metaphysics and the Division of Christendom. Kyrzhelev, A. I., Fokin, A. R. (transl.). Series: Philosophical Theology: Modernity and Retrospective. Moscow. (In Russ.)
Вольф, М. Н. (2023). «Русский Аристотель» в контексте вопроса о рецепции аристотелизма (предисловие к статье Я. Воленьского «Рецепция Аристотеля в Польше с 1900 г.»). Respublica Literaria. Т. 4. № 3. С. 37-51.
Volf, M. N. (2023). “Russian Aristotle” in the Context of the Question about Aristotelianism’s Reception (Translator's Remarks on the J. Wolensky’s paper “Reception of Aristotle in Poland around 1900”). Respublica Literaria. Vol. 4. No. 3. Pp. 37-51. (In Russ.)
Лурье, В. М. (2006). История Византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiōma, XX+. 553 с.
Lurie, V. M. (2006). Byzantine Philosophy: A formative period. St. Petersburg. 553 р. (In Russ.)
Моддерман, В. (1888). Рецепция римского права. Пер. с нем. А. Каминка. Ред. Н. Л. Дювернуа. СПб.: Типо-литография А. Е. Ландау. 116 с.
Modderman, W. (1888). Reception of Roman Law. Kaminka, A. (transl.). Duvernoy, N. L. (ed.). St. Petersburg. 116 p. (In Russ.)
Рассел, Б. (1987). Религия и наука. Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. Пер. с англ. М.: Политиздат. С. 132-206.
Russell, B. (1987). Religion and Science. In Russell B. Why I Am Not a Christian. Selected Atheistic Works. Moscow. Pp. 132-206. (In Russ.)
Савинов, Р. В. (2011). Постсредневековая схолатика как вариант философской парадигмы Нового времени. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 12. № 3. С. 99-108.
Savinov, R. V. (2011). Post-medieval scholasticism as a variant of the philosophical paradigm of the Early modern period. Review of the Russian Christian Academy for the Humanities. Vol. 12. No. 3. Pp. 99-108. (In Russ.)
Сахаров, Г. (1848). Обозрение русских газет и журналов за четвертое трехмесячие 1848 года. Журнал Министерства народного просвещения. Ч. LVIII. СПб.: в Типографии Императорской академии наук. С. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/books/edition/Zhurnal/cd89AQAAMAAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%22%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%22&pg=RA4-PA3&printsec=frontcover (дата обращения: 20.11.2024).
Sakharov, G. (1848). Review of Russian newspapers and magazines for the fourth three-month period of 1848. Journal of the Ministry of Public Education. Pt. LVIII. St. Petersburg. P. 3. [Online]. Available at: https://www.google.ru/books/edition/Zhurnal/cd89AQAAMAAJ?hl=ru&gbpv=
&dq=%22%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%22&pg=RA4-PA3&printsec=frontcover (Accessed: 20 November 2024). (In Russ.)
Солопова, М. А. (2012). Аристотель на Востоке, на Западе и в России. Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Философия. Т. 2. № 4. С. 22-31.
Solopova, M. A. (2012). Aristotle in the East, in the West, and in Russia. Pushkin Leningrad State University Journal. Philosophy. Vol. 2. No. 4. Pp. 22-31. (In Russ.)
Теории, школы, концепции: критические анализы: художественная рецепция и герменевтика. (1985). Отв. ред. Ю. Б. Борев; Ин-т мировой литературы АН СССР. М.: Наука. 288 с. (Идеологическая борьба в современном мире).
Borev, Yu. B. (ed.). (1985). Theories, schools, conceptions: critical analyses: artist reception and hermeneutics. Moscow. 288 p. (Ideological Struggle in the Modern World). (In Russ.)
Тузов, М. Л. (2009). Логическая, или «аристотелева», рефлексия теологии в «Послании иконописцу» Иосифа Волоцкого. Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Т. 151. Кн. 1. С. 84-90.
Tuzov, M. L. (2009). Logical, or “Aristotelian”, Reflection of Theology in the “Message to the Icon Painter” by Joseph Volotsky. Scientific notes of Kazan State University. Humanities. Vol. 151. No. 1. Pp. 84-90. (In Russ.)
Чумакова, Т. В. (2005). Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре. Человек. № 2. С. 58-69.
Chumakova, T. V. (2005). Receptions of Aristotle in Old Russian Culture. Chelovek. No. 2. Pp. 58-69. (In Russ.)
Holub, R. C. (1984). Reception Theory. A Critical Introduction. London and New York. Methuen.
Miller, J. (ed.). (2012). The Reception of Aristotle's Ethics. Cambridge. Cambridge University Press.
Thouard, D. (2005). Aristote au XIX siècle: la résurrection d’une philosophie. In Thouard, D. (dir.). Aristote au XIX siècle. Villeneuved'Ascq. Presses Universitaires du Septentrion (généré le 21 juillet 2023). Pp. 8-21. [Online]. OpenEdition Books. Available at: https://books.openedition.org/septentrion/53880; https://books.openedition.org/septentrion/53892 (Accessed: 20 November 2024).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc