Легенда о «вавилонском Гермесе» в позднеантичной литературе
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.1.15-28Ключевые слова:
Греция и восток, Вавилон, герметизм, Енох, Идрис, тайное знание, профетизм.Аннотация
Статья продолжает исследования автора, посвященные представлениям древних о межкультурном взаимодействии. Вслед за изучением легенды о путешествии Пифагора на восток [Afonasin, Afonasina, 2019] и «библейских заимствованиях» в греческой философии [Афонасин, 2022] в данной работе речь идет о «персидском» следе в средневековом герметизме. Первая часть работы касается харранской астрологии, вторая – греко-персидской алхимии сасанидских времен. Учитывая состояние наших свидетельств, мы не можем сказать, как дела обстояли на самом деле. Однако некоторые наблюдения, сделанные в статье, должны прояснить, как представляется, те пути, по которым шла и обычно идет межкультурная трансформация знания.
Библиографические ссылки
Аль-Масуди. (2002). Золотые копи и россыпи самоцветов: История Аббасидской династии (749–947 гг.). Сост., пер. с араб., примеч. Д. В. Микульского. М. Наталис.
Al-Masudi. (2002). Meadows of Gold and Mines of Gems. Mikulsky, D. V. (transl.). Moscow. (in Russ.)
Афонасин, Е. В. (2002). Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб.
Afonasin, E. V. (2002). Ancient Gnosticism. Fragments and Testimonia. St. Petersburg. (in Russ.)
Афонасин, Е. В. (2022). Moses Attikidzon: философия и религиозная политика в античной Александрии. ΣΧΟΛΗ. Т. 16.1. С. 276-294.
Afonasin, E. V. (2022). Moses Attikidzon: philosophy and religious politics in ancient Alexandria. ΣΧΟΛΗ. Vol. 16.1. pp. 276-294. (in Russ.)
Афонасин, Е. В., Афонасина, А. С., Щетников, А. И. (2014). Пифагорейская традиция. СПб.
Afonasin, E. V., Afonasina, A. S., Schetnikov, A. I. (2014). The Pythagorean Tradition. St. Petersburg. (in Russ.)
Мещерская, Е. Н. (1990). Деяния Иуды Фомы. М. Наука.
Meshcherskaya, E. N. (1990). The Acts of Judas Thomas. Moscow (in Russ.)
Петров, В. В. (2019). Тимей Платона о видах движения, «небесном растении» и прямостоянии человека. ΣΧΟΛΗ (Schole). Т. 13.2. С. 705-716.
Petrov, V. V. (2019). Plato’s Timaeus on types of movements, “the heavenly plant” and the vertical posture of man. ΣΧΟΛΗ (Schole). Vol. 13.2. pp. 705-716. (in Russ.)
Полосин, В. В. (1989). «Фихрист» Ибн ан-Надима. М.
Polosnin, V. V. (1989). The Fihrist of Ibn al-Nadim. Moscow. (in Russ.)
Afonasin, E. V., Afonasina, A. S. (2019). Pythagoras Traveling East: An Image of a Sage in Late Antiquity. Archai. Vol. 27. pp. 1-23. [Online]. Available at: https://periodicos.unb.br/index.php/archai/article/view/26566/23229 (Accessed: April 1, 2023).
Brock, S. (1983). A Syriac Collection of Prophecies of the Pagan Philosophers. Orientalia Lovaniensia Periodica. Vol. 14. pp. 203-246.
Dodge, B. (ed., transl.). (1970). The Fihrist of al-Nadim, a tenth century survey of Muslim culture. Vol. 1-2. New York, London.
Erbse, H. (ed.). (1995). Theosophorum graecorum fragmenta. Leipzig.
Fowden, G. (1993). The Egyptian Hermes: A Historical Approach to the Late Pagan Mind. 2nd ed. Cambridge.
Hadot, I. (2007). Dans quel lieu le neoplatonicien Simplicius a-t-il fonde son ecole de mathemathiques, et ou a pu avoir lieu son entretien avec un manicheen? The International Journal of the Platonic Tradition. Vol. 1. pp. 42-107.
Klijn, A. E. J. (1962). The Acts of Thomas. Leiden.
Lameer, J. (1997). From Alexandria to Baghdad: Reflections on the Genesis of a Problematical Tradition. In Endress, G., Kruk, R. (eds.). The Ancient Tradition in Christian and Islamic Hellenism: studies on the transmission of Greek philosophy and sciences dedicated to H. J. Drossaart Lulofs on his ninetieth birthday. Leiden, CNWS. pp. 181-191.
Lopilato, R. (1998). The Apotelesmatika of Manetho. Brown University. Providence.
Mahé, J.-P. (1978). Hermès en haute-Egypte. Vol. 1. Québec.
Mahé, J.-P. (1982). Hermès en haute-Egypte. Vol. 2. Québec.
Berthelot, V. (ed.). (1887-1888). Collection des anciens alchimistes grecs. In 3 vols. Paris.
Pingree, D. (1997). From Astral Omens to Astrology: From Babylon to Bīkāner. Rome. Istituto Italiano per l’Africa e l’Oriente.
Tardieu, M. (1986). Sābiens coraniques et ‘Sābiens’ de Harrān. Journal Asiatique. Vol. 274. pp. 1-44.
van Bladel, R. (2009). The Arabic Hermes. Leiden. Brill.
Verbrugghe, G. P., Wickersham, J. (1996). Berossos and Manetho, Introduced and Translated. Ann Arbor. University of Michigan Press.
Vereno, I. (1992). Studien zum altesten alchemistischen Schrifttum. Auf der Grundlage zweier erstmals edierter arabischer Hermetica. Islamkundliche Untersuchungen 155. Berlin. Klaus Schwarz.
Watt, E. (2005). Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Simplicius, and the Return from Persia. Greek, Roman, and Byzantine Studies. Vol. 45. no. 3. pp. 285-315.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc