Современные медиа-технологии как фактор модернизации системы высшего образования

Авторы

  • Татьяна Константиновна Скрипкина Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2022.3.4.127-148

Ключевые слова:

модернизация, высшее образование, цифровизация образования, дистанционное обучение, образовательные технологии, цифровые технологии.

Аннотация

В статье представлены обзор и анализ русскоязычных исследований, посвященных влиянию современных цифровых медиа-технологий на процессы модернизации системы высшего образования. Выделены ключевые аспекты, в рамках которых рассматривается взаимосвязь модернизационных процессов и цифровизации образования в высшей школе. Выделены явления, оказывающие, согласно изученным материалам, стимулирующее и сдерживающее влияние на процессы модернизации высшего образования в России, а также сформулированы краткие рекомендации, призванные скорректировать выявленные сдерживающие эффекты.

Биография автора

Татьяна Константиновна Скрипкина, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

младший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Аблажей, А. М. (2021). Образовательный потенциал общества в эпоху цифрового капитализма. От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. Новосибирск. С. 11-106.

Ablazhey, A. M. (2021). The educational potential of society in the era of digital capitalism. From idea to practice: socio-humanitarian knowledge in the digital environment. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific Conference. Novosibirsk. pp. 11-106. (In Russ.)

Абрамова, М. А. (2021). Цифровая трансформация в регионах России: оценки и реальность. Профессиональное образование в современном мире. Т. 11. № 3. С. 11-22. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-02

Abramova, M. A. (2021). Digital transformation in the regions of Russia: estimates and reality. Professional education in the modern world. Vol. 11. no. 3. pp. 11-22. DOI: https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-02 (In Russ.)

Александров, А. Ю., Верещак, С. Б., Иванова, О. А. (2019). Цифровизация российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование. Высшее образование в России. №10. С. 73-82.

Alexandrov, A. Yu., Vereshchak, S. B., Ivanova, O. A. (2019). Digitalization of the Russian educational space in the context of guarantees of the constitutional right to education. Higher education in Russia. no. 10. pp. 73-82. (In Russ.)

Алексеева, А. Ю., Балкизов, З. З. (2020). Медицинское образование в период пандемии Covid-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие. № 2(38). С. 8-24. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12001

Alekseeva, A. Yu., Balkizov, Z. Z. (2020). Medical education during the Covid-19 pandemic: problems and solutions. Medical education and professional development. no. 2(38). pp. 8-24. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12001 (In Russ.)

Ахметжанова, Г. В., Юрьев, А. В. (2018). Цифровые технологии в образовании. Балтийский гуманитарный журнал. Т. 7. № 3(24). С. 334-336.

Akhmetzhanova, G. V., Yuriev, A. V. (2018). Digital technologies in education. Baltic Humanitarian Journal. Vol. 7. no. 3(24). pp. 334-336. (In Russ.)

Бабушкин, А. Н., Соколова, Э. Г., Рягин, Ю. И. (2019). Восприятие студентов как фактор развития электронного обучения. Общество: социология, психология, педагогика. № 9. С. 25-31.

Babushkin, A. N., Sokolova, E. G., Ryagin, Yu. I. (2019). Student perception as a factor in the development of e-learning. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. no. 9. pp. 25-31. (In Russ.)

Белоглазов, А. А., Белоглазова, Л. Б. (2018). Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества преподавания в сфере информационных технологий. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. Т. 15. № 2. С. 206-214.

Beloglazov, A. A., Beloglazova, L. B. (2018). The using of massive open online courses as a way to improve the quality of teaching in the field of information technology. RUDN Journal of Informatization in Education. Vol. 15. no. 2. pp. 206-214. (In Russ.)

Бочарова, Е. Н. (2018). Опыт реализации программы вебинаров в Новосибирском государственном университете (проект «Terra Prehistorica. Археология онлайн»). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. Т. 17. № 3. С. 9-14.

Bocharova, E. N. (2018). Experience of the implementation of the webinar program at Novosibirsk State University (project “Terra Prehistorica. Archeology Online”). Vestnik NSU. Series: History and Philology. Vol. 17. no. 3. pp. 9-14. (In Russ.)

Вахабова, М. Х., Джумаева, Я. М.-Х., Вахабова, Л. Х. (2022). Цифровая образовательная среда как инструментарий современного педагога. Журнал прикладных исследований. Т. 5. № 6. С. 381-385.

Vakhabova, M. Kh., Dzhumaeva, Ya. M.-Kh., Vakhabova, L. Kh. (2022). Digital educational environment as a toolkit for a modern teacher. Journal of Applied Research. Vol. 5. no. 6. pp. 381 385. (In Russ.)

Вельдина, Ю. В., Мамелина, Т. Ю. (2018). Особенности формирования медиакомпетентности студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Концепт. № 7. С. 54-59.

Veldina, Yu. V., Mamelina, T. Yu. (2018). Features of the formation of media competence of students of a technical university in the process of teaching a foreign language. Koncept. no. 7. pp. 54-59. (In Russ.)

Гончарук, Н. П., Хромова, Е. И. (2018). Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе. Казанский педагогический журнал. № 4(129). С. 32-36.

Goncharuk, N. P., Khromova, E. I. (2018). Integration of pedagogical and information technologies in the educational process. Kazan Pedagogical Journal. no. 4(129). pp. 32-36. (In Russ.)

Гречушкина, Н. В. (2018). Онлайн-курс: определение и классификация. Высшее образование в России. № 6. С. 125-134.

Grechushkina, N. V. (2018). Online course: definition and classification. Higher Education in Russia. no. 6. pp. 125-134. (In Russ.)

Днепровская, Н. В. (2018). Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике. Статистика и экономика. № 4. С. 16-28.

Dneprovskaya, N.V. (2018). Assessing the readiness of Russian higher education for the digital economy. Statistics and Economics. no. 4. pp. 16-28. (In Russ.)

Днепровская, Н. В., Шевцова, И. В. (2019). Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы. Высшее образование в России. № 8-9. С. 110-118.

Dneprovskaya, N. V., Shevtsova, I. V. (2019). Open educational resources: modern perspectives. Higher Education in Russia. no. 8-9. pp. 110-118. (In Russ.)

Днепровская, Н. В., Шевцова, И. В. (2020). Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения. Высшее образование в России. № 12. С. 144-155.

Dneprovskaya, N. V., Shevtsova, I. V. (2020). Open educational resources and digital learning environment. Higher Education in Russia. no. 12. pp. 144-155. (In Russ.)

Докукина, А. А., Штыхно, Д. А. (2020). Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г. В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей. Открытое образование. Т. 24. № 1. С. 21-33.

Dokukina, A. A., Shtykhno, D. A. (2020). Video and online courses in the educational process of the Plekhanov Russian University of Economics: opportunities, advantages and problems for students and teachers. Open Education. Vol. 24. no. 1. pp. 21-33. (In Russ.)

Дронова, Е. Н. (2018). Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования. Преподаватель ХХI век. № 3-1. С. 26-34.

Dronova, E. N. (2018). Distance learning technologies in higher education: experience and difficulties of use. Prepodavatel XXI vek. no. 3-1. pp. 26-34. (In Russ.)

Дудник, С. И., Марков, Б. В. (2020). Кризис образования в цифровую эпоху. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. Т. 36. № 2. С. 214-226.

Dudnik, S. I., Markov, B. V. (2020). The crisis of education at the digital age. Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. Vol. 36. no. 2. pp. 214-226. (In Russ.)

Жукова, Н. Н., Булах, К. В., Чумак, Т. Г. (2020). Актуальные проблемы и перспективы цифровой трансформации отечественной системы профессионального образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 3(263). С. 62-70.

Zhukova, N. N., Bulakh, K. V., Chumak, T. G. (2020). Actual problems and prospects of digital transformation of the domestic system of vocational education. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3. Pedagogy and Psychology. no. 3(263). pp. 62-70. (In Russ.)

Захарова, У. С., Танасенко, К. И. (2019). МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования. № 3. С. 176-202. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202

Zakharova, U. S., Tanasenko, K. I. (2019). MOOCs in higher education: advantages and disadvantages for teachers. Educational Studies Moscow. no. 3. pp. 176-202. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202 (In Russ.)

Зверкова, А. Ю., Омельченко, Е. А. (2021). Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки. Концепт. № 7. С. 45-61. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11050

Zverkova, A. Yu., Omelchenko, E. A. (2021). The attitude of university students to the processes of digitalization of professional training. Koncept. no. 7. pp. 45-61. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11050 (In Russ.)

Звягинцев, Р. С., Керша, Ю. Д., Пинская, М. А. (2020). Переход на дистанционное образование: детальный разбор муниципального кейса [Электронный ресурс]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования. URL: https://ioe.hse.ru/sao_region (дата обращения: 13.11.2022).

Zvyagintsev, R. S., Kersha, Yu. D., Pinskaya, M. A. (2020). Transition to distance education: a detailed analysis of the municipal case. [Online]. National Research University “Higher School of Economics”. Institute of Education. Available at: https://ioe.hse.ru/sao_region (Accessed: 13 November 2022). (In Russ.)

Зернов, В. А., Манюшис, А. Ю., Валявский, А. Ю., Учеваткина, Н. В. (2020). Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности. Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 223. № 3. С. 304-322.

Zernov, V. A., Manyushis, A. Yu., Valyavsky, A. Yu., Uchevatkina, N. V. (2020). Russian educational space after the pandemic: challenges, lessons, trends, opportunities. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. Vol. 223. no. 3. pp. 304-322. (In Russ.)

Калимуллина, О. В., Троценко, И. В (2018). Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетеность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование. Т. 22. № 3. С. 61-73.

Kalimullina, O. V., Trotsenko, I. V. (2018). Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends. Open Education. Vol. 22. no. 3. pp. 61-73. (In Russ.)

Ковтуненко, Л. В. (2019). Актуальные проблемы цифровизации обучения в образовательных организациях ФСИН России. Пенитенциарная наука. Т. 13. № 2. С. 285-289. DOI: 10.46741/2076-4162-2019-13-2-285-289

Kovtunenko, L. V. (2019). Actual problems of digitalization of education in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Penitentiary Science. Vol. 13. no. 2. pp. 285–289. DOI: 10.46741/2076-4162-2019-13-2-285-289 (In Russ.)

Козлова, Н. Ш. (2019). Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. № 1. С. 85-93. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008

Kozlova, N. Sh. (2019). Digital technologies in education. Bulletin of Maikop State Technological University. no. 1. pp. 85-93. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008 (In Russ.)

Лобова, С. В., Понькина, Е. В. (2021). Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать. Высшее образование в России. № 1. С. 23-35.

Lobova, S. V., Ponkina, E. V. (2021). Online courses: to accept impossible to ignore. Higher Education in Russia. no. 1. pp. 23–35. (In Russ.)

Матвиенко, С. В., Васильева, Е. В., Полякова, Н. Ю., Евдокиенко, В. В. (2021). Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления. Образование и право. № 1. С. 195-199. DOI: 10.24411/2076-1503-2021-00032

Matvienko, S. V., Vasilyeva, E. V., Polyakova, N. Yu., Evdokienko, V. V. (2021). Psychological difficulties arising in the process of distance learning and ways to overcome them. Education and Law. no. 1. pp. 195-199. DOI: 10.24411/2076-1503-2021-00032 (In Russ.)

Матвиенко, С. В., Васильева, Е. В. (2022). Образование XXI: плюсы и минусы цифрового образования. Образование и право. № 1. С. 165-170. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-165-170

Matvienko, S. V., Vasilyeva, E. V. (2022). Education XXI: advantages and disadvantages of digital education. Education and Law. no. 1. pp. 165-170. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-165-170 (In Russ.)

Минина, В. Н. (2020). Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13. № 1. С. 84-101.

Minina, V. N. (2020). Digitalization of higher education and its social results. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. Vol. 13. no. 1. pp. 84-101. (In Russ.)

Моглан, Д. В. (2018). Методические аспекты использования сервисов Веб 2.0 в процессе смешанного обучения. Открытое образование. Т. 22. № 1. С. 4-12.

Moglan, D. V. (2018). Methodological aspects of using Web 2.0 services in the process of blended learning. Open Education. Vol. 22. no. 1. pp. 4-12. (In Russ.)

Нарбут, Н. П., Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Крухмалева О. В. (2020). Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. № 3. С. 611-621.

Narbut, N. P., Aleshkovsky, I. A., Gasparishvili, A. T., Krukhmaleva, O. V. (2020). Forced distance learning as an incentive for technological changes in Russian higher education. RUDN Journal of Sociology. Vol. 20. no. 3. pp. 611–621. (In Russ.)

Неборский, Е. В., Богуславский, М. В., Наумова, Т. А. (2022). От «фабричного» к «цифровому» формату развития высшего образования. Гуманитарные исследования Центральной России. № 2(23). С. 62-68. DOI: 10.24412/2541-9056-2022-223-62-68

Neborsky, E. V., Boguslavsky, M. V., Naumova, T. A. (2022). From «factory» to «digital» format of higher education development. Humanities Researches of the Central Russia. no. 2(23). pp. 62–68. DOI: 10.24412/2541-9056-2022-223-62-68 (In Russ.)

Опрос студентов российских вузов об условиях дистанционного обучения. (2020). [Электронный ресурс]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Центр внутреннего мониторинга. URL: https://cim.hse.ru/covidsurvey (дата обращения: 13.11.2022)

Survey of students of Russian universities on the conditions of distance learning. (2020). [Online]. National Research University “Higher School of Economics”. Internal Monitoring Center. Available at: https://cim.hse.ru/covidsurvey (Accessed: 13 November 2022). (In Russ.)

Петров, В. В. (2020). Виртуальное взаимодействие в образовательной среде: онтологический аспект. Философия, социология, право: традиции и перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции, посвященной 30-летию Института философии и права СО РАН. Новосибирск. С. 202-204.

Petrov, V. V. (2020). Virtual interaction in the educational environment: an ontological aspect. Philosophy, sociology, law: traditions and perspectives. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific conference dedicated to the 30th anniversary of the Institute of Philosophy and Law of the SB RAS. Novosibirsk. pp. 202-204 (In Russ.)

Петрова, Н. П., Бондарева, Г. А. (2019). Цифровизация и цифровые технологии в образовании. Мир науки, культуры, образования. № 5(78). С. 353–355. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00138

Petrova, N. P., Bondareva, G. A. (2019). Digitalization and digital technologies in education. The world of science, culture and education. no. 5(78). pp. 353–355. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00138 (In Russ.)

Попова, О. И. (2019). Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам. Вопросы управления. № 3(39). С. 245-250.

Popova, O. I. (2019). Digitalization of education and university brand: students' attitude to processes. Management Issues. no. 3(39). pp. 245-250. (In Russ.)

Руденко, Ю. Ю. (2020). Возможности развития и продвижения культуры в пространстве новых и социальных медиа. Общество: философия, история, культура. № 8(76). С. 123-126.

Rudenko, Yu. Yu. (2020). Opportunities for the development and promotion of culture in the space of new and social media. Society: Philosophy, History, Culture. no. 8(76). pp. 123-126. (In Russ.)

Семенова, Т. В., Вилкова, К. А., Щеглова, И. А. (2018). Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России. Вопросы образования. № 2. С. 173–197.

Semenova, T. V., Vilkova, K. A., Shcheglova, I. A. (2018). Market of massive open online courses: prospects for Russia. Educational Studies Moscow. no. 2. pp. 173-197. (In Russ.)

Соколов, С. С., Савельева, М. Н., Митрофанова, А. В. (2019). Реализация образовательных программ с применением цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к специалистам плавсостава. Открытое образование. Т. 23. № 4. С. 44-53. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-4-44-53

Sokolov, S. S., Savelyeva, M. N., Mitrofanova, A. V. (2019). Implementation of educational programs using digital distance learning technologies in accordance with the requirements for seafarers. Open Education. Vol. 23. no. 4. pp. 44–53. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-4-44-53 (In Russ.)

Сорокина, Ю. В., Ханина, А. В. (2021). Исследование тенденций академической мобильности обучающихся вузов в период пандемии Covid-19. Ноосферные исследования. № 2. С. 13-21.

Sorokina, Y. V., Khanina, A. V. (2021). Study of trends in academic mobility of university students during the Covid-19 pandemic. Noospheric Studies. no. 2. pp. 13-21. (In Russ.)

Стрекалова, Н. Б. (2019). Риски внедрения цифровых технологий в образование. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Т. 25. № 2. С. 84-88.

Strekalova, N. B. (2019). Risks of introducing digital technologies into education. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. Vol. 25. no. 2. pp. 84-88. (In Russ.)

Суходолов, А. П., Тимофеев, С. В. (2018). Союз «лириков» и «физиков» в условиях применения цифровых технологий. Известия Байкальского государственного университета. Т. 28. № 4. С. 570-575.

Sukhodolov, A. P., Timofeev, S. V. (2018). The union of «lyricists» and «physicists» in the context of the use of digital technologies. Bulletin of the Baikal State University. Vol. 28. no. 4. pp. 570-575. (In Russ.)

Терелянский, П. В., Кузнецов, Н. В., Екимова, К. В., Лукьянов, С. А. (2018). Трансформация образования в цифровую эпоху. Университетское управление: практика и анализ. Т. 22. № 6(118). С. 36-43.

Terelyansky, P. V., Kuznetsov, N. V., Ekimova, K. V., Lukyanov, S. A. (2018). Transformation of education in the digital age. University management: Practice and Analysis. Vol. 22. no. 6 (118). pp. 36-43. (In Russ.)

Убаева, В. В. (2018). Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы. Вестник науки и образования. Т. 1. № 4(40). С. 105-108.

Ubaeva, V. V. (2018). Information Technology in Education: Massive Open Online Courses. Herald of Science and Education. Vol. 1. no. 4(40). pp. 105-108. (In Russ.)

Устюжанина, Е. В., Евсюков, С. Г. (2018). Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. № 1(97). С. 3-12. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-3-12

Ustyuzhanina, E. V., Evsyukov, S. G. (2018). Digitalization of the educational environment: opportunities and threats. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. no. 1(97). pp. 3–12. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-3-12 (In Russ.)

Шамина, Н. В. (2019). Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны. Казанский педагогический журнал. № 2(133). С. 20-24.

Shamina, N. V. (2019). Online learning in the educational process: strengths and weaknesses. Kazan pedagogical journal. No. 2 (133). pp. 20–24. (In Russ.)

Штыхно, Д. А., Константинова, Л. В., Гагиев, Н. Н. (2020). Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. Открытое образование. Т. 24. № 5. С. 72-81.

Shtykhno, D. A., Konstantinova, L. V., Gagiev, N. N. (2020). The transition of universities to remote mode during a pandemic: problems and possible risks. Open Education. Vol. 24. no. 5, pp. 72-81. (In Russ.)

Щипцова, А. В., Поверинов, И. Е., Ильина, Е. А. (2022). Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона. Регионология. Т. 30. № 2(119). С. 359-382.

Shchiptsova, A. V., Poverinov, I. E., Ilyina, E. A. (2022). Integration of the university into the process of digital transformation of the economy and social sphere of the region. Russian Journal of Regional Studies (Regionology). Vol. 30. no. 2(119). pp. 359-382. (In Russ.)

Яшина, Л. И. (2019). Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 1(58). С. 142-147.

Yashina, L.I. (2019). Distance learning at the university: content and technologies. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. no. 1(58). pp. 142-147. (In Russ.)

Яшина, Л. И., Горева, О. М. (2019). Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 4(61). С. 84-90.

Yashina, L. I., Goreva, O. M. (2019). Problems of implementation of distance education in the university. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. no. 4(61). pp. 84-90. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-12-28

Как цитировать

Скрипкина, Т. К. (2022). Современные медиа-технологии как фактор модернизации системы высшего образования. Respublica Literaria, 3(4), 127–148. https://doi.org/10.47850/RL.2022.3.4.127-148

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ