Концепт Kunstlehre в феноменологии Гуссерля

Авторы

  • Светлана Владимировна Бердаус Институт философии и права Сибирского отделения РАН

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.4.16-26

Ключевые слова:

феноменология, Гуссерль, логицизм, Kunstlehre, критическое мышление, чистая логика, наукоучение (Wissenschaftslehre), практическое знание, теоретическое знание.

Аннотация

Предложена реконструкция концепта Kunstlehre, занимающего важное место в структурно-дисциплинарном срезе феноменологии Гуссерля. Ключевым моментом представленной реконструкции выступает ее сепарация от критикуемой Гуссерлем традиционной трактовки Kunstlehre и выдвижение нового проекта, согласующего в себе три уровня – теоретический, нормативный и практический. Теоретический уровень (чистая логика), будучи комплементарно сопряженным с нормативным уровнем (чистые нормы разума), составляет основу дисциплин, представленных программой наукоучения (Wissenschaftslehre). Программа наукоучения приходится на период так называемого логицизма Гуссерля, относительно которого в исследовательской литературе есть мнение, что она была прервана основателем феноменологии сразу после написания первого тома «Логических исследований». Однако на основании текстовых аргументов мы показываем, что эта программа расширялась Гуссерлем вплоть до его последних работ. Характер этого расширения связан с практическим уровнем Kunstlehre (трансцендентальная феноменология). Главной задачей этого уровня было обеспечение науки и ее представителей ноэтическими условиями, т. е. навыками трансцендентальной критики сознания. Высказано предположение, что представленная реконструкция Kunstlehre показывает перманентное развитие Гуссерлем программы логицизма, а также демонстрирует связь этой программы с трансцендентальной феноменологией.

Биография автора

Светлана Владимировна Бердаус , Институт философии и права Сибирского отделения РАН

кандидат философских наук, младший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Гуссерль, Э. (2010). Картезианские медитации. М.

Husserl, E. (2010). Cartesian Meditations. Moscow. (In Russ.)

Гуссерль, Э. (2011). Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. М.

Husserl, E. (2011). Logical Investigations. Prolegomena to Pure Logic. Moscow. (In Russ.)

Лега, В. П. (2009) История западной философии. М.

Lega, W. P. (2009) History of Western Philosophy. Moscow. (In Russ.)

Fisette, D. (2003). Husserl’s Programme of a Wissenschaftslehre in the Logical Investigations. In Fisette, D. (ed.) Husserl’s Logical Investigations Reconsidered. Contributions to Phenomenology. Vol. 48. Dordrecht. Boston. London. Kluwer Academic Publishers. pp. 35-58.

Husserl, E. (1929). Formale und Transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der Logischen Vernunft. Halle. Saale. Max Niemeyer Verlag.

Husserl, E. (1984). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie Vorlesungen Sommersemester 1920-1924. In Husserliana. Gesammelte Werke. Bd. 24. Dordrecht. Boston. Lancaster. Martinus Nijhoff Publishers.

Husserl, E. (1996). Logik und Allgemeine Wissenschaftstheorie Vorlesungen 1917-1918. In Husserliana Gesammelte Werke. Bd. 30. Dordrecht. Kluwer Academic Publishers.

Husserl, E. (2001). Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1927. In Husserliana. Gesammelte Werke. Bd. 32. Dordrecht. Springer Science+Business Media.

Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik Vorlesungen Sommersemester 1920-1924. In Husserliana. Gesammelte Werke. Bd. 37. Dordrecht. Springer Science. Business Media. B.V.

Roth, A. (1960). Edmund Husserls ethische Untersuchungen. Den Haag.

Wang, W.-S. (2013) «Kunstlehre» and Applied Phenomenology. Open Journal of Philosophy. Vol. 3. no. 2. pp. 308-313.

Загрузки

Опубликован

2021-11-29

Как цитировать

Бердаус , С. В. (2021). Концепт Kunstlehre в феноменологии Гуссерля. Respublica Literaria, 2(4), 16–26. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.4.16-26

Выпуск

Раздел

Статьи