Профессиональная идентичность ученого: факторы и закономерности трансформации

Авторы

  • Анатолий Михайлович Аблажей Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.61-72

Ключевые слова:

наука, российское научное сообщество, трансформация, профессиональная идентичность, адаптация

Аннотация

Статья посвящена анализу факторов и закономерностей трансформации профессиональной идентичности ученых на примере современной российской науки. Анализ проведен на основе как вторичных, так и первичных социологических данных. В качестве первичных социологических данных использованы материалы количественных и качественных исследований, выполненных в научных центрах СО РАН в период с конца 1990 до конца 2010-х гг. Сделан вывод, что ведущим фактором трансформации профессиональной идентичности российских ученых явилось в первую очередь резкое изменение отношения к науке со стороны общества и государства. Налицо кризисное состояние этих отношений, что выразилось в резком падении экономического и социального статуса науки. Кроме того, усиливается тенденция ослабления когнитивной роли науки в культуре. Три постсоветских десятилетия показали, что наука, как правило, находила способы успешной адаптации к постоянно менявшейся ситуации, прежде всего смене курса государственной научной политики.

Биография автора

Анатолий Михайлович Аблажей, Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографические ссылки

Аблажей, А. М. (2004). Положение науки и ученого в национальных республиках Сибири (в оценках членов научных сообществ Тувы и Хакасии). Национально-культурная политика в Сибири в XX веке. Новосибирск. С.247-269.

Ablazhey, A. M. (2004). The status of Science and Scientist in the National Republics of Siberia (In the Opinions of Tuva and Chakasia Scientific Communities Persons). In National and Cultural Policy in Siberia in the XX Century. Novosibirsk. pp. 247-269. (In Russ.)

Богатуров, А. Д. (2000). Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1. С. 195-201.

Bogaturov, A. D. (2000). Ten Years of the Learning Paradigm. Pro et Contra. 2000. Vol. 5. no. 1. pp. 195-201. (In Russ.)

Володарская, Е. А. (2005). Профессиональная идентичность ученого и имидж науки в обществе. Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. М. С. 187-201.

Volodarskaya, E. A. (2005). Professional Identity of a Scientist and the Image of Science in Society. In Science of Science and New Trends in the Development of Russian Science. Moscow. pp. 187-201. (In Russ.)

Гвоздева, Е., Высоцкий, Е. (2004). Сегодняшний день будущего российской науки. Новосибирск.

Gvozdeva, E., Vysotskii, E. (2004). Today’s of the Russian Science’s Future. Novosibirsk. (In Russ.)

Дежина, И. Г. (2003). Молодежь в науке. Социологический журнал. № 1. С. 71-87.

Dezhina, I. G. (2003). Youth in Science. Sociological Journal. no. 1. pp. 71-87. (In Russ.)

Душина, С. А., Камнева, А. В., Куприянов, В. А., Шиповалова, Л. В. (2019). Научное лидерство в контексте академического капитализма (российская перспектива). Социология науки и технологий. Т. 10. № 4. C. 50-76.

Dushina, S. A., Kamneva, A. V., Kuprianov, V.A., Shipovalova, L. V. (2019). Scientific Leadership in the Context of Academic Capitalism (Russian Perspective). Sociology of Science and Technology. Vol. 10. no. 4. pp. 50-76. (In Russ.)

Конашев, М. Б., Федорова, А. А. (2021). Академическая наука в контексте последней реформы РАН. Социология науки и технологий. Т. 12. № 1. С. 136-155.

Konashev, M. B., Fedorova, A. A. (2021). The Impact of the Recent RAS Reform on Academic Science in Russia. Sociology of Science and Technology. Vol. 12. no.1. pp. 136-155. (In Russ.)

Ливанов, Д. (2014). Д. Ливанов напомнил о бескорыстном характере научной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2014/09/17/livanov2/ (дата обращения: 14.08.2021).

Livanov, D. (2014). D. Livanov Recalled the Disinterested Nature of Scientific Activity. [Online]. Available at: http://lenta.ru/news/2014/09/17/livanov2/ (Accessed: 14 August 2021). (In Russ.)

Мирская, Е. З. (1995). Человек в науке. Социальная динамика современной науки. М. С. 21-38.

Mirskaya, E. Z. (1995). Man in Science. In Social Dynamics of Modern Science. Moscow. pp. 21-38. (In Russ.)

Мирский, Э. М. (2014). Ученый. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science.academic.ru/847 (дата обращения: 14.08.2021).

Mirskii, A. M. (2014). Scientist. Encyclopedia of Epistemology and Philosophy of Science. [Online]. Available at: http://epistemology_of_science.academic.ru/847 (Accessed: 14 August 2021). (In Russ.)

Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки. (2003). СПб.

Science and Crises. Historical and Comparative Essays. (2003). St. Petersburg. (In Russ.)

Плюснин, Ю. М. (1999). «Лишние люди» в науке. Опыт социально-психологического расследования. Науковедение. № 1(1). С. 1-19.

Plusnin, Y. M. (1999). “Extra People” in Science. Experience of Socio-psychological Investigation. Science of Science. no. 1. pp. 1-19. (In Russ.)

Плюснин, Ю. М., Аблажей, А. М. (2019). Государственная научная политика глазами «рядового ученого». Ситуативные стратегии поведения ученых в ответ на волны реформирования российской науки. Управление наукой: теория и практика. Т. 1. № 2. С. 38- 57.

Plusnin, Y. M., Ablazhey, A. M. (2019). Scientific State Policy Through the Eyes of an «Ordinary Scientist». Scientists’ Situational Strategies in Response to the Science Reforming Waves in Russia. Science Management: Theory and Practice. Vol. 1. no. 2. pp. 38-57. (In Russ.)

Радаев, В. В. (2000). Есть ли шанс создать российскую национальную теорию в социальных науках? Pro et Contra. Т. 5. № 3. С. 202-214.

Radaev, V. V. (2000). Is There a Chance to Create a Russian National Theory in the Social Sciences? Pro et Contra. Vol. 5. no. 3. pp. 202-214. (In Russ.)

Рингер, Ф. (2008). Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М.

Ringer, F. (2008). The Decline of the German Mandarins. The German Academic Community, 1890–1933. Moscow. (In Russ.)

Семенов, Е. В. (2021). О необходимости переориентации научно-технологической политики с производства показателей на решение реальных проблем. Идеи и идеалы. Т. 13. № 2. Ч. 1. С. 11-32. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-11-32

Semenov, E. V. (2021). On the Necessity to Reorient Scientific and Technological Policy from the Production of Indicators to Solving Actual Problems. Ideas and Ideals. Vol. 13. no. 2. pt. 1. pp. 11-32. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-11-32 (In Russ.)

Титаев, К. (2007). Между астрологом и поэтом: рождение и воспроизводство провинциальной науки. (Рукопись). Иркутск–Улан-Удэ.

Titaev, K. (2007). Between an Astrologer and a Poet: the Birth and Reproduction of Provincial Science. (Manuscript). Irkutsk–Ulan-Ude. (In Russ.)

Юревич, А. В., Цапенко, И. П. (2010). Наука в современном российском обществе. М.

Yurevich, A. V., Tscapenko, I. P. (2010). Science in Modern Russian Society. Moscow. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-09-15

Как цитировать

Аблажей, А. М. (2021). Профессиональная идентичность ученого: факторы и закономерности трансформации. Respublica Literaria, 2(3), 61–72. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.61-72

Выпуск

Раздел

Статьи