Cанженаков А. А. Институализация философской школы: истоки неостоицизма Юста Липсия

Авторы

  • Александр Афанасьевич Санженаков Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.95-101

Ключевые слова:

стоики, неостоицизм, Сенека, Юст Липсий, философская школа, исторический контекст

Аннотация

В статье на примере неостоицизма Юста Липсия (1547-1606) показано, что существует целый набор причин реновации и институализации философской школы: исторический контекст, образовательная среда, окружение, личность и биография ее лидера. В случае с Юстом Липсием – филологом и издателем античных текстов (Тацит, Сенека) – следующие факторы оказали влияние. Поскольку Липсий жил в неспокойное время (весь XVI век был ознаменован Реформацией и религиозными войнами), постольку он не мог не обратить внимание на стоическую философию, призванную дать душевное спокойствие в неустроенном мире. Свою роль сыграло и блестящее образование, которое он получал сначала в иезуитском колледже, затем в двух университетах – Кельнском и Лувенском. В ходе обучения ему была привита любовь к античной словесности, которая предопределила его работу. Его личность от природы незаурядного человека сформировалась в университетском окружении и в интеллектуальных кругах того времени. Например, он был членом религиозной секты фамилистов, основатель которой учил помимо всего прочего о допустимости смены конфессии. Интерпретация стоической доктрины Липсием говорит о том, что среди античных философов стоики ближе всего подошли к христианству. Все эти факторы определили возрождение стоицизма в XVI в.

Биография автора

Александр Афанасьевич Санженаков , Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографические ссылки

Блохина, Н. А. (2014). Онтология Дэвида Армстронга и Аристотеля: незеркальное отражение. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. С. 65-82.

Blokhina, N. A. (2014). David Armstrong’s and Aristotle’s ontology: nonspecular reflection. Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy. no. 4. pp. 65-82. (In Russ.)

Гаджикурбанова, П. А. (2012). Этика Ранней Стои: учение о должном. М.

Gadzhikurbanova, P. A. (2012). Ethics of the Early Stoa: the Doctrine of Due. Moscow.

(In Russ.)

Марк Аврелий. (1993). Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. СПб.

Marcus Aurelius. (1993). Meditations. Transl. A. K. Gavrilova. St. Petersburg. (In Russ.)

Новикова, О. Э. (2005). Политика и этика в эпоху религиозных войн: Юст Липсий (1547-1606). М.

Novikova, O. E. (2005). Politics and Ethics in the Age of Religious Wars: Justus Lipsius (1547-1606). Moscow. (In Russ.)

Липсий, Ю. (2005). Шесть книг политики или государственного учения, рассматривающие по преимуществу монархию. Пер. О. Э. Новиковой. Новикова, О. Э. Политика и этика в эпоху религиозных войн: Юст Липсий (1547-1606). М. С. 315-386.

Lipsius, J. (2005). Six Books on Politics or Civil Doctrine. Transl. O. E. Novikova. In Novikova, O. E. Politics and Ethics in the Age of Religious Wars: Justus Lipsius (1547-1606). Moscow. pp. 315-386. (In Russ.)

Armstrong, D. M. (2010). Sketch for a Systematic Metaphysics. N.Y.

Becker, L. C. (1998). A New Stoicism. Princeton.

Grafton, A. T. (1987). Portrait of Justus Lipsius. American Scholar. Vol. 56. no. 3. pp. 382-390.

Kluyskens, J. (1974). Justus Lipsius (1547-1606) and the Jesuits: with four unpublished letters. Humanistica Lovaniensia. Vol. 23. pp. 244-270.

Lagrée, J. (2004). Constancy and Coherence. In Strange, S. K., Zupko, J. (eds.). Stoicism: Traditions and Transformations. Cambridge. Cambridge University Press. pp. 148-176.

Lipsius, J. (1997). A Guide to Stoic Philosophy in Three Books: Selections. Transl. R. V. Young. In Kraye, J. (ed.). Cambridge Translations of Renaissance Philosophical Texts. Vol. 1: Moral philosophy. Cambridge University Press. pp. 200-209.

Morford, M. (1991). Stoics and Neostoics. Rubens and the Circle of Lipsius. New Jersey.

Загрузки

Опубликован

2020-12-10

Как цитировать

Санженаков , А. А. . (2020). Cанженаков А. А. Институализация философской школы: истоки неостоицизма Юста Липсия. Respublica Literaria, 1(2), 95–101. https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.95-101

Выпуск

Раздел

Статьи