Наука + Образование =(≠) Образование + Наука

Авторы

  • Мария Алексеевна Абрамова Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.1.83-93

Ключевые слова:

система государственного администрирования, социальные институты: образование и наука, прусская модель, англосаксонская модель, рейтинги, человеческий капитал.

Аннотация

На основе сравнительного анализа прусской и англосаксонской моделей, а также реализации концепций дидактического энциклопедизма и утилитаризма в системе образования, автор демонстрирует изменения, происходящие в социальных институтах: образовании и науке. Показано, что в государствах, длительное время развивавшихся под влиянием системы государственного администрирования, реализовавшей модель обязательного образования для всех, наука как сфера стратегического развития страны определяла содержание и уровень подготовки выпускников. Попытка включения научных исследовательских учреждений в состав вузов в условиях формирования новой российской системы администрирования в сфере науки и образования, как этап перехода к реализации англосаксонской модели, не только нарушает логику выстроенной системы подготовки кадров, но и является путем подмены реальной исследовательской активности на соответствие формальным критериям международных рейтингов.

Библиографические ссылки

Абрамова, М. А., Каменев, Р. В., Крашенинников, В. В. (2018). Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск. Манускрипт.

Abramova, M. A., Kamenev, R. V., Krasheninnikov, V. V. (2018). High technologies: impact on social institutions and application in professional education. Novosibirsk. Manuscript. (In Russ.)

Аблажей, А. М. (2019). Трансформации института науки в современных условиях: анализ исследовательских подходов. Идеи и идеалы. Т. 11. № 2-1. С. 44-62.

Ablazhey, A. M. (2019). Transformations of the Institute of science in modern conditions: analysis of research approaches. Ideas and ideals. Vol. 11. no. 2-1. pp. 44-62. (In Russ.)

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г. [Электронный ресурс]. URL: https://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ (Дата обращения 10. 09. 2020).

NATO analytical note on education in the USSR 1959. [Online]. Available at: https://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ (Accessed: 10. 09. 2020). (In Russ.)

Ефимова, М. Р., Долгих, У. Ф. (2016). Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней. Вопросы статистики. № 9. С. 77-84.

Efimova, M. R., Dolgikh, U. F. (2016). Statistical assessment of literacy in Russia: from reading skills to academic degrees. Questions about statistics. no. 9. pp. 77-84. (In Russ.)

Карпов, А. О. (2014). «Товаризация» образования против общества знаний. Вестник Российской академии наук. Т. 84. № 5. С. 434-440.

Karpov, A. O. (2014). "Comradeship" of education against the knowledge societ. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Vol. 84. no. 5. pp. 434-440. (In Russ.)

Население России за 100 лет (1897-1997): Стат.сб. (1998). М., Госкомстат России.

Population of Russia for 100 years (1897-1997): stat.sat. Moscow. Goskomstat of Russia. (In Russ.)

Петров, В. В. (2020). Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах. Профессиональное образование в современном мире. Т. 10. № 2. С. 3666-3673.

Petrov, V. V. (2020). Development of University systems in transforming societies. Professional education in the modern world. Vol. 10. no. 2. pp. 3666-3673. (In Russ.)

Шнедельбах, Г. (2002) Университет Гумбольдта. Логос. № 3. С. 1-14.

Schnedelbach, G. (2002) Humboldt University. Logos. no. 3. pp. 1-14. (In Russ.)

Ferlie, E., Musselin, C., Andresani, G. (2009). The governance of higher education systems: A public management perspective. In: C. Paradeise, E. Reale, I. Bleiklie, E. Ferlie (eds.). University governance: Western European comparative perspectives. Dordrecht: Springer. pp. 1-20. DOI: 10.1007/978-1-4020-9515-3 [Online]. Available at: https://www.springer.com/la/book/ 9781402086373 (Accessed: 19. 08. 2020).

Jarzabkowski, P., Sillince J. A. A., Shaw D. (2010) Strategic ambiguity as a rhetorical resource for enabling multiple interests. Human Relations. no 63 (2), pp. 219-248. DOI: 10.1177/0018726709337040

Hewitt-Dundas, N. (2012). Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities. Research Policy. no 41. pp. 262-275. DOI:10.1016/j.respol.2011.10.010

Siegel, D. S., Waldman D., Link A. N. (2003). Assessing the impact of organizational practices on the relative productivity of university technology transfer offices: an exploratory research. Research Policy. no 32 (1). pp. 27-48. DOI: 10.1016/S0048-7333(01)00196-2

Sorlin, S. (2007). Funding diversity: performance-based funding regimes as drivers of differentiation in higher education systems. Higher Education Policy. no 20. pp. 413-440. DOI https://doi.org/10.1057/palgrave.hep.8300165

Загрузки

Опубликован

2020-10-20 — Обновлена 2020-10-20

Как цитировать

Абрамова, М. А. (2020). Наука + Образование =(≠) Образование + Наука. Respublica Literaria, 1(1), 83–93. https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.1.83-93