Университет: генезис и трансформация идеи

Авторы

  • Сергей Алевтинович Смирнов Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.133-152

Ключевые слова:

университет, идея университета, наука, просвещение, В. фон Гумбольдт, К. Ясперс, И. Кант, М. Хайдеггер, образование, модели университета

Аннотация

Статья посвящена рождению и трансформации Идеи Университета как институциональной формы в рамках немецкой духовной культуры XIX–XX вв. Автор прослеживает историю Идеи Университета, начиная с работ И. Канта (через призму его идеи Просвещения), далее в работах В. фон Гумбольдта, попытку возрождения Идеи в работах К. Ясперса, и ее гибель во времена нацизма на примере «случая Хайдеггера», претендовавшего короткое время на роль университетского фюрера. В статье специально рассматриваются базовые принципы Университета В. фон Гумбольдта – академической свободы и единства науки и образования. Последнее рассматривается не в узко учебном смысле, а в классическом – как формирование образа человека, чеканка его облика. В модели университета В. фон Гумбольдта предполагалось единство трех универсумов: универсума человека, универсума знаний и университета как институции, создающей условия для «уединения и свободы».

Далее автор показывает трансформацию университета в современном мире в связи со сменой временнόго вектора, переориентации образовательной парадигмы с прошлого на будущее и поиска в связи с этим новой идентичности для университетов. Несмотря на фактическую гибель классической идеи университета, автор показывает, что эта идея может возродиться в новой модели университета предпринимательского типа, в котором также заложен основной принцип В. фон Гумбольдта, предполагающий постоянный научный поиск и формирование человека, для которого личностное развитие остается ценностью

Биография автора

Сергей Алевтинович Смирнов, Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографические ссылки

Гумбольдт, В. фон (2002). О внутренней и внешней организации высших учебных заведений в Берлине. Неприкосновенный запас. № 2. С. 5-10.

Humboldt, W. von (2002). On the Internal and External Organization of Higher Education Institutions in Berlin. Emergency Reserve. no 2. pp. 5-10. (In Russ.)

Йегер, В. (2001). Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. М. Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина.

Yeager, V. (2001). Paideia: The Education of the Ancient Greek. Vol. 1. Moscow. (In Russ.)

Коява, Л. В., Новгородов, П. А., Смирнов, С. А. (2018). Предпринимательский университет. Концепт. Современная конкуренция. Т. 12. № 4(70)-5(71). С. 93-105.

Koyava, L. V., Novgorodov, P. A., Smirnov, S. A. (2018). Entrepreneurial University. Concept. Modern Competition. Vol. 12. no. 4(70)-5(71). pp. 93-105. (In Russ.)

Люббе, Г. (2013). Гельмут Шельски как основатель университета. Логос. № 1(91). С. 87-99.

Lubbe, G. (2013). Helmut Schelski as the Founder of the University. Logos. no. 1(91). pp. 87-99. (In Russ.)

Кант, И. (1966). Сочинения: в 6 т. Т. 6. М. Мысль.

Kant, I. (1966). Essays: In 6 vols. Vol. 6. Moscow. (In Russ.)

Константинов, Г. Н., Филонович, С. Р. (2007). Что такое предпринимательский университет. Вопросы образования. № 1. С. 49-62.

Constantinov, G. N., Filonovich, S. R. (2007) What is an Entrepreneurial University. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. no. 1. pp. 49-62. (In Russ.)

Сафрански, Р. (2002). Хайдеггер. Германский мастер и его время. Пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового. М. Молодая Гвардия.

Safranski, R. (2002). Heidegger. The German Master and His Time. Baskakova, T. A., Brun-Tsekhovoy, V. A. (transl.). Moscow. (In Russ.)

Смирнов, С. А. (2008). Российская высшая школа: на пути к новым институциям. Вестник НГУЭУ. № 1. С. 232-241.

Smirnov, S. A. (2008). Russian Higher School: On the Way to New Institutions. Vestnik NSUEM. no. 1. pp. 232-241. (In Russ.)

Смирнов, С. А. (2014). Форсайт: от прогноза к социальной инженерии. Вестник НГУЭУ. № 3. С. 10-30.

Smirnov, S. A. (2014). Foresight: From Forecasting to Social Engineering. Vestnik NSUEM. no. 3. pp. 10-30. (In Russ.)

Смирнов, С. А. (2015). Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего. Методологический аспект. Вестник НГУЭУ. № 2. С. 27-45.

Smirnov, S. A. (2015). Forecast and Foresight: Two Paradigms of the Future. Methodological Aspect. Vestnik NSUEM. no. 2. pp. 27-45. (In Russ.)

Фурман, М. (2010). Вильгельм фон Гумбольдт и Берлинский университет. Вопросы образования. № 3. С. 32-47.

Furman, M. (2010). Wilhelm Humboldt and University of Berlin. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. no 3. pp. 32-47. (In Russ.)

Хайдеггер, М. (1991). Разговор на проселочной дороге. М. Высшая школа.

Heidegger, M. (1991). Conversation on a Country Road. Moscow. (In Russ.)

Хайдеггер, М. (1995). Самоутверждение немецкого университета. Пер. В. В. Бибихина. Историко-философский ежегодник – 94. М. Наука. С. 298-307.

Heidegger, M. (1995). Self-assertion of a German University. Bibikhin, V. V. (transl.). Historical and Philosophical Yearbook – 94. Moscow. pp. 298-307. (In Russ.)

Хайдеггер, М. (2003). Речи М. Хайдеггера 1933–1934 годов. В кн.: Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. Пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. М. Праксис. С. 245-269.

Speeches by M. Heidegger 1933–1934. (2003). In: Bourdieu, P. Political Ontology of Martin Heidegger. Bikbov, A. T., Anisimova, T. V. (transl.). Moscow. pp. 245-269. (In Russ.)

Хайдеггер, М., Ясперс, К. (2001). Переписка 1920-1963. М. Ad Marginem.

Heidegger, M., Jaspers, K. (2001). Correspondence 1920-1963. Moscow. (In Russ.)

Шнедельбах, Г. (2002). Университет Гумбольдта. Логос. № 5-6(35). С. 1-14.

Schnedelbach, G. (2002). Humboldt University. Logos. no. 5-6(35). pp. 1-14. (In Russ.)

Шельски, Г. (2013). Уединение и свобода. К социальной идее немецкого университета. Логос. № 1(91). С. 65-86.

Shelski, G. (2013). Solitude and Freedom. To the Social Idea of a German University. Logos. no. 1(91). pp. 65-86. (In Russ.)

Ясперс, К. (1991). Смысл и назначение истории. М. Политиздат.

Jaspers, K. (1991). The Meaning and Purpose of History. Moscow. (In Russ.)

Ясперс, К. (1992). Хайдеггер (глава из «Философской автобиографии»). Ступени. № 3. С. 135-151.

Jaspers, K. (1992). Heidegger (Chapter from “Philosophical Autobiography”). Steps. no. 3. pp. 135-151. (In Russ.)

Ясперс, К. (2006). Идея университета. Пер. с нем. Т. В. Тягуновой. Минск. БГУ.

Jaspers, K. (2006). The Idea of a University. Tyagunova, T. V. (transl.). Minsk. (In Russ.)

Ясперс, К. (2017). Введение в философию. Философская автобиография. Пер. А. К. Судакова. М. Канон+ РООИ «Реабилитация».

Jaspers, K. (2017). Introduction to Philosophy. Philosophical Autobiography. Sudakova, A. K. (transl.). Moscow. (In Russ.)

Clark, B. R. (1998). Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Emerald Group Publishing.

Heller, A. C. (2015). Hannah Arendt: A Life in Dark Times. Houghton Mifflin Harcourt New Harvest [Online]. Available at: http://www.annecheller.com/book/hanna-arendt-a-life-in-dark-times/ (Accessed: 26 June 2021).

Stevenson, H. H. (2000). Why Entrepreneurship Was Won! Coleman White Paper. USA SBE Plenary Address, February 17.

Stegmaier, W. (2008). Philosophie der Orientierung. Berlin; New York. Walter de Gruyter.

Загрузки

Опубликован

2021-09-15

Как цитировать

Смирнов, С. А. (2021). Университет: генезис и трансформация идеи. Respublica Literaria, 2(3), 133–152. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.133-152

Выпуск

Раздел

Статьи