Формы этнической идентичности и стратегии межэтнической интеграции юношества в городском сообществе. Анализ результатов исследования

Авторы

  • Ольга Алексеевна Персидская Институт философии и права Сибирского Отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.85-103

Ключевые слова:

этническая идентичность, межэтническая интеграция, интервью, юношество, полиэтническое сообщество

Аннотация

В статье приведен анализ результатов социологического исследования, проведенного в форме интервью с новосибирцами в возрасте 14–19 лет. Исследование было направлено на выявление форм этнической идентичности у современного юношества и их связь с предпочитаемыми молодыми людьми стратегиями межэтнической интеграции. Продемонстрировано, что разные сочетания показателей определенности и валентности этнической идентичности формируют набор ее форм. На основе анализа результатов исследования описаны три формы этнической идентичности: выраженная, номинальная и дистанцированная. Выявленные формы этнической идентичности отличаются по содержанию того, что вкладывается в понимание собственной идентичности, а также влияют на выбор стратегий межэтнического взаимодействия. Показано, что выраженной форме этнической идентичности соответствуют интеркультуралистская и культурно ориентированная стратегии межэтнического взаимодействия, а дистанцированной форме – омникультуралистская.

Биография автора

Ольга Алексеевна Персидская , Институт философии и права Сибирского Отделения Российской академии наук

младший научный сотрудник Института философии и права Сибирского Отделения Российской академии наук

Библиографические ссылки

Абрамова, М. А., Костюк, В. Г., Гончарова, Г. С. (2013). Самоидентификация и межэтнические установки социокультурных типов молодежи: этническое и региональное. Вестник Новосибирского государственного университета. Т. 11. № 4. С. 85-92.

Abramova, M. A., Kostyuk, V. G., Goncharova, G. S. (2013). Self-identification and Interethnic Attitudes of Sociocultural Types of Youth: Ethnic and Regional. Vestnik NSU. Vol. 11. no. 4. pp. 85-92. (In Russ.)

Абрамова, М. А., Гончарова, Г. С., Костюк, В. Г. (2014). Социокультурные типы молодежи: этнический и региональный аспекты. Новосибирск.

Abramova, M. A., Goncharova, G. S., Kostyuk, V. G. (2014). Sociocultural Types of Youth: Ethnic and Regional Aspects. Novosibirsk. (In Russ.)

Абрамова, М. А., Гончарова, Г. С., Костюк, В. Г. (2018). Типы идентичности молодежи и взаимодействие в межэтническом пограничье. Русич. Т. 51. № 1. С. 282-297.

Abramova, M. A., Goncharova, G. S., Kostyuk, V. G. (2018). Types of Youth Identity and Interaction in the Interethnic Borderlands. Rusich. Vol. 51. no. 1. pp. 282-297. (In Russ.)

Белановский, С. А. (2001). Глубокое интервью: Учебное пособие. М. Никколо-Медиа.

Belanovskiy, S. A. (2001). Deep Interview: A Study Guide. Moscow. (In Russ.)

Волков, Ю. Г., Войтенко, В. П., Воденко, К. В., Глушкова, С. А., Денисова, Г. С., Лубский, А. В., Сериков, А. В. (2016). Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия. Ростов-на-Дону.

Volkov, Yu. G., Voitenko, V. P., Vodenko, K. V., Glushkova, S. A., Denisova, G. S., Lubsky, A. V., Serikov, A. V. (2016). Constructing an All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Interreligious Interaction. Rostov-on-Don. (In Russ.)

Григорьев, Д. С., Батхина, А. А., Дубров, Д. И. (2018). Ассимиляционизм, мультикультурализм, этнический дальтонизм и поликультурализм в российском контексте. Культурно-историческая психология. Т. 14. № 2. С. 53-65. DOI: 10.17759/chp.2018140206.

Grigoriev, D. S., Batkhina, A. A., Dubrov, D. I. (2018). Assimilationism, Multiculturalism, Ethnic Color Blindness and Polyculturalism in the Russian Context. Cultural-Historical Psychology. Vol. 14. no. 2. pp. 53-65. DOI: 10.17759/chp.2018140206. (In Russ.)

Домашев, А. Н., Прокопьева, Н. В. (2018). Этническая идентичность в контексте процессов межэтнической интеграции. Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве. № 6-1. С. 433-439.

Domashev, A. N., Prokopyeva, N. V. (2018). Ethnic Identity in the Context of the Processes of Interethnic Integration. Social Integration and Development of Ethnocultures in the Eurasian Space. no. 6-1. pp. 433-439. (In Russ.)

Иванова, А. В., Филиппова, Н. И. (2016). Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования. Педагогическое образование в России. № 3. С. 206-212.

Ivanova, A. V., Filippova, N. I. (2016). Models of the Organization of Continuous Ethnocultural and Multicultural Education. Pedagogical Education in Russia. no. 3. pp. 206-212. (In Russ.)

Козырев, Г. И. (2008). Политическая конфликтология. М.

Kozyrev, G. I. (2008). Political Conflictology. Moscow. (In Russ.)

Куропятник, А. И., Куропятник, М. С. (2018). Интеркультурализм: постмультикультуральный дискурс социальной интеграции. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 18. № 2. С. 250-261.

Kuropyatnik, A. I., Kuropyatnik, M. S. (2018). Interculturalism: A Post-Multicultural Discourse of Social Integration. RUDN Journal of Sociology. Vol. 18. no. 2. pp. 250-261. (In Russ.)

Науменко, Л. И. (2004). Идентичность этническая. Социология: Энциклопедия. Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М. Книжный Дом. С. 350-351.

Naumenko, L. I. (2004). Ethnic Identity. In Gritsanov, A. A., Abushenko, V. L., Evelkin, G. M., Sokolova G. N., Tereshchenko, O. V. (comp.) Sociology: An Encyclopedia. Moscow. pp. 350-351. (In Russ.)

Персидская, О. А. (2020). Межэтнические солидарность и интеграция: теоретические модели и практические подходы в образовательном процессе. Философия образования. Т. 20. № 3. С. 128-140.

Persidskaya, O. A. (2020). Interethnic Solidarity and Integration: Theoretical Models and Practical Approaches in the Educational Process. Philosophy of Education. Vol. 20. no. 3. pp. 128-140. (In Russ.)

Платонов, Ю. П. (2003). Основы этнической психологии. СПб.

Platonov, Yu. P. (2003). Fundamentals of Ethnic Psychology. St. Petersburg. (In Russ.)

Попков, Ю. В. (2015). Мультикультурализм, интеркультурализм, интернационализация в социокультурной динамике. Сибирский философский журнал. Т. 13. № 2. С. 48-55.

Popkov, Yu. V. (2015). Multiculturalism, Interculturalism, Internationalization in Socio-cultural Dynamics. Siberian Philosophical Journal. Vol. 13. no. 2. pp. 48-55. (In Russ.)

Сергеева, Н. Н. (2019). Этнокультурное образование как ресурс гармонизации этнического и гражданского компонента в структуре идентичности личности. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 5. С. 59-64.

Sergeeva, N. N. Ethnocultural Education as a Resource for Harmonizing the Ethnic and Civic Component in the Structure of a Person’s Identity. Humanities, Socio-economic and Social Sciences. no. 5. pp. 59-64. (In Russ.)

Солдатова, Г. У. (1998). Психология межэтнической напряженности. М. Смысл.

Soldatova, G. U. (1998). Psychology of Interethnic Tension. Moscow. (In Russ.)

Цапенко, И. П., Монусова, Г. А. (2017). Интеграционный потенциал этнокультурного разнообразия в европейских социумах. Полис. Политические исследования. № 4. С. 90-105.

Tsapenko, I. P., Monusova, G. A. (2017). Integration Potential of Ethnocultural Diversity in European Societies. Polis. Political Studies. no. 4. pp. 90-105. (In Russ.)

Badea, C. (2017). Group Ideologies. In Moghaddam, F. M. (ed.) The SAGE Encyclopedia of Political Behavior. Vol. 2. London. SAGE Publications. p. 345

Benet-Martínez, V. (2012). Multiculturalism: Cultural, Social, and Personality Processes. In Deaux K., Snyder, M. (eds.) Oxford Handbook of Personality and Social Psychology. Oxford. Oxford University Press. pp. 623-648.

Berry, J. W. (1999). Aboriginal Cultural Identity. The Canadian Journal of Native Studies. Vol. 19(1). pp. 1-36.

Guimond, S., de la Sablonnière, R., Nugier, A. (2014). Living in a Multicultural World: Intergroup Ideologies and the Societal Context of Intergroup Relations. European Review of Social Psychology. Vol. 25. pp. 142-188.

Moghaddam, F. M. (2012). The Omnicultural Imperative. Culture & Psychology. Vol. 18. no. 3. pp. 304-330. DOI: https://doi.org/10.1177/1354067X12446230

Phinney, J. S. (1989). Stages of Ethnic Identity Development in Minority Group Adolescents. The Journal of Early Adolescence. no 9. pp. 34-49. DOI: 10.1177/0272431689091004

Phinney, J. S., Ong, A. D. (2007). Conceptualization and Measurement of Ethnic Identity: Current Status and Future Directions. Journal of Counseling Psychology. no. 54. pp. 271-281. DOI: 10.1037/0022-0167.54.3.271

Prashad, V. (2003). Bruce Lee and the Anti-Imperialism of Kung Fu: A Polycultural Adventure. Positions: East Asia Cultures Critique. Vol. 11. no 1. pp. 51-89.

Zapata-Barrero, R. (2015). Interculturalism: Main Hypothesis, Theories and Strands. In Zapata-Barrero, R. (ed.) Interculturalism in Cities. Concept, Policy and Implementation. Cheltenham. Edward Elgar Publishing.

Загрузки

Опубликован

2021-09-15

Как цитировать

Персидская , О. А. (2021). Формы этнической идентичности и стратегии межэтнической интеграции юношества в городском сообществе. Анализ результатов исследования. Respublica Literaria, 2(3), 85-103. https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.85-103

Выпуск

Раздел

Статьи