Лбова Е. М. Настоящее и будущее российской высшей школы через призму типологии университетов

Авторы

  • Екатерина Михайловна Лбова Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.133-140

Ключевые слова:

высшее образование, университет, типология, классификация, трансформация, Россия

Аннотация

В статье, через изучение разных вариантов типологии университетов, оцениваются актуальное состояние и перспективы развития российской высшей школы. Выделены различные подходы к классификации учреждений высшего образования: классический, рассматривающий университет через призму истории; подход, систематизирующий учреждения высшего образования по принадлежности к определенной культурной традиции; экономический. Показано, что существуют две противоположные точки зрения относительно будущего российских университетов. Сторонники первой точки зрения предлагают радикальное реформирование. Их оппоненты предлагают подстраивать существующую систему под требования современного общества. На основе проведенного анализа сделан вывод, что для России предпочтительнее второй, гибридный вариант, который позволяет сохранить преимущества российского образования и нивелировать недостатки.

Биография автора

Екатерина Михайловна Лбова, Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографические ссылки

Абрамова, М. А., Каменев, Р. В., Крашенинников, В. В. (2018). Высокие технологии: влияние на социальные институты и применение в профессиональном образовании. Новосибирск: Манускрипт.

Abramova, M. A., Kamenev, R. V., Krasheninnikov, V. V. (2018). High technologies: impact on social institutions and application in professional education. Novosibirsk. Manuscript.

(In Russ.)

Абрамова, М. А. (2020). Наука + образование =(≠) образование + наука. Respublica Literaria.Т. 1. № 1. С. 83-93. DOI:10.47850/RL.2020.1.1.83-93.

Abramova, M. A. (2020). Science + education = ( ≠ ) education + science. Respublica Literaria. Vol. 1. no. 1. pp. 83-93.DOI:10.47850/RL.2020.1.1.83-93. (In Russ.)

Величко, М. В. (2014). Система образования как генератор «кризиса фрагментации обществознания». Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. № 36. С. 285-288.

Velichko M. V. (2014). The education system as a generator of the “crisis of fragmentation of social science”. News of the Saint-Petersburg Agrarian University. no 36. pp. 285-288. (In Russ.)

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901839539 (Дата обращения: 10.11.2020).

World declaration on higher education for the 21st century: approaches and practical Measures. [Online]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901839539 (Accessed: 10 November 2020). (In Russ.).

Зиневич, О. В., Рузанкина, Е. А. (2014). Университет как научный и социальный институт в современном российском обществе. Высшее образование в России. № 7. С. 37-43.

Zinevich, O. V., Ruzankina E. A. (2014). University as a scientific and social institute in the contemporary Russian society. Higher education in Russia. no 7. pp. 37-43. (In Russ.)

Казанцев, Д. А. (2016). Идея «смерти» университета в современном западном и российском образовательном дискурсе. The Chicago journals in liberal arts. C.104-111.

Kazantsev, D.A. (2016). The idea of “death” in contemporary western and Russian discourse. In The Chicago journals in liberal arts. pp. 104-111. (In Russ.)

Как изменятся университеты в течение следующих 20 лет. Конспект лекции профессора Йохана Виссемы, автора книги «Университет 3.0». (2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kakizmenyatsya-universitety-v-techenie-sleduyushchikh-20-let/ (Дата обращения: 18.11.2020).

How universities will change over the next 20 years. Lecture notes by Professor Johan Wissema, author of the book “University 3.0”. (2017). [Online]. URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kakizmenyatsya-universitety-v-techenie-sleduyushchikh-20-let/ (Accessed: 18 November 2020). (In Russ.)

Коява, Л. В., Новгородов, П. А., Смирнов, С. А. (2018). Предпринимательский университет. Концепт. Современная конкуренция. Т. 12. № 4(70)-5(71). С. 93-105.

Koyava, L., Novgorodov, P. Smirnov, S. Entrepreneurial university. The concept. Journal of Modern Competition. Vol. 12. no. 4(70)-5(71). pp. 93-105. (In Russ.)

Кузьминов, Я. И., Песков, Д. Н. (2017). Дискуссия «Какое будущее ждет университеты». НИУ ВШЭ, 14 июля 2017 г. Вопросы образования. № 3. С. 202-231.

Kuzminov, Y., Peskov, D. (2017). Discussion “What tomorrow holds for universities”. Educational studies. no 3. pp. 202-231. (In Russ.)

Миттельштрасс, Ю. (2013). Будущее науки и настоящее университета. Логос. № 1(91). С. 100-121.

Mittelstrass, J. (2013). The future of the science and the present of the university. Logos. no 1(91). pp. 100-121. (In Russ.)

Осипова, Н. В. (2004). Современный университет как социальный институт: автореф. … канд. соц. наук. М.

Osipova, N. V. (2004). Modern university as a social institution. Abstract of PhD thesis in social sciences. Moscow. (In Russ.)

Петров, В. В. (2020). Университетские системы в трансформирующихся обществах. Новосибирск: Манускрипт.

Petrov, V. V. (2020). University systems in transforming societies. Novosibirsk. Manuscript. (In Russ.)

Смирнов, С. А. (2008). Российская высшая школа: на пути к новым институциям. Вестник НГУЭУ. № 1. С. 232-241.

Smirnov, S. A. (2008). Russian higher education: towards new institution. Vestnik NSUEM. no 1. pp. 232–241. (In Russ.)

Bischof, L. (2018). Effects of the Bologna process on Quality Assurance Regimes in the Post-Soviet Space: Isomorphism and Path Dependencies in Moldova, Russia, and Kazakhstan. European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. Springer. pp. 77-93.

Загрузки

Опубликован

2020-12-10

Как цитировать

Лбова, Е. М. (2020). Лбова Е. М. Настоящее и будущее российской высшей школы через призму типологии университетов. Respublica Literaria, 1(2), 133-140. https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.2.133-140