«Очерк Сивиллы о браке» И. Г. Гамана: текст и комментарий

Авторы

  • Алексей Михайлович Стрельцов Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.4.52-64

Ключевые слова:

Гаман, Сивилла, сексуальность, эпистемология, гендер.

Аннотация

В «Очерке Сивиллы о браке» (Versuch einer Sibylle über die Ehe) 1775 г. И. Г. Гамана, перевод и краткий комментарий которого представлены в данной работе, рассматривается строго бинарное понимание человеческой сексуальности, неразрывно связанной по мысли Гамана с божественным творением и христологией и проявляющейся в сотрудничестве человека с Богом в деле творения новых людей. Гаман отказывается от конвенциональной для эпохи Просвещения интерпретации брака как общественного договора и обращает особое внимание на его физический аспект. Придерживаясь теологическо-философской позиции, воспринятой им еще в начале его творческой карьеры, Гаман не считает половое влечение постыдным или греховным, но рассматривает союз мужчины и женщины в рамках разработанной им ранее сократической эпистемологии самопознания, как приводящий к реализации человеком собственной сексуальности в акте познанности другим.

Биография автора

Алексей Михайлович Стрельцов, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Гильманов, В. Х. (2003). Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград.

Gilmanov, V. Kh. (2003). J. G. Hamann’s Hermeneutics of the «Type» and the Englightenment. Kaliningrad. (In Russ.)

Alexander, W. M. (1979). Gnosticism and Hamann’s Interpretation of Human Sexuality. In Johann Georg Hamann. Acta des Internationalen Hamann-Colloquiums in Lüneburg 1976. Frankfurt am Mein. Pp. 85-92.

Bayer, O. (1988). Zeitgenosse im Widerspruch. Johann Georg Hamann als radikaler Aufklärer. München, Zürich.

Betz, J. (2009). After Enlightenment: The Post-Secular Vision of J.G. Hamann. Oxford.

Dickson, G. G. (1995). Johann Georg Hamann’s Relational Metacriticism. Berlin, New York.

Fritsch, F. (1999). Communicatio idiomatum: zur Bedeutung einer christologischen Bestimmung für das Denken Johann Georg Hamanns. Berlin.

Hamann, J. G. (1775). Versuch einer Sibylle über die Ehe. [Online]. Universität Münster. Available at: https://sammlungen.ulb.uni-muenster.de/hd/content/pageview/4603205 (Accessed: 20 May 2020).

Hamann, J. G. (1950). Aesthetica in nuce. In Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Bd. 2. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758-1763, 2.195-217. Wien. Pp. 195-217.

Hamann, J. G. (1951 a). Versuch einer Sibylle über die Ehe. In Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 3. Schriften über Sprache, Mysterien, Vernunft: 1772-1788. Wien. Pp. 197-203.

Hamann, J. G. (1951 b). Schürze von Feigenblättern. In Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 3. Schriften über Sprache, Mysterien, Vernunft: 1772-1788. Wien. Pp. 205-213.

Hamann, J. G. (1955). Briefwechsel. Bd. 1. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.

Hamann, J. G. (1956). Briefwechsel. Bd. 2. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.

Hamann, J. G. (1957). Briefwechsel. Bd. 3. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.

Hamann, J. G. (1958). Briefwechsel. Bd. 4. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.

Hamann, J. G. (1962). Johann Georg Hamanns Hauptschriften Erklärt. Bd. 5. Mysterienschriften (Erklärt von Evert Jansen Schoonhoven). Gütersloh.

Hamann, J. G. (1993). Londoner schriften. Bayer, O. und Weissendorn, B. (hrsg.). München.

Nadler, J. (1949). Johann Georg Hamann 1730-1788: Der Zeuge des Corpus mysticum. Salzburg.

Pupi, A. (2002). Johann Georg Hamann. Vol. 4. Origines 1774-1779. Milano.

Sparling, R. A. (2011). Johann Georg Hamann and the Enlightenment Project. Toronto.

Загрузки

Опубликован

2024-12-11

Как цитировать

Стрельцов, А. М. (2024). «Очерк Сивиллы о браке» И. Г. Гамана: текст и комментарий. Respublica Literaria, 5(4), 52–64. https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.4.52-64

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ