Платон и традиционные религиозные представления
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.3.13-27Ключевые слова:
Платон, олимпийская религия, ложные мифы о богах, переселение душ, ослабление религиозных и моральных норм, античный атеизмАннотация
Установлено, что у Платона просматривается двойственное отношение к традиционным религиозным представлениям. С одной стороны, он выступает с защитой церемониально-обрядовой стороны олимпийской религии и положительных мифов о богах. С другой стороны, Платон выступает с критикой ложных мифов, изображающих порочные деяния богов. Учение Платона о переселении душ также свидетельствует о расхождении с традиционными религиозными представлениями. Во взглядах Платона проявилось стремление к реформированию олимпийской религии с целью ее укрепления. Данное стремление явилось реакцией на ослабление религиозных и моральных норм в греческом обществе в период поздней классики. В то же время представление Платона о том, что боги не являются источником зла для человека, могло сыграть определенную роль в развитии античного атеизма.
Библиографические ссылки
Буркерт, В. (2004). Греческая религия: Архаика и классика. Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. СПб.
Burkert, V. (2004). Greek Religion: Archaic and Classical. Vitkovskaya, M., Vitkovsky, V. (transl.). St. Petersburg. (In Russ.)
Корнелий Непот. (1992а). Агесилай. Пер. Н. Н. Трухиной. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. М. С. 68-73.
Cornelius Nepos. (1992a). Agesilaus. Truchina, N. N. (transl.). In Cornelius Nepos. Lives of the Eminent Commanders. Moscow. Pp. 68-73. (In Russ.)
Корнелий Непот. (1992б). Фрасибул. Пер. Н. Н. Трухиной. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. М. С. 37-39.
Cornelius Nepos. (1992b). Thrasybulus. Truchina, N. N. (transl.). In Cornelius Nepos. Lives of the Eminent Commanders. Moscow. Pp. 37-39. (In Russ.)
Ксенофонт. (2011). Греческая история. Пер. С. Я. Лурье. Ксенофонт. Анабасис. Греческая история. М. С. 245-487.
Xenophon. (2011). Hellenica. Lur'e, S. Ya (transl.). In Xenophon. Anabasis. Hellenica. Moscow. Pp. 245-487. (In Russ.)
Платон. (2007а). Государство. Пер. А. Н. Егунова. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. С. 97-493.
Plato. (2007a). The Republic. Egunov, A. N. (transl.). In Plato. Essays in four volumes. Vol. 3. Pt. 1. Losev, A. F. and Asmus, V. F. (eds.). St. Petersburg. Pp. 97-493. (In Russ.)
Платон. (2007б). Законы. Пер. А. Н. Егунова. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. С. 89-513.
Plato. (2007b). The Laws. Egunov, A. N. (transl.). In Plato. Essays in four volumes. Vol. 3. Pt. 2. Losev, A. F. and Asmus, V. F. (eds.). St. Petersburg. Pp. 89-513. (In Russ.)
Платон. (2007в). Тимей. Пер. С. С. Аверинцева. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. С. 495-587.
Plato. (2007c). Timaeus. Averincev, S. S. (transl.). In Plato. Essays in four volumes. Vol. 3. Pt. 1. Losev, A. F. and Asmus, V. F. (eds.). St. Petersburg. Pp. 495-587. (In Russ.)
Платон. (2007г). Федон. Пер. С. П. Маркиша. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. С. 11-96.
Plato. (2007d). Phaedo. Markish, S. P. (transl.). In Plato. Essays in four volumes. Vol. 2. Losev, A. F. and Asmus, V. F. (eds.). St. Petersburg. Pp. 11-96. (In Russ.)
Плутарх. (1964а). Артаксеркс. Пер. С. П. Маркиша. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. Т. 3. Ред. С. П. Маркиш. М. С. 349-368.
Plutarch. (1964a). Artaxerxes. Markish, S. P. (transl.). In Plutarch. Parallel Lives. In 3 vols. Vol. 3. Markish, S. P. (ed.). Moscow. Pp. 349-368. (In Russ.)
Плутарх. (1964б). Дион. Пер. С. П. Маркиша. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. Т. 3. Ред. С. П. Маркиш. М. С. 280-312.
Plutarch. (1964b). Dion. Markish, S. P. (transl.). In Plutarch. Parallel Lives. In 3 vols. Vol. 3. Markish, S. P. (ed.). Moscow. Pp. 280-312. (In Russ.)
Светлов, Р. В. (2016). Платон и «вольнодумцы». Христианское чтение. № 3. С. 206-216.
Svetlov, R. V. (2016). Plato and the “Free Tinkers”. Christian Reading. No. 3. Pp. 206-216. (In Russ.)
Светлов, Р. В. (2019). Рациональная теология в античности. Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. № 1 (3). С. 7-16. DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10001
Svetlov, R. V. (2019). Rational Theology in Antiquity. Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy. No. 1 (3). Pp. 7-16. DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10001 (In Russ.)
Deretic, I. (2020). Why are Myths True: Plato on the Veracity of Myths. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. Т. 36. Вып. 3. С. 441-451. DOI: 10.21638/spbu17.2020.302
Deretic, I. (2020). Why are Myths True: Plato on the Veracity of Myths. Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. Vol. 36. Iss. 3. Pp. 441-451. DOI: 10.21638/spbu17.2020.302
Riel, G. V. (2013). Plato’s Gods. Routledge.
Solmsen, F. (1936). The Background of Plato's Theology. Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. 67. Pp. 208-218.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc