Мужество пользоваться собственным умом как цель образования

Авторы

  • Анна Юрьевна Шачина независимый исследователь (Мурманск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.2.110-123

Ключевые слова:

просвещение, разум, мораль, образование, воспитание, свобода, политика, право

Аннотация

В статье разрабатывается проблема ориентиров образования. Цель статьи состоит в том, чтобы показать, что такие ориентиры не должны исчерпываться исключительно прагматическим аспектом, т. е. освоением профессии, но должны включать в себя морально-практическое измерение, т. е. воспитание самостоятельного мышления как фундамента морального образования личности. При этом мышление должно быть не только самостоятельным, но еще и правильным, т. е. соответствовать критериям всеобщности, согласно категорическому императиву и сообщаемости, согласно требованиям канона чистого разума. В результате исследования были сделаны выводы о том, что мужество пользоваться разумом – это девиз просвещения, а просвещение – это принцип и цель образования. Также сделан вывод, что цель образования может быть достигнута только в условиях свободы, реализованной в политико-правовых институтах государства. Но и само государство зависит от того, насколько граждане способны раскрыть свой потенциал и иметь мужество мыслить самостоятельно, а также обладать умением мыслить правильно.

Библиографические ссылки

Кант, И. (1994а). К вечному миру. Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1: Трактаты и письма (1784–1796). М.: Изд. фирма АО «Ками». С. 353 479.

Kant, I. (1994a). To the Eternal World. In Kant I. Works in 4 volumes in German and Russian. Vol. 1. Treatises and Letters (1784–1796). Moscow. Pp. 353-479. (In Russ.)

Кант, И. (1994б). Ответ на вопрос: что такое просвещение. Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1: Трактаты и письма (1784–1796). М.: Изд. фирма АО «Ками». С. 127-147.

Kant, I. (1994b). The Answer to the question: what is Enlightenment? In Kant I. Works in 4 volumes in German and Russian. Vol. 1. Treatises and Letters (1784–1796). Moscow. Pp. 127-147. (In Russ.)

Кант, И. (1997a). Критика практического разума. Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3: Основоположения к метафизике нравов (1785). Критика практического разума (1788). М.: Московский философский фонд. С. 277-733.

Kant, I. (1997a). Critique of practical reason. In Kant I. Works in 4 volumes in German and Russian. Vol. 3. Foundations for the Metaphysics of morals (1785). Critique of practical reason (1788). Moscow. Pp. 277-733. (In Russ.)

Кант, И. (1997б). Основоположения к метафизике нравов. Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3: Основоположения к метафизике нравов (1785). Критика практического разума (1788). М.: Московский философский фонд. С. 39-276.

Kant, I. (1997b). Foundations for the metaphysics of morals. In Kant I. Works in 4 volumes in German and Russian. Vol. 3. Foundations for the Metaphysics of morals (1785). Critique of practical reason (1788). Moscow. Pp. 39-276. (In Russ.)

Кант, И. (1980). Трактат о педагогике. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. С. 445 504.

Kant, I. (1980). A treatise on pedagogy. In Kant I. Treatises and Letters. Moscow. Pp. 445-504. (In Russ.)

Кант, И. (1999). Метафизика нравов в двух частях. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль. С. 563-909.

Kant, I. (1999). Metaphysics of morals in two parts. In Kant I. Fundamentals of Metaphysics of Morality. Moscow. Pp. 563-909. (In Russ.)

Кант, И. (2006). Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения в 4-х то¬мах на немецком и русском языках. – Т. 2. – Ч. 2. – М.: Наука, 2006. – С. 5 – 1077.

Kant, I. (2006). Critique of Pure Reason. In: Kant I. Works in 4 volumes in German and Russian. / Transl. from German into Russian. Vol. 2. Part 2. Moscow: Science, 2006. Pp. 8-505. (In Russ.)

Карпов, А. О. (2021). Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход. Вопросы философии. № 1. С. 5-16.

Karpov, A. O. (2021). Education of the future: reproductive-productive transition. Questions of philosophy. No. 1. Pp. 5-16. (In Russ.)

Мотрошилова, Н. В. (2008). Иммануил Кант: что следует сделать с знанием, чтобы освободить место вере? Вера и знание: соотношение понятий в немецкой классической философии. Отв. ред. Д. Н. Разеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 94-100.

Motroshilova, N. V. (2008). Immanuel Kant: what should be done with knowledge to make room for faith? In: Faith and knowledge: the correlation of concepts in German classical philosophy. D. N. Razeev (ed.). Saint-Petersburg. Pp. 94-100. (In Russ.)

Хоннет, А. (2009) Невидимость. О моральной эпистемологии признания. Пер. с нем. А. Шачиной и С. Шачина // Кантовский сборник. № 1 (29). С. 79-91.

Honneth, A. (2009) Invisibility. On the moral epistemology of recognition. A. Shachina, S. Shachin (transl.). Kantovskij sbornik [The Kantian collection]. No. 1 (29). Pp. 79-91 (in Russ.).

Шачина, А. Ю. (2018). К вопросу о влиянии Ж.-Ж. Руссо на творчество И. Канта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Т. 22. № 2. С. 236 247. DOI: 10.22363/2313-2302-2018-22-2-236-247.

Shachina, A. Ju. (2018). The problem of J.-J. Rousseau’s influence on the I. Kant’s creative work. RUDN Journal of Philosophy. Vol. 22. No. 2. Pp. 236-247. DOI: 10.22363/2313-2302-2018-22-2-236-247. (In Russ.)

Cavallar, G. (2005). Sphären und Grenzen der Freiheit: Dimensionen des Politischen in der Pädagogik. In Koch, L., Schönherr, Ch. (hrsg.). Kant – Pädagogik und Politik. Würzburg. Ergon-Verlag. Pp. 61-80. (In German.)

Heitger, M. (2005). Aufklärung als pädagogisches Programm. In Koch, L., Schönherr, Ch. (hrsg.). Kant – Pädagogik und Politik. Würzburg. Ergon-Verlag. Pp. 133-144. (In German.)

Hufnagel, E. (1990). Der Wissenschaftscharakter der Pädagogik: Studien zur pädagogischen Grundlehre von Kant, Natorp und Hönigswald. Würzburg. Königshausen & Neumann. 413 p. (In German.)

Kant. I. (1997). Vorlesungen über Anthropologie. Bd. 25. (Kant I. Akademieausgabe). Berlin. Walter de Gruenter Verlag. 928 p. (In German.)

Klemme, H. F. (2004). Immanuel Kant. Frankfurt am Main. New York. Campus Verlag. 172 p. (In German.)

Koch, L. (2005). Kants Revolutionen. In Koch, L., Schönherr, Ch. (hrsg.). Kant – Pädagogik und Politik. Würzburg. Ergon-Verlag. Pp. 9-22. (In German.)

Litt, Th. (1949). Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt. 2 verb. aufl. Heidelberg. Quelle & Meyer. 290 p. (In German.)

Niethammer, A. (1980) Kants Vorlesung über Pädagogik: Freiheit und Notwendigkeit in Erziehung und Entwicklung. Frankfurt am Main. Peter D. Lang Verlag. 280 p. (In German.)

Загрузки

Опубликован

2024-06-25

Как цитировать

Шачина, А. Ю. (2024). Мужество пользоваться собственным умом как цель образования. Respublica Literaria, 5(2), 110–123. https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.2.110-123

Выпуск

Раздел

КАНТ И РЕЦЕПЦИИ КАНТИАНСТВА