Стиль как способ философствования И. Г. Гамана в «Сократических достопамятностях
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.4.41-58Ключевые слова:
Гаман, Сократ, Сократические достопамятности, аналогия, ирония, типология, метасхематизм, сокрытость, совпадение противоположностейАннотация
В статье решается проблема интерпретации первого публичного сочинения И. Г. Гамана «Сократические достопамятности», в котором сам стиль служит методом или способом философствования. С помощью герменевтического метода и сравнительного текстуального анализа разобраны следующие аспекты стиля Гамана: холистичность, аналогия, ирония, типология, метасхематизм, сокрытость, совпадение противоположностей. В результате в рассматриваемом произведении выделено 4 уровня нарратива, включающего оригинальную трехчастную типологию, представленную в виде таблицы. Гаман описывает исторического Сократа, который выступает для него образом, с одной стороны, Христа, а с другой – его самого, для целей апологетики своей позиции перед адресатами И. К. Беренсом и И. Кантом. Также приведен перевод письма Гамана, в котором Гаман дает план своего сочинения и некоторые объяснения относительно его замысла.
Библиографические ссылки
Волжин, С. В. (2018). Theologia crucis и coincidentia oppositorum: Иоганн Георг Гаман, Мартин Лютер, Николай Кузанский. Реформация Мартина Лютера: философско–исторический взгляд прошлого и современности. Коллективная монография. Ред. И. Л. Фокин. СПб.
Volzhin, S. V. (2018). Theologia crucis и coincidentia oppositorum: Johann Georg Hamann, Martin Luther, Nickolas of Cusa. In Fokin, I. L. (ed.). Reformation of Martin Luther: Philocophical-historical outlook of the Past and Modernity. Joint monograph. St. Petersburg. (In Russ.)
Гете, И. В. (1976). Из моей жизни. Поэзия и правда. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. М.
Goethe, J. W. (1976). Aus meinem Leben: Dichtung und Wahrheit. Works in 10 vols. Vol. 3. Moscow. (In Russ.)
Гильманов, В.Х. (2003). Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград.
Gilmanov, V. Kh. (2003). J. G. Hamann’s Hermeneutics of «Type» and the Enlightenment. Kaliningrad. (In Russ.)
Гильманов, В. Х. (2013). И. Г. Гаман и И. Кант: битва за чистый разум. Калининград.
Gilmanov, V. Kh. (2013). J. G. Hamann and I. Kant: Fight for a Pure Reason. Kaliningrad. (In Russ.)
Гулыга, А. В. (1985). Немецкая классическая философия. М.
Gulyga, A. V. (1985). German classical philosophy. Moscow. (In Russ.)
Лютер, М. (2013). Гейдельбергские диспутации. Пер. Н. В. Еремеева. Реформация Мартина Лютера в горизонте европейской философии и культуры: Альманах. Ред. О. Э. Душин. СПб. (Verbum. Вып. 15). С. 384-418.
Luther, M. (2013). Heidelberg Disputations. Eremeeva, N. V. (transl.). In Dushin, O. E. (ed.). Reformation of Martin Luther in the Horizon of European Philosophy and Culture: Almanac. St. Petersburg. (Verbum. Vol. 15). pp. 384-418. (In Russ.)
Стрельцов, А. М. (2018). Аксиологическая проблематика призвания философа в «Сократических достопримечательностях» И. Г. Гамана. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 43. С. 111-116.
Streltsov, A. M. (2018). Axiological Problems of the Philosopher’s Calling in Hamann’s Socratic Memorabilia. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. Vol. 43. pp. 111-116. (In Russ.)
Amir, L. B. (2014). Humor and the Good Life in Modern Philosophy: Shaftesbury, Hamann, Kierkegaard. SUNY Press.
Balthasar, H. U. et al. (1983). The Glory of the Lord: A Theological Aesthetics. Vol. 1. San Francisco.
Beiser, F. C. (1987). The Fate of Reason. German Philosophy from Kant to Fichte. Cambridge.
Betz, J. R. (2007). Hamann Before Kierkegaard: A Systematic Theological Oversight. Pro Ecclesia. Vol. 16. no. 3. pp. 299-333.
Bayer, O. (1988). Zeitgenosse im Widerspruch. J. G. Hamann als radicaler Aufklärer. München. Zürich.
Blanke, F. (1956). Hamann und Luther. Studien zur Dogmengeschichte und systematischen Theologie. Vol. 10. pp. 43-68.
Blanke, F. (1959). Johann Georg Hamann Hauptschriften erklärt. Vol. II. Sokratische Denkwürdigkeiten. Gütersloh.
Cooper, J. G. (1750). The Life of Socrates. London.
Davidson, R. M. (1981). Typology in Scripture: A Study of Hermeneutical tupos Structures. Berrien Springs. MI.
Griffith-Dickson, G. (1995). Johann Georg Hamann’s Relational Metacriticism. Berlin.
Griffith-Dickson, G. (2022). Johann Georg Hamann. Stanford Encyclopedia of Philosophy. [Online]. Available at: https://plato.stanford.edu/entries/hamann/ (Accessed: 15 July 2023).
Hamann, J. G. (1950). Sokratische Denkwürdigkeiten. In Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Bd. 2. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758–1763, 2.57–82. Wien. Herder. pp. 57-82.
Hamann, J. G. (1951). Zwey scherflein zur neuesten deutschen litteratur. In Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 3. Schriften über Sprache, Mysterien, Vernunft: 1772–1788. Wien. pp. 229-242.
Hamann, J. G. (1953). Sämtliche Werke. Historisch-kritischen Ausgabe von. J. Nadler. Bd. 5. Tagebuch eines Lesers: 1753–1788. Wien.
Hamann, J. G. (1955). Briefwechsel. Bd. 1. Ziesemer, W. und Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden. Insel.
Hamann, J. G. (1993). Londoner schriften. Bayer, O. und Weissendorn, B. (hrsg.). München.
Hegel, G. W. F. (1956). Hamann’s Schriften. Sämtliche Werke. Bd. XI. Hamburg.
Lafont, C. (1999). The Linguistic Turn in Hermeneutic Philosophy. Cambridge. London.
Leonard, M. (2012). Socrates and the Jews: Hellenism and Hebraism from Moses Mendelssohn to Sigmund Freud. Chicago.
Lowrie, W. (1950). Johann Georg Hamann: An Existentialist. Princeton.
McGrath, A. E. (1985). Luther’s Theology of the Cross. Oxford.
O’Flaherty, J. C. (1997). “Petitio principia minimi” as a Leitmotif of the Enlightenment According to Hamann. Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie. Vol. 39. no. 3. pp. 233-247.
Röhricht, R. (1979). Johann Georg Hamann und Nikolaus von Kues. Johann Georg Hamann. Acta des Internationalen Hamann-Colloquiums in Lüneburg 1976. Frankfurt am Mein. pp. 281-284.
Stünkel, K. M. (2005). Metaschematismus und formale Anzeige – Über ein biblisch-paulinisches Rüstzeug des Denkens bei Johann Georg Hamann und Martin Heidegger. Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie. Vol. 47. pp. 259-287.
Unger, R. (1925). Hamann und die Aufklärung. Bd. 1. Halle.
Young, E. (1822). The Poems of Edward Young. Chiswick.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc