«Русский Аристотель» в контексте вопроса о рецепции аристотелизма (замечания переводчика к статье Я. Воленьского «Рецепция Аристотеля в Польше с 1900 г.»)

Авторы

  • Марина Николаевна Вольф Институт философии и права СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.3.37-51

Ключевые слова:

рецепция Аристотеля, история логики, аристотелизм, логика Аристотеля, польская логика

Аннотация

Публикация представляет русский перевод статьи Я. Воленьского, посвященной истории логики в Польше с 1900 г. в контексте рецепции логического учения Аристотеля и предваряется комментарием переводчика. В вводных замечаниях к переводу обсуждается вопрос о рецепции Аристотеля в России, предлагается проводить различие между рецепцией собственно Аристотеля и его схоластической интерпретацией. Подчеркивается, что именно такой подход предлагается Я. Воленьским. Проблематизируется понятие рецепции, указываются возможные варианты ее понимания. На основании статьи Воленьского эксплицируются условия, которые могут служить критериями для понимания степени рецепции Аристотеля в любой национальной культуре. Далее дается краткий обзор литературы, дающий общее представление об изучении рецепции Аристотеля в России. Также в дополнение к польской линии развития логики в Варшавском университете, представленной Воленьским, прочерчивается еще одна линия изучения логики в Императорских университетах Юрьева и Варшавы, а именно Юрьевская философская школа (Г. Тейхмюллер и Е. В. Бобров), чью деятельность также можно интерпретировать как рецепцию Аристотеля, инспирированную его логическим учением.

В статье Воленьского представлена рецепция логического учения Аристотеля в Польше, а именно представителями Львовско-Варшавской школы, т. е. вне его схоластических интерпретаций. Рассматривается роль В. Татаркевича, К. Твардовского и ряда других польских логиков в распространении логического учения Аристотеля, подробно излагается логическое учение Я. Лукасевича в контексте его интеллектуальной биографии и рецепции им аристотелевской логики, ставится вопрос о классической теории истины и роли, которую сыграли для ее формирования философы Львовско-Варшавской школы.

Биография автора

Марина Николаевна Вольф, Институт философии и права СО РАН

доктор философских наук, профессор РАН, профессор, директор

Библиографические ссылки

Аверинцев, С. С. (1996). Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России. Риторика и истоки европейской культурной традиции. М. Школа «Языки русской культуры». С. 319-328.

Averintsev, S. S. (1996). Christian Aristotelianism as an internal form of the Western tradition and the problems of modern Russia. In Rhetoric and origins of the European cultural tradition. Moscow. pp. 319-328. (In Russ.)

Бибихин, В. В. (2006). К переводу «Метафизики» Аристотеля. Аристотель. Метафизика. Пер. с греч. П. Д. Первова и В. В. Розанова. М. Институт философии, теологии и истории св. Фомы. С. 7-18.

Bibikhin, V. V. (2006). To the translation of Aristotle's Metaphysics. In Aristotle. Metaphysics. Pervov, P. D. and Rozanov, V. V. (transl.). Moscow. pp. 7-18. (In Russ.)

Бобров, Е. А. (1899). Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Вып. 1. Казань. С. 25-48.

Bobrov, E. A. (1899). Philosophy in Russia. Materials, studies, notes. Iss. 1. Kazan. (In Russ.) pp. 25-48.

Бобров, Е. А. (1905). Логика Аристотеля: Исторический и критический этюд. Варшавские университетские известия. № 8. С. 1-8.

Bobrov, E. A. (1905). Aristotle's Logic: Historical and Critical Etude. Warsaw University News. no. 8. pp. 1-8. (In Russ.)

Бобров, Е. А. (1913). Историческое введение в логику. Варшава. Типография Варшавского учебного округа. (Последнее современное переиздание: Бобров, Е. А. (2023). Историческое введение в логику: Аристотель, его логика и суждения. Аристотелев силлогизм. Общая часть Аристотелевой логики. Теория истины и заблуждений. Аристотелева индукция. Изд. 5, стереотип. М. URSS.)

Bobrov, E. A. (1913). Historical introduction to logic. Warsaw. Printing house of the Warsaw educational district. (In Russ.) (Last reprint: Bobrov, E. A. (2023). Historical introduction to logic: Aristotle, his logic and proposition. Aristotelian syllogism. General part of Aristotelian logic. Theory of truth and fallacies. Aristotelian induction. Ed. 5, stereotype. Moscow. (In Russ.))

Воленьский, Я. (2004). Львовско-варшавская философская школа. М. РОССПЭН.

Wolenski, J. (2004). Logic and Philosophy in the Lvov-Warsaw School. Moscow. (In Russ.)

Егорова, О. С. (2019). История переводов Аристотеля на русский язык (2-я половина XVIII – 1-я половина ХХ века). Сибирский философский журнал. Т. 17. № 1. С. 185-203.

Egorova, O. S. (2019). The history of translations of Aristotle into Russian (2 half of 18th 1 half of 20th century). Siberian Journal of Philosophy. Vol. 17. no. 1. pp. 185-203. (In Russ.)

Егорова, О. С. (2022). Аристотель: исторические образы философа в русской литературе (XVIII – начало XX вв.). Respublica Literaria. Т. 3. № 3. С. 34-50.

Egorova, O. S. (2022). Aristotle: historical images of the philosopher in Russian literature

(18th – early 20th centuries). Respublica Literaria. Vol. 3. no. 3. pp. 34-50. (In Russ.)

Егорова, О. С. (2023). Подходы в восприятии характера Аристотеля в русской интеллектуальной литературе (вторая половина XVIII – начало XX вв.). Respublica Literaria. Т. 4. № 2. С. 22-34.

Egorova, O. S. (2023) Approaches to the perception of Αristotle's character in Russian intellectual literature (second half of the 18th – early 20th centuries). Respublica Literaria. Vol. 4. no. 2. pp. 22-34. (In Russ.)

Замалеев, А. Ф. (1996). К вопросу об античных началах в древнерусской мысли. Лепты. Исследования по русской философии. СПб. С. 273-276.

Zamaleev, A. F. (1996). To the question of ancient beginnings in ancient Russian thought. In Lepty. Research in Russian Philosophy. St. Petersburg. pp. 273-276. (In Russ.)

Зубов, В. П. (1963а). Аристотель. М. Изд-во Акад. наук СССР.

Zubov, V. P. (1963a). Aristotle. Moscow. (In Russ.)

Зубов, В. П. (1963б). К истории аристотелевской традиции на Руси. Аристотель. М. Изд-во Акад. наук СССР. С. 332-349.

Zubov, V.P. (1963b). On the history of the Aristotelian tradition in Rus'. In Aristotle. Moscow. pp. 332-349. (In Russ.)

Классическая древность в Журнале Министерства народного просвещения (ЖМНП): Аннотированный указатель статей 1834–1917 гг. (2015). Сост. А. И. Рубан. СПб. Bibliotheca Classica Petropolitana; «Реноме». C. 48-52.

Ruban, A. I. (comp.) (2015). Classical Antiquity in the Journal of the Ministry of Public Education (JMPE): An Annotated Index of Papers 1834–1917. St. Petersburg. pp. 48-52. (In Russ.)

Клибанов, А. И. (1955). К проблеме античного наследия в литературе древней Руси. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Т. XIII. М.–Л. С. 158-182.

Klibanov, A. I. (1955). On the problem of ancient heritage in the literature of ancient Rus'. In Proceedings of the Department of Old Russian Literature of the Institute of Russian Literature. Vol. XIII. Moscow. Leningrad. pp. 158-182. (In Russ.)

Лейбниц, Г. В. (1982а). Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. Мысль.

Leibniz, G. W. (1982a). Works in four volumes. Vol. 1. Moscow. (In Russ.)

Лейбниц, Г. В. (1982б). Письмо к Якобу Томазию о возможности примирить Аристотеля с новой философией. Пер. с лат. Н. А. Басистова. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. Мысль. С. 85-102.

Leibniz, G. W. (1982b). Letter to Jacobus Thomasius on the possibility of reconciling Aristotle with the new philosophy. Basistov, N. A. (transl.). In Works in four volumes. Vol. 1. Moscow. pp. 85 102. (In Russ.)

Лейбниц, Г. В. (1982в). О приумножении наук. Пер. с лат. Г. Г. Майорова. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М. Мысль. С. 164-202.

Leibniz, G. W. (1982c). On the multiplication of sciences. Mayorov, G. G. (transl.). In Works in four volumes. Vol. 1. Moscow. pp. 164-202. (In Russ.)

Лейбниц, Г. В. (1984). Предисловие к изданию сочинения Мария Низолия «Об истинных принципах и истинном методе философствования против псевдофилософов». Пер. с лат. Н. А. Федорова. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М. Мысль. С. 54-96.

Leibniz, G. W. (1984). Preface to the publication of the work of Marius Nizolius “On the true principles and true method of philosophizing against pseudo-philosophers”. Fedorova, N. A. (transl.). In Works in four volumes. Vol. 3. Moscow. pp. 54-96. (In Russ.)

Минак, В. С. (2020). Аристотель в России: основные черты отечественного восприятия аристотелевского наследия. VITA COGITANS: альманах молодых философов. № 12. С. 6-29.

Minak, V. S. (2020). Aristotle in Russia: the main features of the domestic perception of the Aristotelian heritage. VITA COGITANS: an almanac of young philosophers. no. 12. pp. 6-29. (In Russ.)

Михальская, А. К. (1996). Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: учебное пособие для студентов гуманитарных университетов. М. Изд. дом «Academia».

Michalskaya, A. K. (1996). Russian Socrates: Lectures on comparative historical rhetoric: a textbook for students of liberal arts universities. Moscow. (In Russ.)

Орлова, Н. Х., Соловьев, С. В. (2016). Из истории логики в дореволюционной России: стратегии академического взаимодействия. Логические исследования. Т. 22. № 2. С. 123-154.

Orlova, N. Kh., Solovyov, S. V. (2016). From the history of logic in pre-revolutionary Russia: strategies for academic interaction. Logical Investigations. Vol. 22. no. 2. pp. 123-154. (In Russ.)

Петруня, О. Э. (2012). Сергей Алексеевич Аскольдов: несостоявшаяся революция в теории познания. Аскольдов С. А. Гносеология. Статьи. М. Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви. С. 3-37.

Petrunya, O. E. (2012). Sergei Alekseevich Askoldov: a failed revolution in the theory of knowledge. In Askoldov S. A. Gnoseology. Articles. Moscow. pp. 3-37. (In Russ.)

Пустарнаков, В. Ф. (2002). Влияние античного наследия на мировоззрение классического русского Просвещения 40–60-х годов XIX века. Пустарнаков В. Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М. С. 246-344.

Pustarnakov, V. F. (2002). The influence of the ancient heritage on the worldview of the classical Russian Enlightenment of the 40-60s of the XIX century. In Pustarnakov, V. F. Philosophy of the Enlightenment in Russia and France: Experience in Comparative Analysis. Moscow. pp. 246 344. (In Russ.)

Райэн, В. (1968). Древнерусский перевод жизнеописания Аристотеля Диогена Лаэртского. Slavia, roč. 37, seš. 2. Praha. С. 349-355.

Ryan, W. (1968). Old Russian translation of the biography of Aristotle Diogenes Laertius. Slavia, 37, 2. Praha. pp. 349-355. (In Russ.)

Серебряков, Ф. Ф. (2013). Е. А. Бобров как историк философии и просвещения в России: учебное пособие. Казань. Казанский ун-т.

Serebryakov, F. F. (2013). E. A. Bobrov as a Historian of Philosophy and Education in Russia. A study guide. Kazan. (In Russ.)

Стрельцов, А. М. (2022). Философия Аристотеля как методологическое основание университетского образования в мысли Филиппа Меланхтона. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 70. С. 147-155.

Streltsov, A. M. (2022). Philosophy of Aristotle as a methodological basis for university education in the thought of Philip Melanchthon. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology, Political science. no. 70. pp. 147-155. (In Russ.)

Философия и ее история. Дискуссии. (2021). Ред. М. Н. Вольф. Новосибирск. ООО «Офсет ТМ».

Volf, M. N. (ed.). (2021). Philosophy and its history. Discussions. Novosibirsk. (In Russ.)

Чумакова, Т. В. (2004). К вопросу о рецепции Аристотеля в древнерусской культуре. Вече. № 16. С. 243-256.

Chumakova, T. V. (2004). On the question of the reception of Aristotle in ancient Russian culture. Veche. no. 16. pp. 243-256. (In Russ.)

Чумакова, Т. В. (2005). Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре. Человек. № 2. С. 58-69.

Chumakova, T. V. (2005). Receptions of Aristotle in ancient Russian culture. Human. no. 2. pp. 58-69. (In Russ.)

Ryan, W. F. (1968). Aristotle in Old Russian Literature. Modern Language Review. Vol. 63. no. 3. рp. 650-658.

Ryan, W. F. (1986). Aristotle and Pseudo-Aristotle in Kievan and Muscovite Russia. In Kraye, J., Ryan, W. F. (eds.). Pseudo-Aristotle in the Middle Ages. The Theology and other texts. L. pp. 97-109.

Santinello, G. (ed.). (1993). Models of the history of philosophy. V. 1. From Its Origins in the Renaissance to the “Historia Philosophica” (the late fifteenth to the later seventeenth century). Springer Science+ Business Media Dordrecht.

Sharples, R. (2005). Comments on Professor Wolenski’s paper. In Thouard, D. (ed.) Aristote au XIX siècle. Villeneuve d'Ascq. Presses universitaires du Septentrion. [Online]. Available at: http://books.openedition.org/septentrion/54008 (Accessed: 21 July 2023).

Teichmüller, G. (1867) Aristotelische Forschungen. Bd. I: Beiträge zur Poetik des Aristoteles. Breslau.

Teichmüller, G. (1869) Aristotelische Forschungen. Bd. II: Aristoteles’ Philosophie der Kunst. Breslau.

Teichmüller, G. (1873) Aristotelische Forschungen. Bd. III: Geschichte des Begriffes der Parusie. Breslau.

Teichmüller, G. (1874). Studien zur Geschichte der Begriffe. Berlin.

Teichmüller, G. (1876). Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Heft 1, Gotha.

Teichmüller, G. (1878). Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Heft 2, Gotha.

Teichmüller, G. (1879). Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Heft 3, Gotha.

Wolenski, J. (1989). Logic and Philosophy in the Lvov-Warsaw School. Dordrecht. Kluwer.

Wolenski, J. (2005). Reply to Prof. Sharples. In Aristote au XIXe siècle [en ligne]. Villeneuve d'Ascq. Presses universitaires du Septentrion. (généré le 21 juillet 2023). [Online]. Available at: http://books.openedition.org/septentrion/54014. (Accessed: 21 July 2023).

Загрузки

Опубликован

2023-10-09

Как цитировать

Вольф, М. Н. (2023). «Русский Аристотель» в контексте вопроса о рецепции аристотелизма (замечания переводчика к статье Я. Воленьского «Рецепция Аристотеля в Польше с 1900 г.»). Respublica Literaria, 4(3), 37–51. https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.3.37-51

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ