Платон и Академия («История академических философов» Филодема)

Авторы

  • Евгений Васильевич Афонасин Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.1.7-24

Ключевые слова:

история научно-образовательных институтов, философские биографии, Афины.

Аннотация

В статье предлагается русский перевод части «Истории философов» Филодема, доступной в двух Геркуланских папирусах (PHerc. 1021 и PHerc. 164) и посвященной истории основания Афинской Академии и биографии ее основателя. Этот важный источник, представленный и подробно прокомментированный в статье, позволяет выделить наиболее интересные подробности жизни и политической деятельности Платона как в Афинах, так и в Сицилии. Рассмотренные биографические подробности реконструированы на основе самых ранних свидетельств, в том числе Платоновых писем, работ учеников Аристотеля Аристоксена и Дикеарха, платонического философа Гераклида Понтийского и эллинистического историка Неанфа (чьи данные в конечном итоге восходят к Исократу). Это делает биографию Платона и раннюю историю Академии более достоверной.

Библиографические ссылки

Афонасин, Е. В. (2017). Лекарство для припоминания. Перипатетическое конструирование интеллектуальной истории Греции. Дикеарх и философская биография. ΣΧΟΛΗ (Schole). Т. 11. № 1. С. 271-282.

Afonasin, E. V. (2017). Remedium memoriae. The Peripatetic construction of the intellectual history of Greece. Dicaearchus’ Biography of philosophy. ΣΧΟΛΗ (Schole). Vol. 11. no. 1. pp. 271-282. (In Russ.)

Афонасин, Е. В. (2019). Гераклид Понтийский. Фрагменты и свидетельства. СПб.: Изд-во РХГА.

Afonasin, E. V. (2019). Heraclides of Pontus. Fragments and testimonies. Saint Petersburg: Publishing house of the Russian Christian Academy for the Humanities. (In Russ.)

Афонасина, А. С. (2019). Место философской школы в античном городе: Академия Платона и Дом Прокла в Афинах. ΠΡΑΞΗΜΑ (Praxema). № 3 (21). С. 27-42.

Afonasina, A. S. (2019). The place of the philosophical school in the ancient city: the Academy of Plato and the House of Proclus in Athens. ΠΡΑΞΗΜΑ (Praxema). no. 3(21). pp. 27-42. (In Russ.)

Гараджа, А. (2019). Аристоксен Тарентский о Сократе и Платоне. Платоновские исследования. Т. 10. № 1. С. 197-208.

Garadzha, A. (2019). Aristoxenus of Tarentum about Socrates and Plato. Platonic Investigations. Vol. 10. no. 1. pp. 197-208. (In Russ.)

Диллон, Дж. (2005). Наследники Платона. Пер. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд-во СПбГУ.

Dillon, J. (2005). The Heirs of Plato. Afonasin E. V. (transl.). Saint Petersburg: St Petersburg University Publ. (In Russ.)

Аристотель. Идеи и интерпретации (2017). Под ред. Петровой М. С. М.: Аквилон.

Petrova, M. S. (ed.). (2017). Aristotle. Ideas and Interpretations. Moscow: Aquillo. (In Russ.)

Bintliff, J. (2012). The Complete Archeology of Greece. Chichester: Wiley-Blackwell.

Caruso, A. (2013). Akademia: Archeologia di una scuola filosofica ad Atene da Platone a Procle (387a.C.- 485 d.C.). Athens–Paestum: Pandemos.

Costa, V. (2007). Filocoro di Atene. Vol. I: I frammenti dell'Atthis. Roma: Edizioni TORED.

Dillon, J. (2003). The Heirs of Plato: A Study of the Old Academy (347-274 BC). Oxford University Press.

Dillon, J. (2012). Aristoxenus’ Life of Plato. In Huffman, C. A. (ed.) Aristoxenus of Tarentum: Discussion. New Brunswick–London: Rutgers University Press. pp. 283-296.

Dorandi, T. (1991). Filodemo, Storia dei filosofi: Platone e l’ Academia. Naples: Bibliopolis.

Gaiser, K. (hrsg.) (1988). Philodems Academica. Die Berichte über Platon und die Alte Akademie in zwei Herculanensischen Papyri. Supplementum Platonicum 1. Stuttgart: Frommann.

Haake, M. (2020). The Academy in Athenian politics and society – between disintegration and integration: the first fifty years (387/6 – 306/5). In Kalligas, P., Balla, Ch., et al. (eds.) Plato’s Academy. Its Working and Its History. Cambridge University Press. pp. 65-88.

Harding, P. (2006). Didymos on Demosthenes. Oxford University Press.

Kingsley, P. (1995). Meetings with Magi. Iranian Themes among the Greeks, from Xanthus of Lydia to Plato's Academy. Journal of the Royal Asiatic Society. no. 5. pp. 173-209.

Lasserre, F. (1966). Die Fragmente des Eudoxos von Knidos. Berlin.

Lygori-Tolia, E. (2020). The gymnasium of the Academy and the School of Plato. In Kalligas, P., Balla, Ch., et al. (eds.) Plato’s Academy. Its Working and Its History. Cambridge University Press. pp. 46-64.

Marchiandi, D. (2020). In the shadow of Athena Polias: the divinities of the Academy, the training of politai and death in service to Athens. In Kalligas, P., Balla, Ch., et al. (eds.) Plato’s Academy. Its Working and Its History. Cambridge University Press. pp. 11-27.

Mirhady, D. (2001). Dicaearchus of Messana: The Sources, Text and Translation. In Fortenbaugh, W., Schütrumpf, E. (eds.) Dicaearchus of Messana: Text, Translation, and Discussion. New Brunswick, NJ and London: Rutgers University Press. pp. 1-142.

Nails, D. (2002). The People of Plato: A Prosopography of Plato and other Socratics. Indianapolis: Hackett.

Panayiotopoulos, M., Chatziefthiminou, T. (2020). Observations on the topography of Ancient Academia. In Kalligas, P., Balla, Ch., et al. (eds.) Plato’s Academy. Its Working and Its History. Cambridge University Press. pp. 28-45.

Speyer, A. (2001). The earliest bust of Socrates? New observations to Philochorus in PHerc. 1021 col. 2. CrErc 31. pp. 81-95.

Загрузки

Опубликован

2020-10-20 — Обновлена 2020-10-20

Как цитировать

Афонасин, Е. В. (2020). Платон и Академия («История академических философов» Филодема). Respublica Literaria, 1(1), 7–24. https://doi.org/10.47850/RL.2020.1.1.7-24