Этика стоиков глазами скептиков
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.52-60Ключевые слова:
стоики, скептики, Аркесилай, Хрисипп, этика, философская полемика, Средняя Академия, СтояАннотация
В статье проводится оценка скептической критики этики стоиков. Отмечаются некоторые слабые места аргументации скептиков. В частности, скептики подвергли сомнению, что стоики верным образом идентифицировали благо по природе. В качестве доказательства указывается на разногласие среди догматиков по этому вопросу. Показано, что такой аргумент не является решающим и не может дискредитировать позицию стоиков. В качестве сильного критического замечания скептики могли бы предложить процедуру верификации блага по природе, но тогда они бы перешли на позицию догматиков. Другая линия критики связана с тезисом о высшем благе как таком предмете выбора, который избирается ради него самого. Скептики утверждают, что если такой предмет выбора и существует, то он в самом себе содержит противоречие. Поскольку мы выбираем благо ради него самого, постольку нас интересует не предмет, а выбор сам по себе, а это значит мы должны избегать блага, ведь получив его, мы лишимся возможности его выбирать. Данное противоречие сглаживается энергийным подходом Аристотеля, который в полной мере был унаследован стоиками. Наиболее явно противоборство стоиков и скептиков проявляется в их дискуссии о теории действия, из чего ясно, что разногласия между этими школами существуют не только на теоретическом уровне, но и на мировоззренческом.
Библиографические ссылки
Аристотель (1983). Никомахова этика. Пер. Н. В. Брагинской. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М. Мысль. С. 53-293.
Aristotle (1983). Nicomachean Ethics. Braginskaya, N. V. (transl.). In Works. Vol. 4. Moscow. pp. 53–293.
Гаджикурбанова, П. А. (2004). Специфика стоической трактовки добродетели (понятие «надлежащего по обстоятельствам»). Этическая мысль. Вып. 5. С. 128-142.
Gadzhikurbanova, P. A. (2004). The specifics of the Stoic interpretation of virtue (the notion of «appropriate in circumstances»). Ethical Thought. Is. 5. pp. 128-142 (In Russ.)
Секст Эмпирик (1975). Сочинения. Т. 1. Пер. А. Ф. Лосева. М.: Мысль.
Sextus Empiricus (1975). Works. Vol. 1. Losev, A.F. (transl.). Moscow. (In Russ.)
Секст Эмпирик (1976). Сочинения. Т. 2. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской, А. Ф. Лосева. М. Мысль.
Sextus Empiricus (1976). Works. Vol. 2. Bryullova-Shaskolskaya, N. V., Losev, A. F. (trasl.). Moscow. (In Russ.)
Цицерон (2004). Учение академиков. Пер. Н. А. Федорова. М. Индрик.
Cicero (2004). Academica. Fedorov, N. A. (transl.). Moscow. (In Russ.)
Фрагменты ранних стоиков. Т. 1: Зенон и его ученики. (1998). Пер. и коммент. А. А. Столярова. М. «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина.
Fragments of Early Stoics. Vol. 1. Zeno and His Disciples. (1998). Stolyarov, A. A. (transl. and comment.). Moscow. (In Russ.)
Фрагменты ранних стоиков. Т. 3. ч. 1: Хрисипп из Сол: этические фрагменты. (2008). Пер. и коммент. А. А. Столярова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина.
Fragments of Early Stoics. Vol. 3. Pt. 1. Chrysippus of Soli. Ethical Fragments. (2008). Stolyarov, A. A. (transl. and comment.). Moscow. (In Russ.)
Anscombe, G. E. M. (1999). Practical Truth. Logos: A Journal of Catholic Thought and Culture. Vol. 2. no 3. pp. 68-75.
Striker, G. (1990). Ataraxia: Happiness as Tranquillity. Monist. no. 73. pp. 97-110.
Thorsrud, H. (2010). Arcesilaus and Carneades. In Bett, R. (ed.). The Cambridge Companion to Ancient Scepticism. Cambridge. pp. 58-80.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc