Специфика агентности аудитории в современной российской медиасреде
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.4.138-152Ключевые слова:
коммуникация, медиа, аудитория, агентностьАннотация
В статье рассматривается специфика агентности российской аудитории в различных сегментах современной медиасреды – традиционных, новых и синтетических медиа. На основе концепции активной аудитории и теории рационального выбора выделены ключевые параметры принятия решения аудиторией в рамках медиапотребления: ожидаемая награда от взаимодействия с тем или иным сегментом медиасреды и необходимые затраты для получения доступа к контенту. На материале глубинных полуформализованных интервью показано, что наибольший потенциал с точки зрения агентности аудитории демонстрируют новые медиа благодаря доступности, интерактивности и персонализации медиатекстов. Традиционные медиа охарактеризованы респондентами как сегмент престижного медиапотребления, но взаимодействие с ними оказывается затруднено экономическими барьерами, тогда как синтетические медиа воспринимаются опрошенными преимущественно в качестве инструмента, требующего специфических навыков и не вызывающего доверия. Сделан вывод о частично реализованном и неравномерном характере потенциала современной медиасреды с точки зрения агентности аудитории, что указывает на необходимость развития цифрового образования, стимулирования доступности традиционных медиа, а также повышения уровня доверия к медиасреде в целом.
Библиографические ссылки
Альтюссер, Л. (2011). Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования). Неприкосновенный запас. № 3 (77). С. 14-58.
Althusser, L. (2011). Ideology and Ideological State Apparatuses (Research Notes). Emergency Reserve. No. 3 (77). Pp. 14-58. (In Russ.)
Барт, Р. (1994). Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. С. 384-391.
Barthes, R. (1994). The Death of the Author. In Selected Works: Semiotics. Poetics. Moscow. Pp. 384-391. (In Russ.)
Богданович, Г. Ю., Федорова, А. Ю. (2020). Новые медиа и медиаконвергенция как современная платформа восприятия медиапродукта. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. № 6 (1). С. 199-210.
Bogdanovich, G. Yu., Fedorova, A. Yu. (2020). New Media and Media Convergence as a Modern Platform for Media Product Perception. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Philological sciences. No. 6 (1). Pp. 199-210. (In Russ.)
Булат, Р. Е., Кочнова, С. А. (2024). Обеспечение безопасного поведения обучающихся общеобразовательной организации в медиасреде. Культура и безопасность. № 1. С. 25-34. DOI: https://doi.org/10.25257/KB.2024.1.25-34.
Bulat, R. E., Kochnova, S. A. (2024). Ensuring Safe Behavior of Students of a General Education Organization in the Media Environment. Culture and Security. No. 1. Pp. 25-34. DOI: https://doi.org/10.25257/KB.2024.1.25-34. (In Russ.)
Вартанова, Е. Л. (2018). Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы. Меди@льманах. № 1 (84). С. 8-12.
Vartanova, E. L. (2018). Media in the Context of Social Transformations: Towards a Problem Statement. Medi@lmanakh. No. 1 (84). Pp. 8-12. (In Russ.)
Варфоломеева, Ю. Н., Харанутова, Е. И. (2017). Критерии оценки качества медиатекстов (на примере PR-текстов). Litera. № 1. С. 101-107.
Varfolomeeva, Yu. N., Kharanutova, E. I. (2017). Criteria for Assessing the Quality of Media Texts (Using PR Texts as an Example). Litera. No. 1. Pp. 101-107. (In Russ.)
Васильев, Н. А., Дубровин, В. Л. (2023). Изменения в медиапотреблении в современной России. Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 107-129. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2023.3.8.
Vasiliev, N. A., Dubrovin, V. L. (2023). Changes in Media Consumption in Modern Russia. Knowledge. Understanding. Skill. No. 3. Pp. 107-129. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2023.3.8 (In Russ.)
Головин, Ю. А. (2022). Современные тенденции в сфере медиа. Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 20-24. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2022.1.3.
Golovin, Yu. A. (2022). Modern Trends in the Field of Media. Scientific Works of Moscow University for the Humanities. No. 1. Pp. 20-24. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2022.1.3 (In Russ.)
Грушевская, В. Ю. (2022). Модель фильтрации информации в социальных медиа. Журнал исследований социальной политики. № 20 (3). С. 393-406.
Grushevskaya, V. Yu. (2022). A Model of Information Filtering in Social Media. Journal of Social Policy Studies. No. 20 (3). Pp. 393-406. (In Russ.)
Девяткин, Н. Р. (2025). Трансформация цифрового медиапотребления России в 2022-2025 годах: факторы и тенденции. Вопросы медиабизнеса. № 4 (2). С. 53-58.
Devyatkin, N. R. (2025). Transformation of Digital Media Consumption in Russia in 2022-2025: Factors and Trends. Media Business Issues. No. 4 (2). Pp. 53-58. (In Russ.)
Дерябин, А. А., Попов, А. А. (2022). Категории «субъективность» и «субъект» в исследованиях цифровой культуры. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 67. С. 69-79.
Deryabin, A. A., Popov, A. A. (2022). The Categories of “Subjectivity” and “Subject” in Digital Culture Studies. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. No. 67. Pp. 69-79. (In Russ.)
Ефимова, О. В. (2025). Феномен «коллективного автора» в медиасреде. Ученые записки Новгородского государственного университета. № 1 (56). С. 46-57. DOI: https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.1(56).46-57.
Efimova, O. V. (2025). The Phenomenon of the “Collective Author” in the Media Environment. Scientific Notes of Novgorod State University. No. 1 (56). Pp. 46-57. DOI: https://doi.org/10.34680/2411-7951.2025.1(56).46-57. (In Russ.)
Зубанова, Л. Б. (2011). Социокультурный анализ медиапотребления: качественно-количественные параметры оценки аудитории Челябинска. Челябинский гуманитарий. № 2 (15). С. 68-84.
Zubanova, L. B. (2011). Sociocultural analysis of media consumption: qualitative and quantitative parameters for assessing the Chelyabinsk audience. Chelyabinsk Humanitarian. No. 2 (15). Pp. 68-84. (In Russ.)
Калинкина, Д. К. (2017). Тематизация понятия «развлечение» в исследованиях медиа. Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2 (51). С. 154-161.
Kalinkina, D. K. (2017). Thematization of the Concept of “Entertainment” in Media Studies. Caspian Region: Politics, Economics, Culture. No. 2 (51). Pp. 154-161. (In Russ.)
Карпенко, И. И. (2025). Открытая журналистика: аудитория как субъект современной медиакоммуникации. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. № 11 (1). С. 86-93. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-932X-2025-11-1-0-8.
Karpenko, I. I. (2025). Open Journalism: The Audience as a Subject of Modern Media Communication. Research Result. Social and Humanitarian Research. No. 11 (1). Pp. 86-93. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-932X-2025-11-1-0-8. (In Russ.)
Колобова, Е. Ю. (2019). Развитие российского медиарынка и цифровой разрыв. Управленческое консультирование. № 6 (126). С. 67-78. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-6-67-78
Kolobova, E. Yu. (2019). Development of the Russian Media Market and the Digital Divide. Management Consulting. No. 6 (126). Pp. 67-78. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-6-67-78. (In Russ.)
Лебедева, Л. Г. (2022). Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. № 22 (2). С. 139-144.
Lebedeva, L. G. (2022). The Role of Mass Media in the Socialization of Individuals and Generations (Based on Sociological Materials). News of Saratov University. New Series. Sociology. Political Science Series. No. 22 (2). Pp. 139-144. (In Russ.)
Ромаданова, С. В., Мухаметшина, Н. С. (2023). Влияние нейросетей на формирование медиареальности. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. № 5 (2). С. 36-40. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-phil.2023.2.4.
Romadanova, S. V., Mukhametshina, N. S. (2023). The Influence of Neural Networks on the Formation of Media Reality. Bulletin of Samara State Technical University. Series: Philosophy. No. 5 (2). Pp. 36-40. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-phil.2023.2.4. (In Russ.)
Сяолинь, Чж. (2022). Слияние традиционных медиа с Digital-медиа: проблемы и перспективы. Язык. Словесность. Культура. № 12 (3). С. 18-25. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.97.24.003.
Xiaolin, Zh. (2022). The Merger of Traditional and Digital Media: Problems and Prospects. Language. Literature. Culture. No. 12 (3). Pp. 18-25. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.97.24.003. (In Russ.)
Фахрутдинова, А. З. (2019). Модели рациональности в основаниях теории принятия решений. Философия науки и техники. № 24 (1). С. 131-144. DOI: https://doi.org/10.21146/2413-9084-2019-24-1-131-144.
Fakhrutdinova, A. Z. (2019). Models of Rationality in the Foundations of Decision Theory. Philosophy of Science and Technology. No. 24 (1). Pp. 131-144. DOI: https://doi.org/10.21146/2413-9084-2019-24-1-131-144. (In Russ.)
Фуко, М. (1996). Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. 448 с.
Foucault, M. (1996). The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power, and Sexuality. Works from Different Years. Moscow. 448 p. (In Russ.)
Шабаан, Д. (2020). Печатные СМИ против электронных СМИ. Sciences of Europe.
№ 55-3 (55). С. 21-24.
Shabaan, D. (2020). Print Media versus Electronic Media. Sciences of Europe. No. 55-3 (55). Pp. 21-24. (In Russ.)
Шумилина, П. Д. (2025). Медиапотребление в эпоху технологических трансформаций: анализ ключевых трендов и перспективы развития. Социально-гуманитарные знания. № 5. С. 214-217. DOI: https://doi.org/10.24412/0869-8120-2025-5-214-217.
Shumilina, P. D. (2025). Media consumption in the era of technological transformations: analysis of key trends and development prospects. Social and humanitarian knowledge. No. 5. Pp. 214-217. DOI: https://doi.org/10.24412/0869-8120-2025-5-214-217. (In Russ.)
Hills, M. (2009). Participatory Culture: Mobility, Interactivity and Identity. In Creeber, G., Martin, R. (eds.). Digital cultures: Understanding new media. New York. Open University Press. Pp. 107-121.
Hui Kyong Chun, W. (2006). Did Somebody Say New Media? In Hui Kyong Chun, W. Keenan, T. (eds.). New Media, Old Media: A History and Theory Reader. New York. Routledge.
Pp. 1-13.
Jenkins, H. (2008). Convergence culture: Where old and new media collide. New York. NYU Press.
Lasswell, H. D. (1948). The Structure and Function of Communication in Society. In Bryson, L. (ed.). The Communication of Ideas. New York. The Institute for Religious and Social Studies. Pp. 215-228.
Oulasvirta, A., Jokinen, J. P. P., Howes, A. (2022). Computational Rationality as a Theory of Interaction. In Proceedings of the CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), April 29–May 5, 2022, New Orleans, LA, USA. New York. ACM. Pp. 1-14. DOI: https://doi.org/10.1145/3491102.3517739.
Perusko, Z., Vozab, D., Cuvalo, A. (2013). Audiences as a source of agency in media systems: Post-socialist Europe in comparative perspective. Medialni Studia. Vol. 7. No. 2. Pp. 137-154.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc