Эпистемологические проблемы поучительных историй
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.4.41-52Ключевые слова:
нарратив, передача знания, философия литературы, имплицитный смысл, пропозициональное знаниеАннотация
Считается, что вымышленные поучительные истории имплицитно сообщают некую мораль, которая представляет собой пропозициональную истину о реальном мире. В работе рассматривается пять возможных эпистемологических претензий к данной концепции имплицитной нарративной передачи пропозиционального знания: (1) история не содержит обоснования ее поучительного смысла; (2) слушатель не получает знания, если не уверен, что правильно понял намерения рассказчика; (3) в вымышленной истории нет когнитивного содержания; (4) знание, полученное слушателем из истории, не является для него новым пропозициональным знанием; (5) непонятно, как извлечь из истории пропозицию, если она не представлена в явном виде. Эти претензии сформулированы в виде серий аргументов и возможных возражений к ним. Значительная часть этих аргументов и возражений заимствована из аналитической философии литературы и адаптирована к обсуждению представленных эпистемологических проблем.
Библиографические ссылки
Бутаков, П. А. (2017). Социальная верификация религиозного знания. Эпистемология и философия науки. Т. 53. № 3. С. 58-67. DOI: 10.5840/eps201753346
Butakov, P. A. (2017). Social Verification of Religious Knowledge. Epistemology & Philosophy of Science. Vol. 53. No. 3. Pp. 58-67. DOI: 10.5840/eps201753346 (In Russ.)
Бутаков, П. А. (2024). Нарративная передача знания. Respublica Literaria. Т. 5. № 4. С. 12-23. DOI: 10.47850/RL.2024.5.4.12-23
Butakov, P. A. (2024). Narrative Transmission of Knowledge. Respublica Literaria. Vol. 5. No. 4. Pp. 12-23. DOI: 10.47850/RL.2024.5.4.12-23 (In Russ.)
Бутаков, П. А. (2025). Имплицитное содержание нарратива Евангельских притч. Schole. T. 19. № 2. С. 1190-1203. DOI:10.25205/1995-4328-2025-19-2-1190-1203
Butakov, P. A. (2025). Implicit Narrative Meaning of the Gospel Parables. Schole. Vol. 19. No. 2. Pp. 1190-1203. DOI:10.25205/1995-4328-2025-19-2-1190-1203 (In Russ.)
Gallie, W. B. (1964). Philosophy and the Historical Understanding. London. Chatto & Windus.
Gibson, J. (2007). Fiction and the Weave of Life. Oxford. Oxford University Press.
Greco, J. (2020). The Transmission of Knowledge. New York. Cambridge University Press.
Hirsch, E. D. (1967). Validity in Interpretation. New Haven, CT. Yale University Press.
Kieran, M., Lopes, D. M. (eds.). (2006). Knowing Art: Essays in Aesthetics and Epistemology. Dordrecht. Springer.
Lamarque, P., Olsen, S. H. (1994). Truth, Fiction, and Literature: A Philosophical Perspective. Oxford. Clarendon Press.
Margolis, J. (1965). The Language of Art and Art Criticism: Analytic Questions in Aesthetics. Detroit. Wayne State University Press.
Mikkonen, J. (2013). The Cognitive Value of Philosophical Fiction. London. Bloomsbury.
Welbourne, M. (1979). The Transmission of Knowledge. The Philosophical Quarterly. Vol. 29. No. 114. Pp. 1-9.
Wimsatt, W. K., Beardsley, M. C. (1946). The Intentional Fallacy. The Sewanee Review. Vol. 54. Pp. 468-488.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc