Аутентизм как методология историко-философского исследования
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.4.5-25Ключевые слова:
Т. А. Шиян, аутентизм, презентизм, методология истории философии, историцизм, контекстуализм, апроприационизм, семантический холизм, ментальный холизм, семантика философских текстов.Аннотация
Настоящая статья является критическим откликом на статью Т. А. Шияна «Возникновение философии как проблема исследования культуры». В своей статье Т. А. Шиян предлагает новую методологию для исследования инокультурных феноменов, которую он называет «аутентизмом». В настоящей статье я показываю, что историко-философские исследования философских текстов минувших эпох (являющиеся инокультурными феноменами) не могут проводиться с использованием предлагаемой Т. А. Шияном методологии. Этот вывод я основываю на том, что в разработанной Т. А. Шияном методологии: 1) отсутствует процедура выявления значений лексических единиц древних философских текстов; 2) отсутствует анализ выявленных в современных дискуссиях о методологии истории философии недостатков антикваризма / историцизма / контекстуализма (разновидностью которых является аутентизм); 3) не учитывается специфика философского текста, на значение лексических единиц которого нельзя указать; это значение может определяться только через систему убеждений написавшего текст философа, но к этой системе у интерпретатора нет доступа.
Библиографические ссылки
Берестов, И. В. (2018). Использование семантики В. Эдельберга в методологии истории философии. Часть I: постановка проблемы. Вестник Томского государственного университета. Вып. 436. С. 69-81. DOI: 10.17223/15617793/436/8.
Berestov, I. V. (2018). Application of Walter Edelberg’s Perspectivalist Semantics in the Methodology of the History of Philosophy. Part I: A Statement of the Problem. Tomsk State University Journal. Iss. 436. Pp. 69-81. DOI: 10.17223/15617793/436/8. (In Russ.)
Берестов, И. В. (2019). Использование семантики В. Эдельберга в методологии истории философии. Часть II: Типы значений терминов. Вестник Томского государственного университета. Вып. 438. С. 62-73. DOI: 10.17223/15617793/438/8.
Berestov, I. V. (2019). Application of Walter Edelberg’s Perspectivalist Semantics in the Methodology of the History of Philosophy. Part II: Types of Term Meanings. Tomsk State University Journal. Iss. 438. Pp. 62-73. DOI: 10.17223/15617793/438/8 (In Russ.)
Берестов, И. В. (2021). Аргументация Парменида против множественности сущего в свете древнегреческих и современных концептуализаций. Дис. … д-ра филос. наук (на правах рукописи). Новосибирск. 409 с. [Электронный ресурс]. URL: https://dissertations.tsu.ru/PublicApplications/Details/e9c6f44b-4ac2-4911-bbbd-b0478a40a743 (дата обращения: 01.10.2025).
Berestov, I. V. (2021). Parmenides’ Argumentation against the Plurality of Beings in the Light of Ancient Greek and Modern Conceptualizations. Doctor’s thesis. Novosibirsk. 409 p. [Online]. Available at: https://dissertations.tsu.ru/PublicApplications/Details/e9c6f44b-4ac2-4911-bbbd-b0478a40a743 (Accessed: 01 October 2025). (In Russ.)
Берестов, И. В., Вольф, М. Н., Доманов, О. А. (2019). Аналитическая история философии: методы и исследования. Под общ. ред. М. Н. Вольф. Новосибирск: Офсет ТМ. xviii, 242 с.
Berestov, I. V., Volf, M. N., Domanov, O. A. (2019). Analytical History of Philosophy: Methods and Studies. Volf, M. N. (ed.). Novosibirsk. xviii, 242 p. (In Russ.)
Бетти, Э. (2011). Герменевтика как общая методология наук о духе. Пер. с нем. Е. В. Борисова. М. 143 с.
Betty, E. (2011). Hermeneutics as a General Methodology of the Humanities. Borisov, E. V. (transl.). Moscow. 143 p. (In Russ.)
Бивир, М. (2010). Роль контекстов в понимании и объяснении. История понятий, история дискурса, история менталитета. Под общ. ред. Х. Э. Бедекера. Пер. с нем. М.: Новое литературное обозрение. С. 112-152.
Bivir, M. (2010). The Role of Contexts in Understanding and Explanation. In Bödecker, H. E. (ed.) History of Concepts, History of Discourse, History of Mentality. Transl. from German. Moscow. Pp. 112-152. (In Russ.)
Вольф, М. Н. (2014a). Софистика. Горгий Леонтийский: трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях: учебное пособие. Новосибирск: РИЦ НГУ. 249 с.
Volf, M. N. (2014a). Sophistics. Gorgias of Lentini: The Treatise “On the Non-Existent, or On Nature” in Modern Interpretations. A Textbook. Novosibirsk. 249 p. (In Russ.)
Вольф, М. Н. (2014б). Трактат «О не-сущем, или О природе» Горгия в De Melisso Xenophane Gorgia, V–VI: Условно-формальная структура и перевод. ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 8. № 2. С. 152-169.
Volf, M. N. (2014b). Gorgias’ “On Not-being or On Nature” in De Melisso Xenophane Gorgia, V-VI: Its Formal Structure and a Translation from Ancient Greek into Russian. ΣΗΟΛΗ (Schole). Ancient Philosophy and the Classical Tradition. Vol. 8. No. 2. Pp. 198-216. (In Russ.)
Вольф, М. Н. (2017). Современные дискуссии об истории философии: противостояние текста и контекста. Сибирский философский журнал. Т. 15. № 2. С. 237-257. DOI: 10.25205/2541-7517-2017-15-3-237-257.
Volf, M N. (2017). Contemporary Debates about the History of Philosophy: The Tug-of-War Between Text and Context. Siberian Journal of Philosophy. Vol. 15. No 2. Pp. 237-257. DOI: 10.25205/2541-7517-2017-15-3-237-257. (In Russ.)
Вольф, М. Н., Берестов, И. В. (2020a). Сверхинтерпретация или апроприация? Respublica Literaria. Т. 1. № 1. С. 58-68. DOI: 10.47850/RL.2020.1.1.58-68.
Volf, M. N., Berestov, I. V. (2020a). Overinterpretation or Appropriation? Respublica Literaria. Vol. 1. No. 1. Pp. 58-68. DOI: 10.47850/RL.2020.1.1.58-68. (In Russ.)
Вольф, М. Н., Берестов И.В. (2020б). Проблема в теории аргументации: можно ли убедить собеседника? (Коммуникативно-прагматическое решение). ΠΡΑΞΗMΑ (Praxema). Проблемы визуальной семиотики. № 4(26). С. 9-40. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-9-40.
Volf, M. N., Berestov, I. V. (2020b). The Problem in the Theory of Argumentation: Is It Possible to Convince the Interlocutor? Communicative-Pragmatic Solution. ΠΡΑΞΗMΑ (Praxema). Journal of Visual Semiotics. Iss. 4 (26). Pp. 9-40. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-9-40. (In Russ.)
Вольф, М. Н., Косарев, А. В. (2016). Неософистическая риторика в свете историко-философской методологии. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Вып. 4(36). С. 225-233. DOI: 10.17223/1998863X/36/23.
Volf, M. N., Kosarev, A. V. (2016). Neo-Sophistic Rhetoric in View of the Methodology of the History of Philosophy. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. Iss. 4 (36). Pp. 225-233. DOI: 10.17223/1998863X/36/23. (In Russ.)
Коффа, А. (2019). Семантическая традиция от Канта до Карнапа: к Венскому вокзалу. Под ред. Л. Весселс. Пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». 528 с. (Сер. Библиотека аналитической философии).
Koffa, A. (2019). The Semantic Tradition from Kant to Carnap: To the Vienna Station. Wessels, L. (ed.), Tselischev, V. V. (transl.). Moscow. 528 p. (In Russ.)
Крафт, В. (2003). Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Пресс.
Kraft, V. (2003). The Vienna Circle. The Emergence of Neopositivism. Moscow.
Кузнецова, Н. И. (2009). Презентизм и антикваризм – две картины прошлого. Arbor Mundi. Вып. 15. С. 164-197.
Kuznetsova, N. I. (2009). Presentism and Antiquarism – Two Pictures of the Past. Arbor Mundi. Iss. 15. Pp. 164-197. (In Russ.)
Кун, Т. (2009). Структура научных революций. Пер. с англ. И. З. Налетова. М.: АСТ. 317 с. (Впервые опубл. на англ. яз. в 1962 г.)
Kuhn, T. S. (2009). The Structure of Scientific Revolutions. Naletov, I. Z. (transl.). Moscow. 317 pp. (In Russ.)
Моисеева, А. Ю. (2016). Что нам дает концептуально-ролевая семантика? Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 2(34). С. 104-109. DOI: 10.17223/1998863X/34/12.
Moiseeva, A. Y. (2016). What Does Conceptual-Role Semantics Give Us? Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No 2(34). Pp. 104-109. DOI: 10.17223/1998863X/34/12. (In Russ.)
Уайтхед, А. Н., Рассел, Б. (2005-2006). Основания математики. В 3-х т. Под ред. Г. П. Ярового, Ю. Н. Радаева. Самара: Изд-во «Самарский университет». Т. 1. 722 с.; Т. 2. 738 с.; Т. 3. 460 с. (Впервые опубл. на англ. яз. в 1910–1913).
Whitehead, A. N., Russell, B. (2005-2006). Principia Mathematica. In 3 vols. Yarovoy, G. P., Radaev, Yu. N. (eds,). Samara. Vol. 1. 722 p.; Vol. 2. 738 p.; Vol. 3. 460 p. (In Russ.)
Флаш, К. (2009). Как писать историю средневековой философии? К дискуссии Клода Паначчио и Алена де Либера о философской ценности историко-философских исследований. Логос. № 4-5 (72). С. 224-246.
Flasch, K. (2009). How to Write the History of Medieval Philosophy? On the Discussion between Claude Panaccio and Alain De Libera on the Philosophical Value of Historical-Philosophical Research. Logos. No. 4-5(72). Pp. 224-246. (In Russ.)
Шиян, Т. А. (2025). Возникновение философии как проблема исследования культуры. Respublica Literaria. Т. 6. № 4. С. 99-116. DOI: 10.47850/RL.2025.6.4. 99-116.
Shiyan, T. A. (2025). The Emergence of Philosophy as a Problem of Culture Studies. Respublica Literaria. Vol. 6. No. 4. Pp. 99-116. DOI: 10.47850/RL.2025.6.4. 99-116.
Bekker, I. (ed.). (1831). De Xenophane, de Zenone, de Gorgia. In Aristoteles. Aristotelis opera. Berolini. Reimer. Vol. 2. Pp. 202-206.
Block, N. (1986). Advertisement for a Semantics for Psychology. In French, P. et al. (eds.). Midwest Studies in Philosophy. Vol. 10. Iss. 1. Minneapolis, MN. University of Minnesota Press. Pp. 615-678.
Block, N. (1993). Holism, Hyper-Analyticity and Hyper-Compositionality. Philosophical Issues. Vol. 3. Pp. 37-72. (Ser. Science and Knowledge)
Block, N. (1994). An Argument for Holism. Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 94. Pp. 151-169.
Eco, U., Rorty R., Culler, J., Brooke-Rose, Ch., Collini, S. (ed.). (1992). Interpretation and Overinterpretation. Cambridge. Cambridge University Press. 151 p.
Esfeld, M. (1998). Holism and Analytic Philosophy. Mind. Vol. 107. No. 426. Pp. 365-380.
Esfeld, M. (2001). Holism in Philosophy of Mind and Philosophy of Physics. Dordrecht. Springer Science+Business Media. xiv, 366 p. (Synthese Library: Studies in Epistemology, Logic, Methodology, and Philosophy of Science. Vol. 298).
Field, H. (1978). Mental Representation. Erkenntnis. Vol. 13. No. 1. Pp. 9-61.
Fodor, J. A. (1973). The Language of Thought. New York. Crowell. x, 214 p.
Harman, G. (1973). Thought. Princeton (NJ, USA). Princeton University Press. 199 p.
Harrell, M. (1996). Confirmation Holism and Semantic Holism. Synthese. Vol. 109. No. 1. Pp. 63-101.
Heal, J. (1994). Semantic Holism: Still a Good Buy. Proceedings of the Aristotelian Society. Vol. 94. Pp. 325-339.
Jackman, H. (1999). Moderate Holism and the Instability Thesis. American Philosophical Quarterly. Vol. 36. No. 4. Pp. 361-369.
King, P. (1995). Historical Contextualism: The New Historicism? History of European Ideas. Vol. 21. No. 2. Pp. 209-233.
Lærke, M., Smith, J. E. H., Schliesser, E. (eds.). (2013). Philosophy and Its History: Aims and Methods in the Study of Early Modern Philosophy. N. Y. Oxford University Press. 384 p.
Panaccio, C. (1994). De la reconstruction en histoire de la philosophie. In Boss, G. (éd.). La philosophie et son histoire: essais et discussions. Zürich. Éditions du Grand midi. Pp. 294-312.
Quine, W. V. O. (2013). Word and Object. Foreword by Patricia Smith Churchland; preface to the new edition by Dagfinn Føllesdal. Cambridge, Massachusetts; London, England. MIT Press. xxx, 277 p.
Randall, J. H. (1962). The Career of Philosophy. Vol. I: From the Middle Ages to the Enlightenment. New York. Columbia University Press. 983 p.
Sorell, T. (2005). On Saying No to History of Philosophy. In Sorell, T., Rogers, G. A. G. (eds.) Analytic Philosophy and History of Philosophy. New York. Oxford University Press. Pp. 43-59.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc