Воздействие коммуникации на идентичность человека: анализ аргументации
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.2.153-162Ключевые слова:
коммуникация, медиа, идентичность, социализация, автономияАннотация
В статье представлен краткий обзор научной дискуссии о влиянии коммуникационных процессов на конструирование, развитие и разрушение идентичности человека. Реконструирована аргументация двух ключевых позиций в рамках данной дискуссии. Показано, что сторонники одной из точек зрения характеризуют влияние коммуникации на формирование и развитие идентичности как конструктивное, а с точки зрения их оппонентов, вовлеченность в коммуникативные процессы способствует разрушению устойчивой идентичности человека либо затрудняет ее формирование. Сделаны выводы о том, что позиция в дискуссии зависит от оснований, на которых, с точки зрения авторов подхода, базируется понятие идентичности, в связи с чем каждый из подходов может быть применим для решения определенного круга исследовательских задач в зависимости от объекта и цели исследования.
Библиографические ссылки
Барышева, Ю. С. (2022). Социализация и инкультурация российских детей и подростков в цифровой среде: основные проблемы и исследования. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. № 1 (856). С. 166 176.
Barysheva, Yu. S. (2022). Socialization and Enculturation of Russian Children and Teenagers in the Digital Environment: Main Problems and Research. Bulletin of Moscow State Linguistic University. Humanities. No. 1 (856). Pp. 166-176. (In Russ.)
Бауман, З. (1995). От паломника к туристу. Социологический журнал. № 4. С. 133-154.
Bauman, Z. (1995). From Pilgrim to Tourist. Sociological Journal. No. 4. Pp. 133-154. (In Russ.)
Бауман, З. (2008). Текучая современность. СПб.: Питер.
Bauman, Z. (2008). Liquid Modernity. St. Petersburg. (In Russ.)
Бахтин, М. М. (1986). Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.
Bakhtin, M. M. (1986). Aesthetics of Verbal Creativity. Moscow. (In Russ.)
Кириллина, Н. В. (2023). Реальная и воспринимаемая идентичность в цифровой среде. Коммуникология. № 11 (2). С. 150-157.
Kirillina, N. V. (2023). Real and Perceived Identity in the Digital Environment. Communicology. No. 11 (2). Pp. 150-157. (In Russ.)
Конева, А. В., Лисенкова, А. А. (2018). «День без селфи прожит зря», или цифровые визуальные стратегии самоидентификации. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. № 32. С. 214-228.
Koneva, A. V., Lisenkova, A. A. (2018). “A Day Without a Selfie Is Wasted”, or Digital Visual Strategies of Self-Identification. Bulletin of Tomsk State University. Cultural Studies and Art Criticism. No. 32. Pp. 214-228. (In Russ.)
Лысак, И. В. (2017). Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 38. С. 130-138.
Lysak, I. V. (2017). Identity: The Essence of the Term and the History of its Formation. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. No. 38. Pp. 130-138. (In Russ.)
Максимова, Л. Н., Федорова, А. В. (2025). Современная личность в информационном обществе с позиций социально-психологического знания. Вестник Поволжского института управления. № 25 (1). С. 103-115. DOI: 10.22394/1682-2358-2025-1-103-115
Maksimova, L. N., Fedorova, A. V. (2025). Modern Personality in the Information Society from the Standpoint of Socio-Psychological Knowledge. Bulletin of the Volga Region Institute of Management. No. 25 (1). Pp. 103-115. DOI: 10.22394/1682-2358-2025-1-103-115 (In Russ.)
Олешкова, А. М. (2023). «Новояз» как способ дискурсивного конструирования идентичности. Общество: философия, история, культура. № 4 (108). С. 68-73.
Oleshkova, A. M. (2023). “Newspeak” as a Way of Discursive Construction of Identity. Society: Philosophy, History, Culture. No. 4 (108). Pp. 68-73. (In Russ.)
Ореховская, Н. А. (2016). К вопросу определения понятия «социальная коммуникация». Социально-гуманитарные знания. № 2. С. 104-109.
Orekhovskaya, N. A. (2016). On the Definition of the Concept of “Social Communication”. Social and Humanitarian Knowledge. No. 2. Pp. 104-109. (In Russ.)
Труфанова, Е. О. (2010). Человек в лабиринте идентичностей. Вопросы философии. № 2. С. 13-22.
Trufanova, E. O. (2010). Man in the Labyrinth of Identities. Questions of Philosophy. No. 2. Pp. 13-22. (In Russ.)
Харре, Р. (2007). Философия сознания как проблема философии и науки. Epistemology & Philosophy of Science. № 4. С. 13-29.
Harre, R. (2007). Philosophy of Mind as a Problem of Philosophy and Science. Epistemology & Philosophy of Science. № 4. Pp. 13-29. (In Russ.)
Gergen, K. (1991). The saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y.
Kelly, G. (2003). The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1. A Theory of Personality. London. Routledge.
Lifton, R. J. (1993). The Protean Self. Human Resilience in an Age of Fragmentation. N.Y.
Mead, G. H. (1972). Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago and London. The University of Chicago Press.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc