Это устаревшая версия, которая была опубликована 2025-03-31. Прочтите самую последнюю версию.

И. Г. Гаман в истории и историографии философии

Авторы

  • Алексей Михайлович Стрельцов Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.1.27-40

Ключевые слова:

Гаман, история философии, лингвистический поворот, Михелет, Кьеркегор

Аннотация

В работе исследуются причины несоответствия между влиянием И. Г. Гамана на ряд ключевых философов XVIII–XIX вв. и тем скромным местом, которое было отведено ему в историографии и истории философии в контексте меняющейся философской повестки. Показано, как, начиная с XIX столетия, Гамана интерпретировали как представителя философии чувства и веры, иррационализма, предшественника экзистенциализма, пост-модернизма, а также лингвистического поворота.

Биография автора

Алексей Михайлович Стрельцов, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск)

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

Асмус, В. Ф. (1965). Проблема интуиции в философии и математике (очерк истории: XVII – начало XX вв.). М.

Asmus, V. F. (1965). Problem of Intuition in Philosophy and Mathematics (Essay on History: XVII through early XX Century). Moscow. (In Russ.)

Берестов, И. В. (2015). Холистические допущения у Парменида, Платона и Секста Эмпирика. Феноменолого-онтологический замысел Г. Г. Шпета и гуманитарные проекты XX XXI веков: Г. Г. Шпет. Comprehensio. Шестые Шпетовские чтения: сборник статей и материалов международной научной конференции (1-7 июня 2015 г.). Отв. ред. О. Г. Мазаева. Томск. С. 54-55.

Berestov, I. V. (2015). Holistic Assumptions in Parmenides, Plato, and Sextus Empiricus. In Mazaeva, O. G. (ed.). Phenomenological-onthological conception of G. G. Shpet and humanitarian projects of the XX-XXI centuries: G. G. Shpet. Comprehensio. Sixth Shpet Readings. Collections of Essays and Materials of the International Scholarly Conference (1-7 June 2015). Tomsk. Pp. 54 55. (In Russ.)

Виндельбанд, В. (2007). История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. М.

Windelband, W. (2007). A History of New Philosophy with Reference to General Culture and Individual Sciences. Vol. 1. Moscow. (In Russ.)

Волжин, С. В. (2006). И. Г. Гаман, Ф. Г. Якоби. Философия чувства и веры. СПб.

Volzhin, S. V. (2006). J. G. Hamann, F. H. Jacobi. Philosophy of Feeling and Faith. St Petersburg. (In Russ.)

Гегель, Г. В. Ф. (1972). О сочинениях Гамана. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет:

в 2-х т. Т. 1. М. С. 577-643.

Gegel, G. W. F. (1972). On Hamann’s Works. In Gegel, G. W. F. Works of Different Years. In 2 vols. Vol. 1. Moscow. Pp. 577-643. (In Russ.)

Гегель, Г. В. Ф. (1974). Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.

Gegel, G. W. F. (1974). Encyclopedia of Philosophic Sciences. Vol. 1. The Science of Logic. Moscow. (In Russ.)

Гете, И. В. (1969). Из моей жизни. Поэзия и правда. M.

Goethe, J. W. (1969). Aus meinem Leben: Dichtung und Wahrheit. Moscow. (In Russ.)

Гете, И. В. (1980). Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9. М.

Goethe, J. W. (1980). Collected works. In 10 vols. Vol. 9. Moscow. (In Russ.)

Гильманов, В. Х. (2003). Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград.

Gilmanov, V. Kh. (2003). J. G. Hamann’s Hermeneutics of the «Type» and the Englightenment. Kaliningrad. (In Russ.)

Гильманов, В. Х. (2006). И Г. Гаман и литература Просвещения: опыт универсальной герменевтики: дис. … д-ра филос. наук.

Gilmanov, V. Kh. (2003). J. G. Hamann’s and the Literature of the Enlightenment: Experience of Universal Hermeneutics. Doctor’s thesis. (In Russ.)

Гулыга, А. В. (1977). Кант. М.

Gulyga, A. V. (1977). Kant. Moscow. (In Russ.)

Гулыга, А. В. (1985). Немецкая классическая философия. М.

Gulyga, A. V. (1985). German Classical Philosophy. Moscow. (In Russ.)

Кожевников, В. А. (1897). Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. Ч. I. М.

Kozhevnikov, V. A. (1897). Philosophy of Feeling and Faith in its Relation to Literature and Rationalism of the 18th Century and Critical Philosophy. Pt. 1. Moscow. (In Russ.)

Кьеркегор, С. (2012). Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». М.

Kierkegaard, S. (2012). Concluding Unscientific Postscript to Philosophical Fragments. Moscow. (In Russ.)

Рассел, Б. (1994). История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск.

Russel, B. (1994). History of Western Philosophy and its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day. Novosibirsk. (In Russ.)

Реале, Дж., Антисери, Д. (2010). Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. СПб.

Reale, G., Antiseri, D. (2010) Western Philosophy from its Origins until Present Day. St. Petersburg. (In Russ.)

Секст Эмпирик. (1976). Против логиков. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. М.

Sextus Empiricus. (1976). Against the Logicians. Works. In 2 vols. Vol. 1. Moscow. (In Russ.)

Современная западная философия. Энциклопедический словарь. (2009). Редкол. О. Хеффе, В. С. Малахов и др. М.

Heffe, O., Malakhov, V. S. et al. (eds.). (2009). Modern Western Phisolophy. Encyclopedic Dictionary. Moscow. (In Russ.)

Уэст, Д. (2015). Континентальная философия. Введение. М.

West, D. (2015). Continental Philosophy. An Introduction. Moscow. (In Russ.)

Чернов, С. А., Шевченко, И. В. (2010). Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М.

Chernov, S. A. Shevchenko, I. V. (2010). Friedrich Jacobi: Faith, Feeling, Reason. Moscow. (In Russ.)

Alexander, W. M. (1966). Johann Georg Hamann. Philosophy and Faith. Hague.

Bayer, O. (1988). Zeitgenosse im Widerspruch. J. G. Hamann als radicaler Aufklärer. München. Zürich.

Bayer, O. (2012). A Contemporary in Dissent. Johann Georg Hamann as a Radical Enlightener. Grand Rapids, MI.

Beiser, F. C. (1987). The Fate of Reason. German Philosophy from Kant to Fichte. Cambridge.

Berlin, I. (1993a). J. G. Hamann and the Origins of Modern Irrationalism. New York.

Berlin, I. (1993b). The Magus of the North. New York Review of Books. Vol. 40. No. 17.

Pp. 64-71.

Fischer, K. (1855). Geschichte der neuern Philosophie. Bd. 2. G. W. Leibniz und seine Schule. Heidelberg.

Fritsch, F. (1999). Communicatio idiomatum. Zur Bedeutung einer christologischen Bestimmung für das Denken Johann Georg Hamanns. Berlin. New York.

Hamann, J. G. (1950). Sokratische Denkwürdigkeiten. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. Sämtliche Werke. Schriften über Philosophie, Philologie, Kritik: 1758-1763. Pp. 57-82. Wien.

Gray, J. Hamann, Nietzsche, and Wittgenstein on the Language of Philosophers. In Anderson, L. M. (ed.). Hamann and the History of Philosophy. Hamann and the Tradition. Evanston, IL. Pp. 104-121.

German, T. J. (1981). Hamann on Language and Religion. Oxford.

Griffith-Dickson, G. (1995). Johann Georg Hamann’s Relational Metacriticism. Berlin.

Halpern, M. (2019). Religion, Grammar and Style: Wittgenstein and Hamann. European Review. Vol. 27. Iss. 2. Pp. 195-209.

Hamann, J. G. (1821-1825). Hamanns Schriften von F. Roth. Berlin.

Hamann, J. G. (1949-1957). Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe von J. Nadler. In 6. Bdn. Wien.

Hamann, J. G. (1955-1979). Briefwechsel. Bd. 1-7. Ziesemer, W., Henkel, A. (hrsg.). Wiesbaden, Frankfurt.

Haynes, K. (2012). “There is an Idol in the Temple of Learning”. In Anderson, L. M. (ed.). Hamann and the History of Philosophy. Hamann and the Tradition. Evanston, IL. Pp. 33-51.

Jean Paul. (1990). Vorschule der Ästhetik. Henckmann, W. (ed.). Hamburg.

Jorgensen, S.-A. (2013). Hamann, Bacon, and Tradition. In Querdenker der Aufklärung. Studien zu Johann Georg Hamann. Göttingen. Pp. 35-64.

Kenny, A. (2006). A New History of Western Philosophy. Volume III. The Rise of Modern Philosophy. Oxford.

Kirmmse, B. H., Laursen, V. R. (1996). Encounters with Kierkegaard. Princeton.

Knoll, R. (1963). Johann Georg Hamann und Friedrich Heinrich Jacobi. Heidelberg.

Lafont, C. (1999). The Linguistic Turn in Hermeneutic Philosophy. Cambridge, London.

Leibrecht, W. (1958). Gott und Mensch bei Johann Georg Hamann. Gütersloh.

Lestition, S. O. (2007). Countering, Transporting, or Negating the Enlightenment? A Response to Robert Norton. Journal of the History of Ideas. Vol. 68. No. 4. Pp. 659-681.

Lowrie, W. (1950). Johann Georg Hamann: An Existentialist. Princeton.

Michelet, K. L. (1837-1838). Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel. Bd. 2. Berlin.

Milbank, J. (1999). The Theological Critique of Philosophy in Hamann and Jacobi. In Milbank, J., Pickstock, C., Ward, G. (eds.). Radical Orthodoxy. London, New Work. Pp. 21-37.

Nadler, J. (1949). Johann Georg Hamann. Der Zeuge des Corpus mysticum. Salzburg.

Norton, R. E. (2007). The Myth of the Counter-Enlightenment. Journal of the History of Ideas. Vol. 68. No. 4. Pp. 635-658.

O’Flaherty, J. C. (1952). Unity and Language. A Study in the Phisolophy of Johann Georg Hamann. Chapel Hill.

Pascale, C. D. (2014) Il razionale e l’irrazionale. La filosofia critica tra Hamann e Schopenhauer. Pisa.

Hamann, J. G. (1821-1825). Hamanns Schriften von F. Roth. Berlin.

Schlegel, F. (1961). Deutsches Museum III. Kritische Neuausgabe. Bd. 6. München.

Schelling, F. W. J. (1856a). Sämtliche Werke. Abt. I. Bd. 8. Stuttgart. Augsburg.

Schelling, F. W. J. (1856b). Sämtliche Werke. Abt. I. Bd. 10. Stuttgart. Augsburg.

Smith, R. G. (1960). Johann Georg Hamann 1730–1788: A Study in Christian Existence, With Selection from His Writings. New York.

Snellman, L. (2018). Hamann’s Influence on Wittgenstein. Nordic Wittgenstein Review. Vol. 7. No. 1. Pp. 59–82.

Unger, R. (1911). Hamann und die Aufklärung. Studien zur Vorgeschichte des romantischen Geistes im 18 Jahrhundert. 2 Bde. Jena.

Vaughan, L. (1989). Johann Georg Hamann: Metaphysics of Language and Vision of History. Frankfurt.

Zeller, E. (1875). Geschichte der deutschen Phisolophie seit Leibniz. München.

Загрузки

Опубликован

2025-03-31

Версии

Как цитировать

Стрельцов, А. М. (2025). И. Г. Гаман в истории и историографии философии. Respublica Literaria, 6(1), 27–40. https://doi.org/10.47850/RL.2025.6.1.27-40

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ