Рецепции философии Канта в эпоху высоких технологий

Авторы

  • Людмила Борисовна Сандакова Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск)

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.2.45-60

Ключевые слова:

И. Кант, искусственный интеллект, натурализм, трансцендентализм, биоэтика, философия техники

Аннотация

Существующие обзоры исследований кантовского наследия и рецепций философских идей мыслителя не отражают актуальную связь философии Иммануила Канта с развитием новых технологий и их экспансией во все сферы жизни. Можно ли связать антропологический смысл кантовской философии с вопросами, возникающими в технологизированном мире? В данной статье предложен вариант обзора рецепций некоторых аспектов философии Канта в исследованиях, связанных с технологиями искусственного интеллекта и биотехнологиями. Теоретическим ядром исследования стало различение трансцендентализма и натурализма как исследовательских философских программ. Сделаны выводы о перспективности изучения рецепций кантовской философии в техноисследованиях, а также о ее двойственном характере, обнаруживающем себя в устойчивом воспроизведении трансценденталистской и натурализаторской интерпретаций идей мыслителя.

Биография автора

Людмила Борисовна Сандакова, Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск)

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Библиографические ссылки

Авдеева, И. А. (2019). Императив моральной ответственности Г. Йонаса как нравственный ответ прошлому за будущее. [Электронный ресурс]. Горизонты гуманитарного знания: электронный научный журнал. № 5. С. 47-61. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1102 (дата обращения: 20.05.2024). DOI: 10.17805/ggz.2019.5.3.

Avdeeva, I. A. (2019). H. Jonas's Imperative of Moral Responsibility as an Ethical Answer to the Past for the Future. [Online]. Horizons of Humanitarian Knowledge: an electronic scientific journal. No. 5. Pp. 47-61. Available at: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1102 (Accessed: 20 May 2024). DOI: 10.17805/ggz.2019.5.3. (In Russ.)

Бажанов, В. А. (2020). Натурализм и кантианство. Эпистемология и философия науки. Т. 57. № 2. С. 114-123. DOI: 10.5840/eps202057225.

Bazhanov, V. A. (2020). Naturalism and Kantianism. Epistemology and Philosophy of Science. Vol. 57. No. 2. Pp. 114-123. DOI: 10.5840/eps202057225. (In Russ.)

Брук, Э. (2022). Кант: трансцендентальный ум и интеллигибельный ум. Трансцендентальный поворот в современной философии – 7: Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конференции. Москва, 21–23 апреля 2022 г. М.: РГГУ. C. 39-40.

Brook, A. (2022). Kant: Transcendental Mind and Intelligible Mind. In A transcendental Turn in modern Philosophy – 7. Epistemology, Cognitive Science and Artificial Intelligence: A Collection of Abstracts of an International Scientific Conference. Moscow, 21-23 April 2022. Moscow. Pp. 39 40. (In Russ.)

Брюшинкин, В. Н. (1990). Кант и «искусственный интеллект»: модели мира. Кантовский сборник: межвузовский тематический сборник научных трудов. № 1 (15). С. 80 89.

Bryushinkin, V. N. (1990). Kant and “Artificial Intelligence”: Models of the World. Kantian Journal. No. 1 (15). Pp. 80-89. (In Russ.)

Гаврилина, Л. М. (2015). Эстетический поворот конца XX века и проблема самоопределения эстетики: рецепция кантовских идей. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. № 2 (17). С. 78-86.

Gavrilina, L. M. (2015). The aesthetic turn of the end of the XX century and the Problem of self-determination of aesthetics: reception of Kantian ideas. Culture and Education: A scientific and informational journal of universities of culture and arts. No. 2 (17). Pp. 78-86. (In Russ.)

Гаспарян, Д. Э. (2014). Бои за эпистемическое первенство: трансцендентальные границы современного натурализма. Вопросы философии. № 12. С. 58-68.

Gasparyan, D. E. (2014). The Battles for Epistemic Primacy: The Transcendental Boundaries of Modern Naturalism. Voprosy Filosofii. No. 12. Pp. 58-68. (In Russ.)

Зензен, О. (2023). Зачем изучать Канта? Постановка проблемы. Кантовский сборник. Т. 42. № 2. С. 7-15. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-2-1.

Sensen, O. (2023). Why Study Kant? Framing the Problem. Kantian Journal. Vol. 42. No. 2. Pp. 7-15. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-2-1. (In Russ.)

Йонас, Г. (2004). Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. Пер. с нем., предисл., прим. И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс.

Jonas, H. (2004). The Principle of Responsibility. The Experience of Ethics for technological Civilization. Machankov, I. I. (transl.). Moscow. (In Russ.)

Кант, И. (1965). Сочинения. Т. IV. Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: «Мысль».

Kant, I. (1965). Writings. Vol. IV. Asmus, V. Ph., Gulyga, A. V., Ojzerman, T. I. (eds.). Moscow. (In Russ.)

Катречко, С. Л. (2006). Трансцендентальная (кантовская) модель сознания как новая парадигма «искусственного разума». Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. М.: ИИнтеЛЛ. С. 276-289.

Katrechko, S. L. (2006). The transcendental (Kantian) Model of Consciousness as a new Paradigm of “Artificial Intelligence”. In Artificial Intelligence: An interdisciplinary Approach. Moscow. Pp. 276-289. (In Russ.)

Катречко, С. Л. (2022). Кантовская когнитивная модель ума. Трансцендентальный поворот в современной философии – 7. Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: сборник тезисов международной научной конференции. Москва, 21-23 апреля 2022 г. М.: РГГУ. С. 15-19.

Katrechko, S. L. (2022). Kant's cognitive Model of the Mind. In A Transcendental Turn in Modern Philosophy – 7. Epistemology, Cognitive Science and Artificial Intelligence. Collection of Abstracts of an International Scientific Conference. Moscow, 21-23 April 2022. Moscow. Pp. 15 19. (In Russ.)

Китчер, Ф. (2022). Натурализируя Канта. Кантовский сборник. Т. 41. № 1. С. 118-146. DOI: 10.5922/0207-6918-2022-1-5.

Kitcher, Ph. (2022). Naturalising Kant. Kantian Journal. Vol. 41. No. 1. Pp. 118-146. DOI: 10.5922/0207-6918-2022-1-5. (In Russ.)

Кондрахина, Е. И. (2012). Актуальность Иммануила Канта, или Homo Quarens. Вестник РХГА. № 1. С. 47-55.

Kondrachina, E. I. (2012). The relevance of Immanuel Kant, or Homo Quarens. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. No. 1. Pp. 47-55. (In Russ.)

Кудрин, Б. И. (1999). Техническая реальность: угроза или путь к вечному миру. Кантовский сборник: межвузовский тематический сборник научных трудов. № 1 (21). С. 28 54.

Kudrin, B. I. (1999). Technical reality is a threat or a path to eternal peace. Kantian Journal. No. 1 (21). Pp. 28-54. (In Russ.)

Кузнецов, А. В. (2023). Химера натурализма и свобода воли. Эпистемология и философия науки. Т. 60. № 1. С. 221-240. DOI: 10.5840/eps202360117.

Kuznetsov, A. V. (2023). Chimera of Naturalism and Free Will. Epistemology & Philosophy of Science. Vol. 60. No. 1. Pp. 221-240. DOI: 10.5840/eps202360117 (In Russ.)

Курцвейл, Р. (2015). Эволюция разума: Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. Пер. с англ. Т. П. Мосоловой. М.: «Э».

Kurzweil, R. (2015). How to Create a Mind: The Secret of Human Thought Revealed. T.P. Mosolova (transl.). Moscow. (In Russ.)

Кутырев, В. A. (2023). Философия Чистого Разума Канта как спекулятивная предпосылка космизма, виртуальности и Искусственного Интеллекта (трансцендентальный дигитализм contra теллурический реализм). Вопросы философии. № 2. С. 201-209. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-2-201-209.

Kutyrev, V. A. (2023). Kant’s Philosophy of Pure Reason as a speculative Foresight of Cosmism, Virtualization and Artificial Intelligence (transcendental Digitalism contra telluric Realism). Voprosy Filosofii. No. 2. Pp. 201-209. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-2-201-209. (In Russ.)

Лебедев, С. П. (2008). Генезис первых философских исследовательских программ: Автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03. СПб. 47 с.

Lebedev, S. P. (2008). The genesis of the first philosophical research programs. Extended abstract of Doctor’s thesis. St. Petersburg. 47 p. (In Russ.)

Мачкарина, О. Д. (2011). Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века: Дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03. СПб. 392 с.

Machkarina, O. D. (2011). Reception of critical philosophy of I. Kant in Russia of the XIX century. Doctor’s thesis. St. Petersburg. 392 p. (In Russ.)

Митчем, К. (1995). Что такое философия техники? Пер. с англ. И. Г. Арзаканян, И. Ю. Алексеева, Е. В. Малахова, А. Н. Лаврухина; под ред. проф. В. Г. Горохова. М.: Аспект-Пресс. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3840/3842 (дата обращения: 31.05.2024)

Mitcham, C. (1995). What is the Philosophy of Technology? Arzakanyan, I. G., Alekseeva, I. Y., Malakhova, E. V., Lavrukhina, A. N. (transl.). Gorokhov, V. G. (ed.). Moscow. [Online]. Available at: https://gtmarket.ru/library/basis/3840/3842. (Accessed: 31 May 2024). (In Russ.)

Нагль, Л. (2022). Цифровые технологии: размышления о различии между инструментальной рациональностью и практическим разумом. Кантовский сборник. Т. 41. № 1. С. 60-88. DOI: 10.5922/0207-6918-2022-1-3.

Nagl, L. (2022). Digital Technology: Reflections on the Difference between Instrumental Rationality and Practical Reason. Kantian Journal. Vol. 41. No. 1. Pp. 60-88. DOI: 10.5922/0207-6918-2022-1-3. (In Russ.)

Пожарев, Т. (2022). Смысл как трансцендентальный артефакт: тест Лавлейс 3.3. Трансцендентальный поворот в современной философии – 7: Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конференции. Москва, 21-23 апреля 2022 г. М.: РГГУ. С. 49-50

Pozharev, T. (2022). Meaning as a Transcendental Artifact: The Lavlejs 3.3. Test. In A transcendental Turn in modern Philosophy – 7. Epistemology, Cognitive Science and Artificial Intelligence: a Collection of Abstracts of an International Scientific Conference. Moscow, 21-23 April 2022. Moscow. Pp. 49-50. (In Russ.)

Рокмор, Т. (2009). Натурализм как антикантианство. Пер. Е. В. Востриковой. Эпистемология и философия науки. Т. XXII. № 4. С. 14‒29.

Rocmor, T. (2009). Naturalism and anti-Kantianism. Vostrikova, E. V. (transl.). Epistemology & Philosophy of Science. Vol. XXII. No. 4. Pp. 14‒29. (In Russ.)

Смирных, С. В. (2019). Рецензия на доклад доктора Макса фон Шпонека (Dr. Max von Sponeck, Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) «“Скрытое в глубинах души искусство”: Кант как “собеседник” философии духа в дискуссии о возможности искусственного интеллекта» 16 мая 2019 г. в Институте философии СПбГУ. [Электронный ресурс]. Credo New. № 3 (99). URL: http://credo-new.ru/archives/1789 (дата обращения: 31.05.2024).

Smyrnyh, S. V. (2019). Review of the report by Dr. Max von Sponeck (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg) “Artificial intelligence (AI)” may 16, 2019 at the Institute of philosophy of St. Petersburg state University. [Online]. Credo New. № 3 (99). Available at: http://credo-new.ru/archives/1789 (Accessed: 31 May 2024). (In Russ.)

Стельмахов, Д. А. (2023). Творческий потенциал искусственного интеллекта в контексте идеи нового просвещения. Кантовский сборник. Т. 42. № 4. С. 240-251. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-4-13.

Stelmakhov, D. A. (2023). Creative Potential of Artificial Intelligence in the Context of the Idea of the New Enlightenment. Kantian Journal. Vol. 42. No. 4. Pp. 240-251. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-4-13. (In Russ.)

Тищенко, П. Д. (2006). Биоэтика: автономия воли и власть (от Канта до Фуко). Рабочие тетради по биоэтике. Биоэтика: антропологические проблемы. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та. С. 14-31.

Tishchenko, P. D. (2006). Bioethics: Autonomy of will and Power (from Kant to Foucault). In Bioethics workbooks. Bioethics: anthropological problems. Moscow. Pp. 14-31. (In Russ.)

Хабермас, Ю. (2012). Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека. Пер. Э. Ю. Соловьева. [Электронный ресурс]. Вопросы философии. № 2. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=474 (дата обращения: 20.05.2024).

Habermas, J. (2012). The Concept of human Dignity and the realistic Utopia of human Rights. Solovyov, E. Y. (transl.). [Online]. Voprosy Filosofii. No. 2. Available at: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=474 (Accessed: 27 May 2024). (In Russ.)

Чалый, В. А. (2023). Возвращая «культурный мандат»: Идея устойчивого развития в кантианской перспективе. Кантовский сборник. Т. 42. № 2. С. 68-94. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-2-4.

Chaly, V. A. (2023). Reclaiming the “Cultural Mandate”: The Idea of Sustainable Development in the Kantian Perspective. Kantian Journal. Vol. 42. No. 2. Pp. 68-94. DOI: 10.5922/0207-6918-2023-2-4. (In Russ.)

Юрасов, А. А. (2019) Критический анализ концепции свободы воли Канта. [Электронный ресурс]. Философская мысль. № 7. С. 22-36. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30596 (дата обращения: 31.05.2024). DOI: 10.25136/2409-8728.2019.7.30596.

Yurasov, A. A. (2019). Critical Analysis of I. Kant’s Concept of Free Will. [Online]. Philosophical thought. No. 7. Pp. 22-36. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30596 (Accessed: 31 May 2024). DOI: 10.25136/2409-8728.2019.7.30596. (In Russ.)

Dehaene, S., Brannon, E. (2010). Space, Time, and Number: a Kantian Research Program. Trends in Cognitive Sciences. [Online]. Vol. 14. No. 12. Pp. 517-519. Available at: https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.tics.2010.09.009?ysclid=lx36o54dme808811953 (Accessed: 17 May 2024). DOI: 10.1016/j.tics.2010.09.009.

Heubel, F., Biller-Andorno, N. (2005). The contribution of Kantian moral theory to contemporary medical ethics: A critical analysis. [Online]. Med Health Care and Philos. Vol. 8. Iss. 1. Pp. 5-18. Available at: https://www.sci-hub.ru/10.1007/s11019-005-0104-7?ysclid=lx36tm77z9310635841. (Accessed: 17 May 2024). DOI: 10.1007/s11019-005-0104-7.

Hudson, H. (1994). Kant’s Compatibilism. Ithica. Cornell University Press.

Łuków, P., Różyńska, J. (2016). Respect for Autonomy. In Have, H. (ed.). Encyclopedia of Global Bioethics. Springer, Cham. Pp. 2501-2511. [Online]. Available at: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-3-319-09483-0_380. (Accessed: 27 May 2024). DOI: 10.1007/978-3-319-09483-0_380.

Miyasaka, M. (2005). Resourcifying human bodies – Kant and bioethics. [Online]. Med Health Care and Philos. Vol. 8. Iss. 1. Pp. 19-27. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s11019-005-0103-8. (Accessed: 27 May 2024). DOI: 10.1007/s11019-005-0103-8.

Saad, T. C. (2018). The history of autonomy in medicine from antiquity to principlism. [Online]. Med Health Care and Philos. Vol. 21. Iss. 1. Pp. 125-137. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s11019-017-9781-2. (Accessed: 27 May 2024). DOI: 10.1007/s11019-017-9781-2.

Sukopp, T. (2007). How Successful Is Naturalism? Talking about Achievements beyond Theism and Scientism. [Online]. From ontos verlag: Publications of the Austrian Ludwig Wittgenstein Society – New Series. Vol. 4. Available at: https://wab.uib.no/ojs/index.php/agora-ontos/article/view/2043 (Accessed: 27 May 2024).

Weizsäcker, E. U., Wijkman, A. (2018). Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. N.Y. Springer Science+Business Media LLC.

Загрузки

Опубликован

2024-06-25

Как цитировать

Сандакова, Л. Б. (2024). Рецепции философии Канта в эпоху высоких технологий. Respublica Literaria, 5(2), 45–60. https://doi.org/10.47850/RL.2024.5.2.45-60

Выпуск

Раздел

КАНТ И РЕЦЕПЦИИ КАНТИАНСТВА