Общие высказывания о благе, этика науки и трансцендентализм
DOI:
https://doi.org/10.47850/RL.2023.4.1.52-61Ключевые слова:
высказывания о благе, трансцендентализм, этика науки, Витгенштейн, Мертон.Аннотация
Цель данного исследования – проверить гипотезу о трансцендентальном характере этики науки. Проверка выполняется в ходе анализа высказываний Мура и Витгенштейна об этике. Данные высказывания соотносятся с основным пунктам теории этоса науки у Мертона. Автор реализует метод сравнительного анализа, который позволяет уточнить высказывания исследуемых авторов относительно трансцендентального понимания этики Витгенштейном. Проясняются перспективы согласования такого понимания с интерпретацией научной этики в теории этоса науки. В результате исследование показывает связь этики науки с вопросами социальной психологии, которые, однако, оказываются слабо связаны с логическими принципами. Поэтому высказывания в теории этоса науки несвободны от трудностей, выявленных при анализе общеэтических высказываний. Затруднительный характер выражения этических норм в форме ‘aRb’ позволяет установить, что этика науки, равно как и общая этика, имеет трансцендентальный характер и не может быть однозначно выражена. Это затрудняет понимание смысла норм в рамках этики науки, но не лишает их значимости в плане демонстрации правил поведения.
Библиографические ссылки
Гончарко, О. Ю., Гончарко, Д. Н. (2016). Этика и/или логика в «Трактате» Л. Витгенштейна? Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 17. № 3. С. 107 114.
Goncharko, O. Yu., Goncharko, D. N. (2016). Ethics and/or logics in “Tractatus” of L. Wittgenstein? Review the Russian Christian Academy for the Humanities. Vol. 17. no. 3. pp. 107-114 (in Russ.)
Суровцев, В. А., Родин, К. А. (2020). «Заметки о цвете» Людвига Витгенштейна: от логики цвета – к социологии цвета. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. Т. 24. № 2. С. 25-38. DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2020-2-25-38
Surovtsev, V. A., Rodin, K. A. (2020). Wittgenstein’s “Remarks on colour”: from colour logic to social studies of colour. Praxema. Vol. 24. no. 2. pp. 25-38 DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2020-2-25-38 (in Russ.)
Christensen, A.-M. (2004). Wittgenstein and ethical norms: The question of ineffability visited and revisited. Florianópolis. Vol. 3. no. 2. pp. 121-134.
Kulikov, S. B. (2020). Scientific Ethos and Foundations of Conscious Activity. Integrative Psychological and Behavioral Science. Vol. 54. no. 1. pp. 158-178. DOI: https://doi.org/10.1007/s12124-019-09483-6
Merton, R. K. (1973). The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. Chicago and London. The University of Chicago Press. 636 p.
Moore, G. E. (1922). Principia Ethica. Cambridge. Cambridge University Press. 277 p.
Richardson, A. (2004). Robert K. Merton and Philosophy of Science. Social Studies of Science. Vol. 34. no. 6. pp. 855-858. DOI: https://doi.org/10.1177/0306312704042086
Wittgenstein, L. (1965). I: A Lecture on Ethics. The Philosophical Review. Vol. 74. no. 1. pp. 3 12. DOI: https://doi.org/10.2307/2183526
Wittgenstein, L. (1922). Tractatus Logico-Philosophicus. London. Routledge & Kegan Paul. 189 p.
Wittgenstein, L. (2001). Wittgenstein’s Lectures, Cambridge, 1932-35: From the Notes of Alice Ambrose and Margaret Macdonald. Ambrose, A. (ed.). New York. Prometheus Books. 225 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://oc.philosophy.nsc.ru/remote.php/webdav/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%20%D1%81%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20RL-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2.doc