Ранняя греческая философия и традиционные религиозные представления

Авторы

  • Бровкин Владимир Викторович Институт философии и права Новосибирского государственного университета

DOI:

https://doi.org/10.47850/RL.2022.3.3.19-33

Ключевые слова:

Фалес, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, олимпийские боги, мифология, антропоморфизм, первоначало, полис

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о факторах, оказавших влияние на формирование критики традиционных религиозных представлений в ранней греческой философии. Установлено, что первый фактор – это внутреннее развитие греческой философии, связанное с решением проблемы первоначала. В философии Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Парменида, Мелисса, Эмпедокла наметился отход от религиозных представлений. У Ксенофана и Гераклита уже в полную силу проявилась критика мифологии, антропоморфизма, мантики. Гиппон и Анаксагор были обвинены в безбожии. Второй фактор – это социально-политическая нестабильность в Греции VI–V вв. до н. э. Данное обстоятельство способствовало усилению недоверия у греческих философов к общественно-политическим, моральным и религиозным установлениям.

Биография автора

Бровкин Владимир Викторович , Институт философии и права Новосибирского государственного университета

кандидат философских наук, научный сотрудник 

Библиографические ссылки

Берве, Г. (1997). Тираны Греции. Ростов н/Д.

Berve, H. (1997). The Greek Tyrants. Rostov on/Don. (In Russ.)

Вевюрко, И. С. (2013). Парменид у истоков философии религии в Античности. Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. № 2 (46). С. 55-69.

Vevyurko, I. S. (2013). Parmenides and the Beginnings of the Ancient Philosophy of Religion. St. Tikhon`s University Review. Series I. Theology. Philosophia. Religious Studies. no. 2 (46). pp. 55 69. (In Russ.)

Гусев, Д. А., Потатуров, В. А. (2018). Дискуссия о современном отечественном теологическом образовании в координатах религиозного, атеистического и научного мировоззрений (в историко-философском и общетеоретическом аспектах). Проблемы современного образования. № 2. С. 33-47.

Gusev, D. A, Potaturov, V. A. (2018). Discussion on Modern Russian Theological Education in the Context of Religious, Atheistic and Scientific Worldviews (as Regards the Historical-Philosophical and General-Purpose Aspects). Problems of modern education. no. 2. pp. 33-47. (In Russ.)

Жмудь, Л. Я. (1994). Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб.

Zhmud, L. Y. (1994). Science, Philosophy and Religion in Early Pythagoreanism. St. Petersburg. (In Russ.)

Кнэхт, Н. П. (2015). Проблема единства бытия у досократиков: античность и современность. Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 3 (7). С. 37-52.

Knekht, N. P. (2015). Problem of Existence Unity in Pre-Socratic Philosophy: The Antiquity and the Present. Economic and Social Research. no. 3 (7). pp. 37-52. (In Russ.)

Лаптева, М. Ю. (2008). Гераклит и Гермодор в политической истории архаического Эфеса. Вестник Санкт-Петербургского университета. История. №. 3. С. 98-106.

Lapteva, M. Yu. (2008). Heraclitus and Hermodorus in Political History of Archaic Ephes. Vestnik of Saint Petersburg University. History. no. 3. pp. 98-106. (In Russ.)

Лебедев, А. В. (1989). Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.

Lebedev, A. V. (1989). Fragments of Early Greek Philosophers. Part 1. Moscow. (In Russ.)

Лурье, С. Я. (1970). Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.

Lurie, S. Y. (1970). Democritus. Texts. Translation. Research. Leningrad. (In Russ.)

Матвейчев, О. А. (2013). Происхождение антропоморфизма греческой религии. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Т. 13. №. 4. С. 32-41.

Matveychev, O. A. (2013). Origin of Anthropomorphism of Greek Religion. Research Yearbook, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Vol. 13. no. 4. pp. 32-41. (In Russ.)

Мурский, В. В. (2013). Взаимоотношения античной философии и богословия (языческого и христианского). Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 14. №. 3. С. 231-234.

Murskiy, V. V. (2013). The Relationship Between Ancient Philosophy and Theology (Pagan and Christian). Herald of the Russian Christian Academy for Humanities. Vol. 14. no. 3. pp. 231-234. (In Russ.)

Халапсис, А. В. (2016). Виза на небеса: Орфей, Пифагор и бессмертие. Scientific Journal «ScienceRise». № 8/1 (25). С. 60-65.

Halapsis, A. V. (2016). Visa to Heaven: Orpheus, Pythagoras, and Immortality. Scientific Journal «ScienceRise». no. 8/1 (25). pp. 60-65. (In Russ.)

Burkert, W. (1985). Greek Religion: Archaic and Classical. Oxford. Blackwell.

Gehrke, H.-J. (2009). States. In Raaflaub, K. A. and van Wees, H. A. Companion of Archaic Greece. Wiley-Blackwell.

Hansen, M. H., Nielsen, T. H. (2004). An Inventory of Archaic and Classical Poleis. Oxford University Press.

Hedrick, Jr. C. W. (2007). Religion and Society in Classical Greece. In Ogden, D. (ed.). A Companion to Greek Religion. Blackwell. pp. 283-296.

Zaidman, L. B., Pantel, P. S. (1992). Religion in the Ancient Greek City. Cambridge University Press.

Загрузки

Опубликован

2022-10-20

Как цитировать

Владимир Викторович , Б. (2022). Ранняя греческая философия и традиционные религиозные представления. Respublica Literaria, 3(3), 19–33. https://doi.org/10.47850/RL.2022.3.3.19-33

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ